Глава 2

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Say ye vnto your brethren, Ammi, & to your sisters, Ruhamah:
  • 2. Plead with your mother, plead: for she is not my wife, neither am I her husband: let her therefore put away her whordomes out of her sight, and her adulteries from betweene her breasts;
  • 3. Lest I strip her naked, and set her as in the day that shee was borne, and make her as a wildernesse, and set her like a drie land, and slay her with thirst.
  • 4. And I will not haue mercy vpon her children, for they be the children of whordomes.
  • 5. For their mother hath played the harlot: shee that conceiued them hath done shamefully: for shee sayd, I will goe after my louers, that giue me my bread and my water, my wooll and my flaxe, mine oyle, and my drinke.
  • 6. Therefore behold, I will hedge vp thy way with thornes, and make a wall, that she shall not find her pathes.
  • 7. And she shall follow after her louers, but she shall not ouertake them, and she shall seeke them, but shall not find them: then shall she say, I will goe and returne to my first husband, for then was it better with me then now.
  • 8. For she did not know that I gaue her corne, and wine, and oyle, and multiplied her siluer and gold, which they prepared for Baal.
  • 9. Therefore will I returne, and take away my Corne in the time thereof, and my wine in the season thereof, and wil recouer my wooll and my flaxe giuen to couer her nakednesse.
  • 10. And now will I discouer her lewdnesse in the sight of her louers, and none shall deliuer her out of mine hand.
  • 11. I will also cause all her mirth to cease, her feast daies, her new moones, and her Sabbaths, and all her solemne feasts.
  • 12. And I will destroy her vines and her figge trees, whereof she hath said; These are my rewards that my louers haue giuen me: and I will make them a forrest, and the beasts of the field shall eate them.
  • 13. And I will visite vpon her the daies of Baalim, wherein she burnt incense to them, and she decked her selfe with her eare-rings, and her Iewels, and she went after her louers, and forgate me, saith the Lord.
  • 14. Therefore behold, I will allure her, and bring her into the wildernesse, and speake comfortably vnto her.
  • 15. And I wil giue her, her vineyards from thence, and the valley of Achor for a doore of hope, and she shall sing there, as in the dayes of her youth, and as in the day when she came vp out of the land of Egypt.
  • 16. And it shall be at that day, saith the Lord, that thou shalt call mee Ishi; and shalt call mee no more Baali.
  • 17. For I will take away the names of Baalim out of her mouth, & they shal no more be remembred by their name.
  • 18. And in that day will I make a couenant for them with the beasts of the field, and with the foules of heauen, and with the creeping things of the ground: and I will breake the bow and the sword, and the battell out of the earth, and will make them to lie downe safely.
  • 19. And I will betroth thee vnto me for euer; yea, I will betroth thee vnto me in righteousnesse, and in iudgement, and in louing kindnesse, and in mercies.
  • 20. I will euen betroth thee vnto me in faithfulnesse, and thou shalt know the Lord.
  • 21. And it shall come to passe in that day, I will heare, saith the Lord, I will heare the heauens, and they shall heare the earth,
  • 22. And the earth shall heare the corne, and the wine, and the oyle, and they shall heare Iezreel.
  • 23. And I will sow her vnto me in the earth, and I will haue mercy vpon her that had not obtained mercy, and I will say to them which were not my people; Thou art my people, and they shallsay, Thou art my God.

