- 1. Случилось в субботу проходить Ему засеянными полями;
и срывали ученики Его и ели колосья, растирая руками. - 2. Некоторые же из фарисеев сказали:
почему вы делаете то, чего нельзя делать в субботу? - 3. И ответил им Иисус: и о том вы не читали, что сделал Давид,
когда проголодался сам и бывшие с ним? - 4. Что вошел он в дом Божий и взял хлебы предложения,
и ел и дал сопровождавшим его, -
а их нельзя есть никому, кроме одних только священников? - 5. И говорил им: Сын Человеческий есть господин субботы.
- 6. Случилось же в другую субботу войти Ему в синагогу и учить;
и был там человек,
и правая рука его была суха. - 7. Наблюдали же за Ним книжники и фарисеи,
не исцеляет ли Он в субботу,
чтобы найти обвинение против Него. - 8. Но Он знал помышления их и сказал мужу с сухою рукой:
подымись и стань посредине.
И он поднялся и стал. - 9. Сказал же им Иисус: спрашиваю вас:
дозволяется ли в субботу добро сделать или зло?
Спасти душу или погубить? - 10. И обведя взором всех их, сказал ему: протяни руку твою.
Он сделал так,
и восстановилась рука его. - 11. Они же пришли в бешенство
и обсуждали между собой, что бы им сделать с Иисусом. - 12. Случилось же Ему в те дни уйти на гору помолиться,
и Он проводил ночь в молитве к Богу, - 13. и когда настал день,
Он позвал учеников Своих и избрал из них двенадцать,
которых и наименовал апостолами: - 14. Симона, которого и наименовал Петром,
и Андрея, брата его,
и Иакова, и Иоанна,
и Филиппа, и Варфоломея, - 15. и Матфея, и Фому,
и Иакова Алфеева, и Симона, называемого Зилотом, - 16. и Иуду Иаковлева,
и Иуду Искариота, который сделался предателем. - 17. И спустившись с ними, Он стал на ровном месте,
и большая толпа учеников Его
и великое множество народа из всей Иудеи и Иерусалима
и с побережья Тира и Сидона. - 18. Они пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих.
И мучимые духами нечистыми исцелялись. - 19. И вся толпа старалась прикасаться к Нему,
потому что сила от Него исходила и исцеляла всех. - 20. И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил:
Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие. - 21. Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены.
Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесь. - 22. Блаженны вы, когда будут ненавидеть вас люди,
и когда будут отлучать вас, и поносить вас,
и извергнут имя ваше, как злое, из-за Сына Человеческого. - 23. Возрадуйтесь в тот день и возликуйте,
ибо вот, награда ваша велика на небе:
ибо так поступали с пророками отцы их. - 24. Но горе вам, богатые, ибо вы получили утешение ваше.
- 25. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете.
Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете. - 26. Горе вам, когда скажут о вас хорошо все люди.
Ибо так поступали с лжепророками отцы их. - 27. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших,
делайте добро ненавидящим вас, - 28. благословляйте проклинающих вас
и молитесь за оскорбляющих вас. - 29. Ударяющему тебя в щеку подставь и другую,
и отнимающему у тебя верхнюю одежду не откажи и в рубашке. - 30. Всякому просящему у тебя давай
и от отнимающего твое не требуй обратно. - 31. И как хотите, чтобы поступали с вами люди,
так поступайте и вы с ними. - 32. И если любите любящих вас,
какая вам за то благодарность?
Ведь и грешники любящих их любят. - 33. Ибо если вы делаете добро делающим вам добро,
какая вам благодарность?
Ибо и грешники то же самое делают. - 34. И если взаймы даете тем, от кого надеетесь получить,
какая вам благодарность?
И грешники грешникам дают взаймы,
чтобы получить обратно столько же. - 35. Но вы любите врагов ваших и делайте добро
и взаймы давайте, ничего не ожидая обратно;
и будет награда ваша велика,
и будете сынами Всевышнего,
потому что Он благ к неблагодарным и злым. - 36. Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден.
- 37. Не судите, и не будете судимы.
Не осуждайте, и не будете осуждены.
Отпускайте, и вам будет отпущено. - 38. Давайте, и вам будет дано:
мерою доброю, нагнетенною, утрясенною,
переполненною отсыплют в полы ваши;
ибо какою мерою вы мерите, отмерено будет и вам. - 39. Сказал же и притчу им: разве может слепой вести слепого?
Не оба ли упадут в яму? - 40. Ученик не выше учителя,
но, научившись, всякий будет, как учитель его. - 41. Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего,
а бревна в собственном глазу не замечаешь? - 42. Как можешь говорить брату твоему:
"брат, дай, я выну соринку, что в твоем глазу",
не видя у себя в глазу бревна?
Лицемер, вынь сперва бревно из твоего глаза,
и тогда увидишь, как вынуть соринку, что в глазу брата твоего. - 43. Нет дерева доброго, которое производило бы плохой плод,
нет и дерева плохого, которое производило бы добрый плод. - 44. Ибо всякое дерево познается по его плоду.
Ведь с терния не собирают смокв,
и с колючего кустарника винограда не снимают. - 45. Добрый человек из доброго сокровища сердца износит доброе,
и злой из злого износит злое.
Ибо от избытка сердца говорят уста его. - 46. Что вы зовете Меня: "Господи, Господи!"
и не делаете того, что Я говорю? - 47. Всякий, приходящий ко Мне
и слушающий Мои слова и исполняющий их, -
Я покажу вам, кому он подобен. - 48. Подобен он человеку, строящему дом,
который раскопал землю и углубился
и положил основание на скале.
Когда же случилось наводнение,
хлынула река на дом тот и не смогла поколебать его,
потому что построен он был хорошо; - 49. а слышавший и не исполнивший подобен человеку,
построившему дом на земле без основания.
И хлынула на него река,
и тотчас он развалился,
и было падение дома того великое.
Ничего нет для сопоставления.