- 1. И ходил Он, проповедуя, по городам и селениям,
благовествуя о Царстве Божьем;
вместе с Ним ходили двенадцать апостолов - 2. и некоторые женщины,
которых Он исцелил от недугов и злых духов:
Мария, называемая Магдалиной, из которой вышло семь бесов, - 3. Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода,
Сусанна
и многие другие, которые помогали им из средств своих. - 4. Однажды,
когда собралось множество людей, пришедших из разных городов,
Он поведал им притчу: - 5. вышел сеятель сеять семена свои.
При этом одни из них упали близ дороги,
и их затоптали,
и птицы небесные поклевали их; - 6. иные попали на камни,
и, взойдя, зачахли из-за отсутствия влаги, - 7. а иные упали посреди терний,
и тернии, взойдя вместе с ними, заглушили их; - 8. иные же упали на хорошую землю
и принесли во сто крат больший плод.
После этого Он возгласил:
кто имеет уши слышать, да услышит!
(Иез 12.2) - 9. Ученики же Его стали спрашивать у Него о том,
что означает эта притча. - 10. И Он сказал им:
вам дано знать тайны Царства Божьего,
прочим же достаточно притч,
потому что они глядят - но не видят,
слушают - но не внемлют. - 11. А притча эта означает вот что:
семя - это слово Божье. - 12. Посеянные близ дороги означают слушающих,
к которым сразу же приступает диавол
и похищает слово из сердец их,
чтобы они не уверовали и не спаслись; - 13. попавшие на камни означают тех,
которые, слушая, с радостью принимают слово
и некоторое время веруют,
но, будучи безвольны, во время гонений отказываются от него; - 14. упавшие среди терний означают слушающих,
которые, то из-за житейских забот,
то из-за богатства,
то предаваясь наслаждениям, подавляют слово,
и оно не приносит плода; - 15. упавшие же на хорошую землю означают тех,
которые, слушая слово,
терпеливо хранят его в добром и чистом сердце,
и в них оно приносит плод. - 16. Никто, зажигая свечу,
не накрывает ее сосудом и не ставит под кровать,
но ставит на подсвечник,
чтобы входящие видели свет. - 17. Итак, нет ничего тайного, что не стало бы явным,
ни сокровенного, что не стало бы известным и не открылось бы. - 18. Замечайте же, как вы слушаете;
ибо кто имеет, тому дано будет,
а кто не имеет,
у того отымется и то, что ему кажется, будто он имеет. - 19. И пришли к Нему мать и братья Его,
но не могли подойти к Нему из-за скопившихся людей. - 20. Когда же Ему дали знать,
что мать и братья Его стоят во дворе и желают видеть Его, - 21. Он сказал им в ответ: мать Моя и братья Мои - это те,
которые слушают слова Божьи и поступают согласно им. - 22. Как-то однажды Он сел в лодку вместе с учениками Своими
и сказал: давайте переправимся на другой берег озера.
И они отправились. - 23. Пока они плыли, Он заснул,
а на озере между тем поднялся ветер и началась буря;
их стало заливать волнами,
и они очень испугались. - 24. Подойдя к Нему, они разбудили Его
и говорят: Наставник! Наставник! Мы погибаем!
Он же, встав, повелел утихнуть ветру и волнению волн;
они унялись, и наступила тишина. - 25. А им Он сказал: где вера ваша?
Они же, объятые страхом, в изумлении спрашивали друг у друга:
кто же Он такой, если повелевает ветрам и волнам,
и они повинуются Ему? - 26. И приплыли они в край Гергесинский, что напротив Галилеи.
- 27. Когда же Он вышел на берег,
со стороны города навстречу Ему выбежал человек, одержимый бесами,
который долгое время не носил одежды
и жил не дома, а на кладбище. - 28. Увидев Иисуса, он пал ниц пред ним и вскричал во весь голос:
что Тебе надо от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?
Прошу Тебя, не мучай меня! - 29. Ибо Он повелел духу нечистому выйти из него;
человек же этот многие годы был одержим;
его связывали цепями и оковами и стерегли его,
но он разрывал узы
и, гонимый бесом, убегал в пустыню. - 30. Иисус же спросил у него: каково твое имя?
И тот ответил: легион;
потому что много бесов вошло в него. - 31. И стали они умолять Его,
чтобы Он не понуждал их возвращаться в бездну. - 32. А неподалеку на горе паслось большое стадо свиней,
и бесы стали умолять Иисуса, чтобы Он позволил им войти в них.