1.Ст. 1 по своему содержанию относится к концу предшествующей главы и содержит утешительное обетование о том, что Израилю возвращена будет милость Божия. Говорите... пророк созерцает народ помилованный Богом и требует от его сочленов, чтобы от обращались друг к другу с новыми именами (ammi - Мой народ, ruchamah - Помилованная), которые даны им Богом. Содержащееся в конце 1-й гл. (ст. 10 и 11) и в начале 11-й предвозвещение пророка о предстоящем изменении судьбы Израиля отчасти исполнилось в факте возвращения из Вавилонского плена, когда под главенством потомка Давидова Зоровавеля остатки десятиколенного царства соединились с Иудеями. Но взор пророка, очевидно, проникает в рассматриваемых стихах и в более отдаленное будущее, и здесь именно пророк ожидает исполнения своих предсказаний. Число сынов Израилевых, стало как песок морской только тогда, когда явился Израиль по духу, когда в Церковь Христову стали вступать все уверовавшие во Христа. Слова пророка: там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго" во всей полноте осуществилось только тогда, когда сынами Божиими стали и язычники, через вступление в Церковь. Поэтому Ап. Петр (1Пет 2:10) и Павел (Рим 9:26) и приводят слова пророка Осии (Ос 1:10) как пророчество о призвании язычников к богосыновству во Христе.

2.Со стихом 2-м начинается обличение преступлений Израиля. Как видно из ст. 3, 6, 8 речь ведется от лица Иеговы, а не от имени пророка. Судитесь с вашею матерью. Пророк представляет под образом матери целое общество Израиля, по отношению к которому отдельные члены являются детьми. Призыв пророка обращен к тем членам, которые во время уклонения в идолопоклонство целого народа, оставались верными Иегове. Судитесь, т. е. протестуйте, противостаньте нечестию, дабы предотвратить наказание. Двукратным повторением призыва (судитесь, судитесь) пророк выставляет на вид настойчивость этого призыва и необходимость скорей ему последовать. Пусть она удалит блуд от лица своего: обращение относится и к Гомери, очевидно, нарушившей брачный союз с пророком и к Израилю, осквернившему завет с Иеговою. По отношению к Израилю блудом является уклонение в служение Ваалам. В греч. и слав. т. вместо повел. накл. пусть удалит читается будущ. вр. и отвергу.

3.У изменившей жены супруг может отнять все подарки и как бы раздеть ее донага. Подобным образом Иегова лишит неверный народ всех своих даров. Израиль снова дойдет до такого печального положения, в котором он находился в день рождения, - т. е. накануне своей политической самостоятельности, во время пребывания в Египте (блаж. Феодорит) и при исходе из Египта; уподобится пустыне и сухой земле т. е. будет лишен необходимой пищи. Пророк, без сомнения, имеет в виду времена плена.

4.Наказание постигнет и целое общество (мать) и отдельных членов (детей). Эти дети суть "дети блужения" т. е. как объясняет св. Ефрем, вместе с матерью погрязли в худых ее делах.

5.Причина уклонения матери - Израиля в блуд (идолопоклонство) заключается в ложной мысли, что идолы (любовники) дают ей и пищу, и одежду, и все необходимое. Вместо слов шерсть и лен в слав. с греч. "ризы моя и плащаницы моя".

6.За то - за уклонение в идолопоклонство - Я загорожу ее путь тернами: образ стеснений и лишений, которые Израиль испытает в плену и которые заставят его отстать от идолопоклонства (не найдет любовников cвоих).

7.И погонится за любовниками своими, но не догонит их. Пророк выражает ту мысль, что Израиль будет ревностно служить идолам, но не получит от них ожидаемого спасения. Это заставит его одуматься (и скажет) и возвратиться к первому мужу, т. е. к Иегове.

8.Сделали [истукана] Ваала, евр. asu labbaal: гл. asah с предлогом означает делать что-нибудь (Ис 1:17) и употреблять для чего-нибудь (2Пар 24:7). В ст. 8 лучше понимать гл. asah в последнем значении. Таким образом, пророк обличает Израиля за то, что серебро и золото, полученное от Иеговы, он употреблял на поддержку культа Ваалов. Под именем Ваала пророк разумеет всех идолов, включая и золотых тельцов, которые в (3Цар 14:9) ставятся наряду с идолами.

10.Пред глазами любовников, т. е. пред идолами, которые не помогут Израилю в день суда над ним.

