< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1. And when Rehoboam was come to Jerusalem, he gathered of the house of Judah and Benjamin an hundred and fourscore thousand chosen men, which were warriors, to fight against Israel, that he might bring the kingdom again to Rehoboam.
  • 2. But the word of the LORD came to Shemaiah the man of God, saying,
  • 3. Speak unto Rehoboam the son of Solomon, king of Judah, and to all Israel in Judah and Benjamin, saying,
  • 4. Thus saith the LORD, Ye shall not go up, nor fight against your brethren: return every man to his house: for this thing is done of me. And they obeyed the words of the LORD, and returned from going against Jeroboam.
  • 5. And Rehoboam dwelt in Jerusalem, and built cities for defence in Judah.
  • 6. He built even Bethlehem, and Etam, and Tekoa,
  • 7. And Bethzur, and Shoco, and Adullam,
  • 8. And Gath, and Mareshah, and Ziph,
  • 9. And Adoraim, and Lachish, and Azekah,
  • 10. And Zorah, and Aijalon, and Hebron, which are in Judah and in Benjamin fenced cities.
  • 11. And he fortified the strong holds, and put captains in them, and store of victual, and of oil and wine.
  • 12. And in every several city he put shields and spears, and made them exceeding strong, having Judah and Benjamin on his side.
  • 13. And the priests and the Levites that were in all Israel resorted to him out of all their coasts.
  • 14. For the Levites left their suburbs and their possession, and came to Judah and Jerusalem: for Jeroboam and his sons had cast them off from executing the priest
  • 15. And he ordained him priests for the high places, and for the devils, and for the calves which he had made.
  • 16. And after them out of all the tribes of Israel such as set their hearts to seek the LORD God of Israel came to Jerusalem, to sacrifice unto the LORD God of their fathers.
  • 17. So they strengthened the kingdom of Judah, and made Rehoboam the son of Solomon strong, three years: for three years they walked in the way of David and Solomon.
  • 18. And Rehoboam took him Mahalath the daughter of Jerimoth the son of David to wife, and Abihail the daughter of Eliab the son of Jesse;
  • 19. Which bare him children; Jeush, and Shamariah, and Zaham.
  • 20. And after her he took Maachah the daughter of Absalom; which bare him Abijah, and Attai, and Ziza, and Shelomith.
  • 21. And Rehoboam loved Maachah the daughter of Absalom above all his wives and his concubines: (for he took eighteen wives, and threescore concubines; and begat twenty and eight sons, and threescore daughters.)
  • 22. And Rehoboam made Abijah the son of Maachah the chief, to be ruler among his brethren: for he thought to make him king.
  • 23. And he dealt wisely, and dispersed of all his children throughout all the countries of Judah and Benjamin, unto every fenced city: and he gave them victual in abundance. And he desired many wives.

1-4.- Сн. (3Цар 12:21-24) Толков. Библия II.