И Он позволил им. - 33. Выйдя из этого человека, бесы вошли в свиней,
и все стадо бросилось с обрыва в озеро и потонуло. - 34. А пастухи, увидев случившееся, побежали
и возвестили об этом в городе и селениях. - 35. И пришли оттуда узнать, что же случилось.
Подойдя к Иисусу, все в изумлении увидели,
что человек, из которого вышли бесы, одет, в здравом уме
и сидит подле ног Иисуса. - 36. Между тем видевшие поведали им о том, как был исцелен бесноватый.
- 37. И столь большой страх овладел
всеми жителями окрестностей Гергесинских,
что они стали просить Иисуса удалиться от них.
И Он, сев в лодку, возвратился назад. - 38. Тем временем человек, из которого вышли бесы,
просил у Него взять его с Собою.
Но Он отослал его, повелев: - 39. возвращайся домой и рассказывай всем, что Бог сделал с тобою.
И пошел он, возвещая всему городу о том, что сделал с ним Иисус. - 40. Когда же Иисус возвратился, народ бросился Ему навстречу,
ибо все ожидали Его. - 41. И вот один человек, по имени Иаир,
который был старейшиной синагоги,
пришел
и, припав к ногам Иисуса, стал умолять Его пойти домой к нему, - 42. потому что единственная дочь его,
которой было около двенадцати лет,
умирала.
В пути люди теснили Его, - 43. и одна женщина,
которая в течение двенадцати лет страдала истечением крови
и истратила на врачей все состояние свое
и которую ни один из них не мог излечить, - 44. подошла и сзади прикоснулась к краям одежды Его,
и в тот же миг течение крови у нее прекратилось. - 45. И спросил Иисус: кто прикоснулся ко Мне?
Никто не признавался в этом,
и Петр сказал: Наставник!
Люди толпятся, вот, видимо, и толкнули Тебя. - 46. Но Иисус сказал: кто-то прикоснулся ко Мне,
ибо Я почувствовал, как сила изошла из Меня. - 47. Тогда женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла
и, пав ниц пред Ним, поведала перед всем народом,
почему она прикоснулась к Нему и как в тот же миг исцелилась. - 48. Он же сказал ей: дочь Моя, тебя исцелила вера твоя.
Иди с миром. - 49. Он еще говорил, когда кто-то подошел к старейшине синагоги
и сказал ему: умерла дочь твоя, не беспокой напрасно Учителя. - 50. Услышав это, Иисус обратился к нему: не бойся, только веруй,
и она будет спасена. - 51. Подойдя к дому,
Он велел, чтобы никто не входил в него вместе с Ним,
кроме Петра, Иоанна и Иакова,
а также отца и матери этой девочки. - 52. А все рыдали и оплакивали ее.
Иисус же сказал им: не плачьте, она не умерла, но спит. - 53. Они же, зная, что она умерла, насмехались над Ним.
- 54. Тогда Он, (войдя), взял ее за руку
и громко сказал: девочка, проснись! - 55. И возвратился дух ее,
и в тот же миг она встала,
а Он велел, чтобы ей дали поесть. - 56. Изумленным же родителям ее
Он повелел никому не говорить о случившемся.