11.Народу угрожает лишением праздников, которые были днями радости. Праздники ее: вероятно здесь разумеются праздники годовые - Пасхи, Пятидесятницы и Кущей.

12.Слова пророка могут быть понимаемы прямо об опустошении садов и виноградников. Но кроме того, виноградная лоза и смоковница у ветхозаветных писателей являются образами и вообще всех благ, посылаемых Богом (ср. (3Цар 4:25); (Ис 36:16); (Иоил 2:22). Пророк угрожает отнятием этих благ. Любовники мои - т. е. идолы. Вместо слов и Я превращу их в лес (lejaar) в слав. и положу Я в свидение εις μαρτυριον; очевидно, LXX вместо jaar (лес) читали сходное по начертанию ed (свидетельство). Конечных слов глав. т. (и птицы небесныя, и гады земнии) нет ни в подлиннике, ни в других, кроме греч., переводах. Вероятно, они представляют глоссу, взятую из (Ос 2:18) и попавшую с полей в текст.

13.И накажу ее за дни служения Ваалам. В разное время и в разных местах Ваал почитался под различными формами. В Библии упоминается Ваал Завета, baal-berith (Суд 8:33); (Суд 9:4), Ваал мух baal-zevuv (4Цар 1:2-3), Ваал-Пеор (baal-peor; (Ос 9:10). Поэтому пророк и употребляет в ст. 11 имя Ваала в множ. числе. - Слав. текст "усерязи" евр. nesem гр. 'ενωτια кольцо из золота или слоновой кости, которое привешивалось к ноздрям или ушам (Быт 35:4); (Иез 16:12); "мониста", евр. сhali καθορμια, шейное украшение из драгоценных камней (Притч 25:12); (Песн 2:1); (Песн 7:2).

14.Речь пророка в ст. 14-15 имеет всецело характер образный. Потому не легко установить точный смысл ее. У древних и новых комментаторов ст. 14-15 понимаются и как утешительное обетование (in bono sensu) и как угроза (in malo sensu). По переводу LXX (сл.: "соблажню ю и учиню ю яко пустыню") и по объяснению блаж. Феодорита, в ст. 14 пророк говорит о плене, когда, став пленницей, блудная жена будет скитаться и лишится всех благ (также Гитциг, Евальд). По толкованию блаж. Иеронима, Господь обласкает землю Израиля и выведет ее из зол ("приведу в пустыню"). Большинство комментаторов понимает слова пророка в последнем смысле, т. е. в смысле утешительного обетования. Пророк уподобляет будущее спасение народа чудесному изведению его из Египта и из событий этого периода заимствует свои образы. Приведу ее в пустыню... пророк имеет в виду пустыню аравийскую, где, по выходе из Египта, Израиль воспитывался в народ Божий и где излились на него милости Господа. И буду говорить к сердцу ee, т. е. утешать (ср. (Быт 34:8); (Суд 19:3); (Ис 40:1-2). Вместо Я увлеку ее в слав: "соблажню ю". LXX поняли глаг. patach (убеждать, соблазнять) in malo sensu.

15.И дам ей оттуда (mischscham) виноградники ее. Виноградная лоза - образ благ, посылаемых от Бога. Пророк хочет сказать, что как некогда Израиль, пройдя пустыню, вступил в страну виноградников, так и в будущем он воспользуется драгоценными благами. И долину Ахор в преддверие надежды. Образ заимствуется из времени вступления евреев в Ханаанскую землю. Долина Ахор - (евр. achor - смятение) долина, находившаяся на северной границе колена Иудина, вблизи Иерихона (Нав 15:7). Здесь был исполнен суд Божий над Аханом, утаившим часть заклятого (Нав 7:1). После этого суда отвратился гнев Божий от Израиля. Таким образом, долина Ахор, явилась памятником того, как Господь, по очищении вины народа через наказание преступника, снова возвратил обществу Свою милость (Бродович). Это возвращение милости Божией Израилю, по мысли пророка, повторится и в будущем. И она будет петь там, как во дни юности своей, т. е. петь благодарственную песнь за спасение. Пророк, очевидно, вспоминает о песни, воспетой при переходе через Чермное море (Исх 15:1) и отсюда берет свой образ. В слав. вместо слов и дам ей оттуда виноградники (et keramajha) читается - "и дам ей притяжание (κτηματα) ея оттуду": LXX нередко ставят общее вместо частного. Вместо слов и она будет петь (veanethah) там в слав. с греч. "и смирится (ταπεινωθησεται) тамо". Гл. anah имеет несколько значений: отвечать, петь, смиряться. В значении петь, отвечать понимают гл. в большинстве древних переводов (Ак. υπακουσει, Феод. αποκριθησεται, Вул. canet). Ваали - "Господин мой".

