- 1. О Моаве так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: горе Нево! он опустошен; Кариафаим посрамлен и взят; Мизгав посрамлен и сокрушен.
- 2. Нет более славы Моава; в Есевоне замышляют против него зло: "пойдем, истребим его из числа народов". И ты, Мадмена, погибнешь; меч следует за тобою.
- 3. Слышен вопль от Оронаима, опустошение и разрушение великое.
- 4. Сокрушен Моав; вопль подняли дети его.
- 5. На восхождении в Лухит плач за плачем поднимается; и на спуске с Оронаима неприятель слышит вопль о разорении.
- 6. Бегите, спасайте жизнь свою, и будьте подобны обнаженному дереву в пустыне.
- 7. Так как ты надеялся на дела твои и на сокровища твои, то и ты будешь взят, и Хамос пойдет в плен вместе со своими священниками и своими князьями.
- 8. И придет опустошитель на всякий город, и город не уцелеет; и погибнет долина, и опустеет равнина, как сказал Господь.
- 9. Дайте крылья Моаву, чтобы он мог улететь города его будут пустынею, потому что некому будет жить в них.
- 10. Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!
- 11. Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; от того оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся.
- 12. Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я пришлю к нему переливателей, которые перельют его и опорожнят сосуды его, и разобьют кувшины его.
- 13. И постыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев постыжен был ради Вефиля, надежды своей.
- 14. Как вы говорите: "мы люди храбрые и крепкие для войны"?
- 15. Опустошен Моав, и города его горят, и отборные юноши его пошли на заклание, говорит Царь, - Господь Саваоф имя Его.
- 16. Близка погибель Моава, и сильно спешит бедствие его.
- 17. Пожалейте о нем все соседи его и все, знающие имя его, скажите: "как сокрушен жезл силы, посох славы!"
- 18. Сойди с высоты величия и сиди в жажде, дочь - обитательница Дивона, ибо опустошитель Моава придет к тебе и разорит укрепления твои.
- 19. Стань у дороги и смотри, обитательница Ароера, спрашивай бегущего и спасающегося: "что сделалось?"
- 20. Посрамлен Моав, ибо сокрушен; рыдайте и вопите, объявите в Арноне, что опустошен Моав.
- 21. И суд пришел на равнины, на Халон и на Иаацу, и на Мофаф,
- 22. и на Дивон и на Нево, и на Бет-Дивлафаим,
- 23. и на Кариафаим и на Бет-Гамул, и на Бет-Маон,
- 24. и на Кериоф, и на Восор, и на все города земли Моавитской, дальние и ближние.
- 25. Отсечен рог Моава, и мышца его сокрушена, говорит Господь.
- 26. Напойте его пьяным, ибо он вознесся против Господа; и пусть Моав валяется в блевотине своей, и сам будет посмеянием.
- 27. Не был ли в посмеянии у тебя Израиль? разве он между ворами был пойман, что ты, бывало, лишь только заговоришь о нем, качаешь головою?
- 28. Оставьте города и живите на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, которые делают гнезда во входе в пещеру.
- 29. Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, о его высокомерии и его надменности, и кичливости его и превозношении сердца его.
- 30. Знаю Я дерзость его, говорит Господь, но это ненадежно; пустые слова его: не так сделают.
- 31. Поэтому буду рыдать о Моаве и вопить о всем Моаве; будут воздыхать о мужах Кирхареса.
- 32. Буду плакать о тебе, виноградник Севамский, плачем Иазера; отрасли твои простирались за море, достигали до озера Иазера; опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград.
- 33. Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями; крик брани будет, а не крик радости.
- 34. От вопля Есевона до Елеалы и до Иаацы они поднимут голос свой от Сигора до Оронаима, до третьей Эглы, ибо и воды Нимрима иссякнут.
- 35. Истреблю у Моава, говорит Господь, приносящих жертвы на высотах и кадящих богам его.
- 36. От того сердце мое стонет о Моаве, как свирель; о жителях Кирхареса стонет сердце мое, как свирель, ибо богатства, ими приобретенные, погибли:
- 37. у каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины и на чреслах вретище.
- 38. На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь.
- 39. Как сокрушен он!" будут говорить рыдая; "как Моав покрылся стыдом, обратив тыл!". И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его,
- 40. ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом.
- 41. Города будут взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых Моавитян будет в тот день, как сердце женщины, мучимой родами.
- 42. И истреблен будет Моав из числа народов, потому что он восстал против Господа.
- 43. Ужас и яма и петля - для тебя, житель Моава, сказал Господь.
- 44. Кто убежит отужаса, упадет в яму; а кто выйдет из ямы, попадет в петлю, ибо Я наведу на него, на Моава, годину посещения их, говорит Господь.
- 45. Под тенью Есевона остановились бегущие, обессилев; но огонь вышел из Есевона и пламя из среды Сигона, и пожрет бок Моава и темя сыновей мятежных.
- 46. Горе тебе, Моав! погиб народ Хамоса, ибо сыновья твои взяты в плен, и дочери твои - в пленение.
- 47. Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. Доселе суд на Моава.