1-3.«Проходил по городам и селениям»: общее замечание евангелиста о проповеднической в это время деятельности Спасителя. Он путешествовал от города к городу, от селения к селению со своей проповедью, «благовествуя Царствие Божие»; см. прим. к Мф. 3:2. «С Ним двенадцать», которых Он недавно избрал и поставил Апостолами (Лк. 6:12-16). «Женщины»: которым Он оказал благодеяние, исцелил их от разных болезней; из чувства благодарной любви за благодеяние, они следовали за Ним, слушая Его учение, и «служили» Ему в житейских обычных нуждах «имением своим», в чем требовалась такая помощь, ибо Господь и Его малое общество были бедны, а между тем житейские нужды относительно пищи, одежды и т.п. требовали удовлетворения. «Мария Магдалина» и пр.: см. прим. к Мф. 15:39. Мф. 27:56. Мк. 16:9. Благодарная за исцеление, она сделалась преданнейшей и усерднейшей последовательницей Господа и после была первою в лике жен мироносиц и первая сподобилась явления воскресшего Господа (Ин. 21:14 и дал.). «Иоанна, жена Хузы», и пр. Если принять мнение, что этот Хуза был тот царедворец, сына которого исцелил Господь (Ин. 4:46 и дал.), то без сомнения глубокая благодарность матери за исцеление сына ее была побуждением для Иоанны сделаться усердной последовательницей Господа. Она после также была в сонме жен мироносиц (Лк. 24:10). «И Сусанна»: неизвестно кто такая, так как более о ней нигде не упоминается. «Многие другие»: последовательниц Господа был, как видно, целый сонм облагодетельствованных Им; целый сонм был и жен мироносиц (Лк. 24:10. Лк. 23:56). Так твердо и решительно было их последование Христу, что они оставались преданными Ему до конца; даже в то время не теряли твердости духа, когда ученики Господа в страхе разбежались, оставив своего учителя во время Его осуждения и страданий. 4.«Собралось множество народа»: это было на берегу Галилейского моря или Тивериадского озера (Мф. 13:1-2); народу собралось столько, что Господь сел в лодку и отплыл немного от берега, поучая из лодки «притчами». О притче см. прим. к Мф. 13:2. 5-15.Притча о сеятеле и семени изложена у ев. Луки совершенно сходно с Мф. 13:3-9 и Мк. 4:3-9. Причина учения притчами изложена здесь короче, чем в первом Евангелии (Мф. 13:10-17) и более сходна с Марковым Евангелием (Мк. 4:10-12). Объяснение самим Спасителем притчи о сеятеле и семени у всех троих евангелистов одинаково. Во всем этом сказании есть различие в некоторых только выражениях, и то не в многих; общий же смысл притчи и объяснения совершенно одинаков, а равно и частные черты. См. прим. к Мф. 13:3-23. Мк. 4:3-20. 16-18.Приточные изречения о свече, о тайном и явном, об оскудении и приумножении, изложены так же, как у ев. Марка (Мк. 4:21-25). У ев. Матфея в этом месте поставлено только одно изречение об оскудении и приумножении, другие же два изречения изложены в других местах (Мф. 5:15 и Мф. 10:26). Вероятно некоторые изречения Господь повторил не раз (ср. Мф. 13:12 и Мф. 25:29), и евангелисты ставят их в том или другом месте по своему усмотрению. Главное дело не в том, когда сказано, а в том, что и как сказано, и если изречения изложены одинаково, то особой нужды определять – когда именно сказано то или другое изречение – нет, и усилия напрасны, когда точно определить это возможности нет. 19-21.Сказание ев. Луки о приходе к Господу Пречистой Матери Его и братьев короче, чем у первых двух евангелистов (ср. Мф. 12:46-50. Мк. 3:31-35), но совершенно согласно с ними. 22-25.Об укрощении бури ев. Лука повествует согласно с сказанием ев. Марка (Мк. 4:37-41); сказание же ев. Матфея (Мф. 8:23-27), в общем совершенно сходное с ними, разнится в двух частных чертах: по нему Господь упрекает учеников за маловерие прежде укрощения бури, по ним – после; по сказанию Матфея люди, плывшие с учениками, изумлялись чуду, по сказаниям Марка и Луки – сами ученики. Это различие очевидно не имеет никакого значения в отношении к достоверности самого события: когда бы ни был сделан упрек – все равно, и поместить его раньше или позже – все равно; что же касается удивления свидетелей чуда, то его конечно выражали и Апостолы, и другие плывшие с ними и – один евангелист выставляет на вид более последних, а другие первых. Объяснение см. в прим. к Мф. 8:23-27. Мк. 4:35-41. 26-39.О пребывании Господа в стране Гадаринской сказание ев. Луки совершенно одинаково со сказанием ев. Марка (Мк. 5:1-20); сказание же ев. Матфея гораздо короче и несколько разнится от них. См. прим. к Мк. 5:1-20 и Мф. 8:28-34. 40-56.О возвращении Господа из страны Гадаринской, просьбе Иаира, исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира, ев. Лука повествует совершенно, почти буквально сходно с ев. Марком (Мк. 5:21-43); евангелист же Матфей рассказывает об этих событиях гораздо короче, хотя в сущности совершенно сходно с ними (Мф. 9:18-26). Объяснение см. в прим. к указанным местам Евангелий Матфея и Марка. «Народ принял Его»: т.е. принял с радостью и любовью. «Я чувствовал силу исшедшую»: такой оборот речи Спаситель делает не потому, чтобы целительная сила Его в самом деле без Его ведома исторглась из Него и исцелила жену, а для того, чтобы обнаружить пред всеми поступок жены, явить пример ее веры другим.



