- 1. Пройдя через Амфиполь и Апполонию,
они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. - 2. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним
и три субботы поучал их от Писаний, - 3. объясняя и доказывая,
что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых,
и что это - Христос, Тот Иисус, Которого я возвещаю вам. - 4. И некоторые из них убедились и присоединились к Павлу и Силе,
как из благоговейных Еллинов великое множество,
так и из знатных женщин немало. - 5. Но Иудеи, возревновав
и подобрав из уличной черни кое-каких негодных людей,
собрались толпой и начали возмущать город.
И подступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. - 6. Но не найдя их, повлекли Иасона и некоторых братьев к политархам,
крича: эти люди, возмутившие вселенную, вот они и здесь! - 7. И принял их Иасон!
И все они поступают против повелений Кесаря,
называя царем другого, Иисуса. - 8. И толпа и политархи были смущены, слыша это,
- 9. и взяв залог от Иасона и прочих, они отпустили их.
- 10. Братья же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию.
Они, по прибытии, пошли в синагогу Иудейскую. - 11. Эти были благороднее Фессалоникийских:
они приняли слово со всяческим усердием,
ежедневно исследуя Писания, так ли это. - 12. И многие из них уверовали:
и из почтенных Еллинских женщин
и из мужчин немало. - 13. Но когда Фессалоникийские Иудеи узнали,
что и в Верии возвещено Павлом слово Божие,
они пришли и туда, волнуя и возмущая народ. - 14. Тогда братья тотчас отправили Павла к морю;
Сила же и Тимофей остались там. - 15. А провожавшие Павла довели его до Афин
и, получив приказание к Силе и Тимофею
как можно скорее придти к нему,
отправились в путь. - 16. И пока Павел ожидал их в Афинах, дух его в нем возмущался,
видя, что город полон идолов. - 17. Итак, он рассуждал в синагоге с Иудеями и чтущими Бога,
и на площади каждый день со случайными встречными. - 18. А кое-кто и из эпикурейских и стоических философов
встречался с ним,
и некоторые говорили: что хочет сказать этот пустослов?
А другие: кажется, это проповедник чужих богов,
(потому что он благовествовал Иисуса и воскресение). - 19. И взяв его, привели в Ареопаг
и говорили: можем ли мы узнать,
что это за новое учение, проповедуемое тобой? - 20. Ибо странное что-то вкладываешь ты в наши уши.
Вот мы и хотим узнать, что это может быть? - 21. Афиняне же все и живущие у них чужестранцы
ничем другим не заполняли свои досуги,
как тем, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. - 22. И Павел, став посредине Ареопага, сказал: мужи Афиняне,
по всему вижу, что вы особенно богобоязненны. - 23. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни,
я нашел и жертвенник,
на котором было написано: "неведомому богу".
Итак, что вы, не зная, чтите, я возвещаю это вам. - 24. Бог, сотворивший мир и всё, что в нём,
Он, Господь неба и земли,
не в рукотворенных храмах обитает, - 25. и не руками человеческими воздается Ему служение,
как имеющему в чем-либо нужду:
Он Сам дарует всем жизнь и дыхание и всё. - 26. И произвёл Он от одного весь род человеческий:
обитать по всему лицу земли,
предуставив сроки и пределы их обитанию; - 27. искать Бога, не коснутся ли они Его
и не найдут ли, хотя и не далеко Он от каждого из нас. - 28. Ибо в Нем мы живем и движемся и существуем,
как и некоторые из ваших поэтов сказали: "Ведь мы Его и род". - 29. Итак, будучи родом Божиим,
мы не должны думать, что Божество подобно золоту,
или серебру, или камню,
носящим печать искусства и мысли человеческой. - 30. Поэтому, оставив без внимания времена неведения,
Бог теперь возвещает людям, всем и всюду, чтобы они каялись, - 31. ибо Он определил день,
когда будет судить вселенную по праведности,
чрез Мужа, Которого Он поставил,
дав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. - 32. Услышав же о воскресении мертвых, одни насмехались,
другие сказали: мы послушаем тебя об этом еще раз. - 33. Так Павел вышел из среды их.
- 34. Но некоторые люди, примкнув к нему, уверовали:
между ними и Дионисий Ареопагит
и женщина, по имени Дамарь,
и другие с ними.
Ничего нет для сопоставления.