- 1. Если ты осуждаешь этих людей, то нет тебе оправдания,
ибо когда ты осуждаешь кого-то,
то осуждаешь также и самого себя,
ибо ты, осуждающий другого,
на самом деле осуждаешь самого себя. - 2. Мы ведь знаем,
что Бог справедливо осуждает тех, кто совершает подобное. - 3. Так неужели ты,
осуждающий тех, кто совершает подобные поступки
и в то же время поступающий сам так же,
думаешь, что тебе удастся избежать Божьего суда? - 4. Или, может быть, ты просто пренебрегаешь
Его великой добротой, терпением и терпимостью
и не хочешь подумать о том,
что Его доброта рассчитана на то, чтобы ты раскаялся? - 5. Вы же, упрямые и упорствующие, отказываетесь покаяться
и этим усугубляете наказание,
которое постигнет вас в тот день,
когда Бог проявит Свой гнев
и люди увидят Его праведный суд. - 6. Бог воздаст каждому по его деяниям.
- 7. Вечной жизнью вознаградит Он тех,
кто стремился к славе, почестям и бессмертию
через постоянно творимые добрые дела. - 8. Тем же, кто себялюбив,
отказывается следовать по пути истинному
и вместо этого избрал неправедный путь,
Бог воздаст Своим гневом и яростью. - 9. Он пошлёт горе и страдание
каждому человеку, повинному в дурных поступках,
сперва иудеям, а потом и язычникам. - 10. Но славу, честь и мир пошлёт Бог каждому, кто делает добро,
сперва иудеям, а потом и язычникам. - 11. Бог судит всех одинаково.
- 12. Те, кто имеет закон,
и те, кто никогда не слышал о законе,
грешат одинаково.
Если грешат те, кто не имеет закона, то сгинут они.
Точно так же, если грешат те, кто имеет закон,
они будут осуждены согласно закону. - 13. Ибо перед ликом Господа праведны
не те, кто слышал закон,
а те, кто повиновался закону,
они будут оправданы Господом. - 14. (И потому, когда язычники, не имеющие закона,
по собственному побуждению исполняют то, чего требует закон,
хотя у них и нет закона, они сами для себя закон. - 15. Это проявляется в том,
что они сердцем понимают, что правильно и что неправильно,
в точности, как это велит закон.
Это проявляется и в чувствах,
которые вызывает у них то, что правильно, и то, что неправильно.
Иногда разум подсказывает им, что они поступили неправильно,
и это делает их виновными,
иногда же разум подсказывает им, что они поступили правильно,
и это делает их невиновными.) - 16. Всё это произойдёт в тот день,
когда Бог через Иисуса Христа будет судить все тайны людские
в согласии с благовествованием Божьим, которое я проповедую. - 17. Если ты считаешь себя иудеем,
веришь в закон,
гордишься Богом своим, - 18. знаешь волю Его и принимаешь всё то, что истинно важно,
как и подобает тому, кто изучал закон, - 19. и если ты уверен,
что можешь вести за собой незрячих,
можешь быть светом для тех, кто находится во тьме, - 20. можешь быть наставником неразумных и учителем невежественных,
ибо закон воплощает в себе знание и истину, - 21. почему же в таком случае ты, поучающий других,
не научишься сам у себя?
Ты, проповедующий не красть, почему крадёшь сам? - 22. Ты, утверждающий, что никто не должен совершать прелюбодеяние,
почему прелюбодействуешь?
Ты, презирающий идолов, почему обираешь храмы? - 23. Ты, похваляющийся законом,
почему бесчестишь Бога, нарушая закон? - 24. "Из-за тебя имя Господа обесчещено среди язычников",
как записано в Писании. - 25. Если ты соблюдаешь закон, то обрезание полно смысла,
если же ты нарушаешь закон, то обрезание теряет всякий смысл. - 26. Если необрезанный соблюдает всё, предписанное законом,
то разве не следует считать его обрезанным,
хотя он и не обрезан? - 27. Тот, кто не обрезан, но исполняет закон,
осудит вас за то,
что, несмотря на сделанное вам обрезание
и на дарованный вам письменный устав,
вы нарушаете закон. - 28. Ибо тот, кто иудей только по внешним признакам, -
не настоящий иудей,
так же как и простое телесное обрезание -
не настоящее обрезание. - 29. Настоящий иудей скорее тот, кто иудей в сердце своём,
так же как и настоящее обрезание -
это обрезание по духу, а не по букве.
И хвала, воздаваемая такому человеку,
исходит не от людей, а от Бога.
Ничего нет для сопоставления.