- 1. Первое соглашение имело свои правила молитвенного обряда
и своё святилище, построенное руками человеческими. - 2. Был построен священный шатёр.
В его передней части, называемой "Святым Местом",
поместили светильник и стол со священными хлебами. - 3. За завесой находилась вторая комната,
называемая "Святое Святых". - 4. В ней находился золотой алтарь для курения фимиама
и священный ларец с соглашением.
Весь он был вызолочен.
В этом ларце находился золотой сосуд с манной,
посох Аарона, когда-то пустивший побеги,
и каменные скрижали, на которых было высечено соглашение. - 5. Над ларцом стояли херувимы славы, осеняющие место покаяния.
Мы не можем сейчас обсуждать всё это в подробностях. - 6. Когда всё было устроено таким образом,
священники каждый день входили в первую комнату,
совершая обряд поклонения. - 7. Но во вторую комнату мог входить только первосвященник
и только один раз в году.
При этом он должен был принести с собой кровь,
предназначенную в приношение Богу
во искупление своих грехов
и грехов народа, совершённых по невежеству. - 8. Этими двумя комнатами Святой Дух показывает,
что путь в святилище не открыт,
пока там есть первая комната. - 9. Всё это есть образец настоящего времени,
в которое дары и жертвы, предложенные Богу,
не могут полностью очистить того, кто поклоняется Богу,
и не могут сделать его совершенным. - 10. Ведь дары и приношения сводились только
к еде и питью и различным омовениям -
к правилам, которые касаются только тела
и которые Бог установил только до наступления нового порядка. - 11. Теперь же явился Христос,
Первосвященник благ, что у нас есть,
хотя Он и не служит в том шатре,
где служили другие первосвященники.
Он служит в лучшем, более совершенном месте,
которое не создано руками человеческими
и не принадлежит этому миру. - 12. И Он не приносил крови козлят и телят, когда входил туда,
а вошёл в Святое Святых раз и навсегда,
пролив Свою собственную Кровь,
и приобрёл тем самым для нас вечное отпущение грехов. - 13. Ибо, если кровь козлят и телят, окропившая нечистых,
или пепел коровы, осыпавший их, может освятить их,
и они очистятся внешне, - 14. то насколько же действеннее Кровь Христова!
Он через вечный Дух
предложил Себя Богу как незапятнанную жертву.
И Кровь Его очистит нашу совесть
от греховных поступков, несущих смерть,
чтобы мы служили Богу живому. - 15. И поэтому Христос - Посредник
в новом соглашении между Богом и людьми,
чтобы те, кого призывает Бог, могли получить обещанное Богом.
Они могут получить всё это навечно,
ибо Христос умер, чтобы искупить грехи,
совершённые людьми при первом соглашении,
и освободить их от грехов. - 16. Если есть завещание,
то необходимо подтвердить смерть того, кто его составил, - 17. ибо завещание вступает в силу только по смерти,
так как оно недействительно,
пока жив тот, кто его составил. - 18. Вот почему даже первое соглашение не вступило в силу,
пока не пришла смерть. - 19. Ибо после того как Моисей объявил заповеди закона народу,
он взял кровь телят и козлят, смешанную с водой,
а также красную шерсть и ветку иссопа
и окропил книгу закона и весь народ. - 20. Он сказал:
"Вот кровь соглашения,
которому Бог повелел вам повиноваться". - 21. И он окропил также шатёр
и всё, чем пользовался во время обряда. - 22. В самом деле,
согласно закону почти всё должно быть очищено кровью,
без пролития крови нет и прощения. - 23. И потому необходимо,
чтобы всё, что создано по подобию небесному,
было очищено этим.
Но всё, что на небесах,
должно быть очищено через лучшие жертвы, чем эти. - 24. Ибо Христос вошёл не в то святилище,
что создано руками человеческими
в подражание истинному Святому Святых,
а вознёсся на небо,
чтобы предстать перед Богом за нас. - 25. Он вознёсся не для того,
чтобы снова и снова приносить Себя в жертву
подобно тому, как первосвященник
каждый год входит в Святое Святых, неся с собой не свою кровь. - 26. Иначе Ему бы надлежало
приносить Себя в жертву великое множество раз с сотворения мира.
Сейчас же Он явился к концу веков,
однажды и навечно,
чтобы покончить с грехом, принеся Себя в жертву. - 27. И подобно тому,
как умирают только один раз и предстают перед судом, - 28. Христос принёс Себя в жертву только однажды,
чтобы покончить с грехами множества людей,
и Он явится вторично не для того, чтобы искупать грехи,
а чтобы спасти тех, кто ожидает Его.
Ничего нет для сопоставления.