Глава 2

  • 1. Если ты осуждаешь этих людей, то нет тебе оправдания,
    ибо когда ты осуждаешь кого-то,
    то осуждаешь также и самого себя,
    ибо ты, осуждающий другого,
    на самом деле осуждаешь самого себя.
  • 2. Мы ведь знаем,
    что Бог справедливо осуждает тех, кто совершает подобное.
  • 3. Так неужели ты,
    осуждающий тех, кто совершает подобные поступки
    и в то же время поступающий сам так же,
    думаешь, что тебе удастся избежать Божьего суда?
  • 4. Или, может быть, ты просто пренебрегаешь
    Его великой добротой, терпением и терпимостью
    и не хочешь подумать о том,
    что Его доброта рассчитана на то, чтобы ты раскаялся?
  • 5. Вы же, упрямые и упорствующие, отказываетесь покаяться
    и этим усугубляете наказание,
    которое постигнет вас в тот день,
    когда Бог проявит Свой гнев
    и люди увидят Его праведный суд.
  • 6. Бог воздаст каждому по его деяниям.
  • 7. Вечной жизнью вознаградит Он тех,
    кто стремился к славе, почестям и бессмертию
    через постоянно творимые добрые дела.
  • 8. Тем же, кто себялюбив,
    отказывается следовать по пути истинному
    и вместо этого избрал неправедный путь,
    Бог воздаст Своим гневом и яростью.
  • 9. Он пошлёт горе и страдание
    каждому человеку, повинному в дурных поступках,
    сперва иудеям, а потом и язычникам.
  • 10. Но славу, честь и мир пошлёт Бог каждому, кто делает добро,
    сперва иудеям, а потом и язычникам.
  • 11. Бог судит всех одинаково.
  • 12. Те, кто имеет закон,
    и те, кто никогда не слышал о законе,
    грешат одинаково.
    Если грешат те, кто не имеет закона, то сгинут они.
    Точно так же, если грешат те, кто имеет закон,
    они будут осуждены согласно закону.
  • 13. Ибо перед ликом Господа праведны
    не те, кто слышал закон,
    а те, кто повиновался закону,
    они будут оправданы Господом.
  • 14. (И потому, когда язычники, не имеющие закона,
    по собственному побуждению исполняют то, чего требует закон,
    хотя у них и нет закона, они сами для себя закон.
  • 15. Это проявляется в том,
    что они сердцем понимают, что правильно и что неправильно,
    в точности, как это велит закон.
    Это проявляется и в чувствах,
    которые вызывает у них то, что правильно, и то, что неправильно.
    Иногда разум подсказывает им, что они поступили неправильно,
    и это делает их виновными,
    иногда же разум подсказывает им, что они поступили правильно,
    и это делает их невиновными.)
  • 16. Всё это произойдёт в тот день,
    когда Бог через Иисуса Христа будет судить все тайны людские
    в согласии с благовествованием Божьим, которое я проповедую.
  • 17. Если ты считаешь себя иудеем,
    веришь в закон,
    гордишься Богом своим,
  • 18. знаешь волю Его и принимаешь всё то, что истинно важно,
    как и подобает тому, кто изучал закон,
  • 19. и если ты уверен,
    что можешь вести за собой незрячих,
    можешь быть светом для тех, кто находится во тьме,
  • 20. можешь быть наставником неразумных и учителем невежественных,
    ибо закон воплощает в себе знание и истину,
  • 21. почему же в таком случае ты, поучающий других,
    не научишься сам у себя?
    Ты, проповедующий не красть, почему крадёшь сам?
  • 22. Ты, утверждающий, что никто не должен совершать прелюбодеяние,
    почему прелюбодействуешь?
    Ты, презирающий идолов, почему обираешь храмы?
  • 23. Ты, похваляющийся законом,
    почему бесчестишь Бога, нарушая закон?
  • 24. "Из-за тебя имя Господа обесчещено среди язычников",
    как записано в Писании.
  • 25. Если ты соблюдаешь закон, то обрезание полно смысла,
    если же ты нарушаешь закон, то обрезание теряет всякий смысл.
  • 26. Если необрезанный соблюдает всё, предписанное законом,
    то разве не следует считать его обрезанным,
    хотя он и не обрезан?
  • 27. Тот, кто не обрезан, но исполняет закон,
    осудит вас за то,
    что, несмотря на сделанное вам обрезание
    и на дарованный вам письменный устав,
    вы нарушаете закон.
  • 28. Ибо тот, кто иудей только по внешним признакам, -
    не настоящий иудей,
    так же как и простое телесное обрезание -
    не настоящее обрезание.
  • 29. Настоящий иудей скорее тот, кто иудей в сердце своём,
    так же как и настоящее обрезание -
    это обрезание по духу, а не по букве.
    И хвала, воздаваемая такому человеку,
    исходит не от людей, а от Бога.