1-47.- Пророк следит своим взором за переходом с одного места на другое неприятельских войск, вторгающихся в Моавитскую землю. Неприятель идет с севера — от Есевона и ни один город Моавитский не может устоять пред ним. Моавитяне бегут к югу. В этом опустошении Моавитской страны пророк усматривает праведный суд Божий за высокомерие, с каким Моав относился к избранному народу. Смерть, лишение состояния, плен — вот, что ожидает моавитян. Однако в далеком будущем пророк усматривает восстановление Моавитского государства.1.О Моаве — см. (Ис 15:1) — Нева — см. (Ис 15:2) — Кариафаим — город, лежавший в 10 римских милях к западу от Медевы. — Mизгав — крепость, вероятно, другое название Кирхареса, главной твердыни Моава (Ис 15:1).2.Есевон, аммонитский город (см. (Иер 49:3), а прежде — моавитский (Ис 15:4); (Ис 16:8,9). Отсюда неприятель устремляется на завоевание моавитской страны. — Мадмена — вероятно то же, что Медева (Ис 15:2).3.Оронаим — то же, что Хоронаим у (Ис 15:5)4.Дети его — по евр. Zeireiha, но, кажется правильнее, согласно с LXX, читать Zoara — «к Цоару». Моавитяне с криком бегут к г. Цоару, который лежал на юге страны Моавитской (у Исаии — Сигор, (Ис 15:5).5.См. (Ис 15:5)6.См. (Иер 17:6)7.Хамос — национальный бог моавитский.8.Как сказал Господь — устами пророка Исаии, еще раньше Амоса.10.Проклятие или го ре ожидает того, кто будет щадить Моава.11.Вино через переливку из сосуда в сосуд теряет свой первоначальный вкус и ароматичность. Моавитяне, которых до сих пор никто не уводил в плен, сохраняли, как нетронутое вино, все свои отличительные свойства.13.Вефиль был главным святилищем израильского царства (Ам 3:14).18.Дивон — см. (Ис 15:2)19.Ароер — см. (Ис 17:2) Некоторые полагают, что у Ароера, лежавшего на берегу потока Арнона, был удобный переход через эту реку, а потому маовитяне, бежавшие с севера, должны были проходить мимо Ароера.20.Здесь ответ на вопрос жителей Ароера.21.Халон, Яаца и Мофаф — города равнины Моавитской.22.Бет-Дивлафаим — местоположение этого города неизвестно. То же нужно сказать и о Бет-Гамуле. — Бет-Маон — к юго-западу от Медевы.24.Кериоф — вероятно, тоже, что Ар-Моав, который здесь не упомянут. — Восор — город Моавитский, который не нужно смешивать ни с Боцрою идумейскою, ни с Бострою Хауранскою.26.Напоить Моава нужно вином гнева Божия (Иер 13:13); (Иер 25:15).27.Если Иегова гневался на Израиля, то Моав не имел, во всяком случае, никакого права издеваться над избранным народом: сам он был нисколько не выше его.28.Дикие голуби часто свивают себе гнезда над отвесными скалами, над пропастями. Во входе в пещеру — точнее, «по ту сторону пропасти», которая отделяет их от преследователей.29.См. (Ис 16:6)31.См. (Ис 16:7)32.Свободная передача (Ис 16:8) и cл. Плачем Иазера — т. е. как плачу об Иазере. Озеро Иазера — по евр. точнее: море Иазера. Может быть, Иеремия имеет здесь в виду большие пруды — Севамский и Иазерский, которые образовывались рекою Иазер (теперь называемой Сир), впадающей в Иордан, следы коих существуют и теперь.33.Кармил — здесь имя нарицательное: «плодородный холм». Это название Моавитской равнины, отличавшейся своим плодородием.34.См. (Ис 15:4,5,6) — Оронаим здесь назван третьей Еглою, см. (Ис 15:5)35.См. (Ис 16:12)36.Свободная передача (Ис 16:11) и (Ис 15:7)38.Ср. (Ис 15:3)40.Орел — царь вавилонский (Иез 17:3).43-44.- Ср. (Ис 24:17) и сл.45.Здесь есть сходство с кн. (Чис 21:28) и 29, где идет речь о пламени войны, которое из Есевона (при Сигоне) пожрало Моавитскую страну. То же самое повторится снова: из Есевона придет погибель на Моава (ср. ст. 2). — Под тению Есевона… Смысл этого трудного выражения и следующих за ним слов лучше всего передать так: спасения моавитяне не найдут. Они подойдут к Есевону, городу крепкому, но этот город уже занят врагами, и отсюда не спасение, а огонь выйдет на Моавитскую землю. Этот город, древнее жилище царя Сигона, изведет из себя пламя (неприятельские войска, которые будут иметь опорный пункт в этом городе) и это пламя сожжет Моава — его бока и темя, т. е. доберется до крайних пунктов земли моавитской и до самых укрепленных и возвышенных ее пунктов. — Сыновья мятежные — название моавитян, которые постоянно готовы были нападать на евреев и производить среди них смятение.47.Последние дни — см. (Иер 23:20)
Особое замечание. Чем объяснить близкое сходство многих выражений пророчества о Моаве с пророчествами Исаии (Ис 15:1) и (Ис 16:1) гл.)? Можно полагать, что изречения пророческие о соседних народах, составленные древними пророками, считались у евреев общим национальным достоянием и постоянно повторялись, так что и Иеремия естественно говорил в своем пророчестве этими привычными для слуха иудеев словами Исаии. Точно так же он пользуется, очевидно, и хорошо знакомыми народу изречениями Моисея, Амоса и Софонии. — Что касается исполнения угроз Иеремии, то они осуществились при Навуходоносоре, который в пятом году по разрушении Иерусалима покорил аммонитян и моавитян (Иосиф Флавий ).