16-17.- Пророк предвозвещает восстановление брачных отношений Израиля с Иеговою, т. е. восстановление Завета. Имя Ваала в ст. 16, по-видимому, употреблено в его нарицательном значении - господин, так как оно сопоставляется с нарицат. муж мой. Пророк хочет выразить мысль, что при восстановлении в чистоте брачных отношений Израиля к Иегове основою этих отношений будет не столько страх (не будешь более звать меня: Господин мой), сколько любовь (муж мой). Если принимать имя Ваала в собственном значении, то мысль пророка будет такая: народ не только перестанет называть Иегову Ваалом, - и таким образом смешивать их, вносить в служение Иегове языческие примеси, - но и вообще забудет имя Ваала.

18.Милость Господа к народу выразится в том, что Господь как бы заключит союз с животными в пользу Израиля, (ср. (Ис 2:4); (Ис 35:9); (Зах 9:10). Вместе с тем Иегова обезопасит Израиль и со стороны людей, так как будут упразднены орудия войны и самая война.

19-20.- И обручу тебя. Гл. аrаs - обручать употребляется об обручении с девицей (Втор 20:7); (Втор 28:30). Таким образом, пророк выражает мысль, что в новый брачный союз с Иеговою Израиль вступит в качестве целомудренной девы, т. е. греховное прошлое Израиля будет по милости Божией предано забвению. Троекратным повторением слов обручу, пророк имеет целью уверить в непременном исполнении великого обетования. Характеризуя новый брачный союз Израиля с Иеговою, пророк говорит, что основой его будет правда и суд (обручу тебя Мне в правде и суде), т. е. праведность Бога и Правосудие Его, очищавшее от всего скверного, благость и милосердие (слав.: "в милости и в щедротах"). Залогом нерасторжимости союза будет верность (emunath) Бога, т. е. твердость, неизменность. Следствием восстановления союза будет то, что Израиль познает (vejadath) Господа; евр. гл. jadah выражает мысль не о теоретическом только знании Бога, а о внутреннем единении с ним в любви.

21-22.- В ряде образов пророк выражает мысль, что Иегова услышит всякую просьбу помилованного народа, и природа, находящаяся в "руце Божии", будет служить благоденствию Израиляю. В мире наступит полная гармония. Сии услышат Иезреель, т. е. Израиля. Пророк называет Израиля символическим именем Изреель, имея в виду смысл последнего имени - "Бог посеет".

23.Во время облагодатствования Израиля зловещие имена сыновей пророка - Иезреель, Лорухама и Лоамми - будут изменены в имена благовествующие. Ход мысли пророка и избранные им выражения показывают, что в своем утешительном обетовании он имеет в виду не только ближайшее будущее - освобождение из плена, но и отдаленное, наступившее с пришествием Мессии. Конец II-й гл. представляет раскрытие Мессианского обетования (Ос 1:10) и (Ос 2:1), а ст. 23 в Новом Завете (1Пет 2:10); (Рим 9:25) толкуется, как предвозвещение о призвании язычников к богосыновству во Xpисте.