5-12.- Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им, в большинстве издавна существовали и только были обстроены. Таков - Вифлеем (Быт 35:16,19); (Быт 48:7); (Руф 1:1); о положении его см.Толков. Библию II, с. 336-337 и 383. Ефам (LXX Αιταν, Vulg. Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином (Нав 15:59), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству Иосифа Флавия (), любимой летней резиденцией Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне); теперь - Айн - Аттан, мееду Вифлиемом и Уртасом (Onomast. 487). Фекоя - в Иудинон колене (Нав 15:59), к северу от Хеврона, теперь Хирбет-Текуа (Onomast. 417); ср. Толков. Библия, т. II, с. 336-337 и 430. Бефцур (LXX βαιθσουρα) - в Иудином колене, в горах Иудииых (Нав 15:58); (Неем 3:16); особенно известен стал во времена Маккавеев, как сильная крепость, бывшая тогда местом нескольких сильных сражений (1Мак 4:29,61); (1Мак 6:7,26); по И. Флавию (), был наиболее укрепленным оплотом в земле Иудейской; теперь Бат-Сур по дороге из Иерусалима в Хеврон, на расстоянии верст 20-ти от первого (ср. Onomast. 234, лежит на земле, у подошвы которого протекает обильный источник Айн-ед-Дирье, где, по преданию, Ап. Филипп крестил евнуха Кандакии. Сохо(LXX Σοχωθ) - имя двух городов в Иудином колене (Нав 15:35,48); (1Цар 4:1); (3Цар 4:10) и др. Onomast. 881), к юго-западу от Иерусалима, см. Толков, Библию II, с. 335 и 336. Одоллам (ввр. адуллам) упоминается уже в (Быт 37:1,12,20); взятый Иисусом Навином (Нав 12:15) достался в жребий Иудин, ср. (2Мак 12:38), в 5-ти верстах к сев.-вост. от Сохо (Onomast. 24. Ср.Толков. Библия I, с. 326). Геф (евр. гат) - к западу от Сохо, верстах в 5-ти; до царствования Давида был одним из пяти главнейших филистимских городов (1Цар 6:17); (1Цар 17:4), Давид покорил его (2Пар 8:1) Ср. Толков. Библия II, с. 396 и 426. Сн. Onomast. 301). Мареша (LXX слав. Марисан) у юго верст 5 от Гефа (Нав 15:44); Толков. Библия II) родина пророка Михея (Мих 1:1), место сражения Асы с Зараем Ефиоплянином (2Пар 14:9); во времена Маккавеев и последующие нередко переходил из рук в руки (И. Флавий. ; ; ; ), пока окончательно был разрушен парфянами при Ироде (; ). Ср. Onomast. 673. Зиф (Нав 15:55) - в 1 3/4 часа пути к югу от Хеврона (Onomast. 464); в пустынных окрестностях Зифа скрывался Давид от преследований Саула (1Цар 23:14) сл. (1Цар 26:2) Толков. Библия II, с. 336 и 411. Адораим к востоку от Зифа (1Мак 13:20) Onomast. 165), теперь Дер'ат. О положении Лахиса (4Цар 14:19) см. Толков. Библию II, с. 512. О положении Азека (Нав 10:10); (Нав 15:35) Onomast. 34) см. также, с. 62-63. О положении Цоры (LXX Σαραα, сл. Салаа, (Нав 15:33); (Нав 19:41) Onomast. 830) - там же, с. 96; это самый северо-западный город из числа укрепленных Равоамом. Об Аиалоне (Нав 10:12); (Нав 10:36) см. Толков. Библию II, с. 320 и 344. Как и Цора, Аиалон первоначально принадлежал к уделу Данова колена, но позже оба города могли перейти к Иудину колену; этот переход мог стоять в связи с переселением священников и левитов из Израильского царства в Иудейское (ст. 13-14 рассматриваемой главы; см. у проф. Гуляева, Исторические книги, с. 519). Хеврон, ранее Кириаф-Арба (Быт 13:18); (Быт 23:2) (Чис 13:23); (Нав 12:10); (Нав 14:13); (Нав 15:13); (Нав 14:13); Суд 1.10 и др.), - один из древнейших городов мира (по (Чис 13:23), построен 7-го года прежде Цоана Египетского); при разделении Ханаана достался Халеву (Нав 14:13), после около 7 лет был столицей Давида (2Цар 2:1) сл. 2Цар 565). В евангельское время, по преданию, был местом жительства св. Захарии и Елисаветы. О положении Хеврона (Onomast. 113) см. Толков. Библию т. I, с. 334 и 519, т. II, с. 88. Кроме крепостей, во всех этих городах Ровоамом заведены были общественные магазины съестных припасов (ст. 11-12).

13-17.- Краткое сообщение (3Цар 12:31) о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левиина, здесь (ст. 13-15) распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились - частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пророком Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове (Иез 44:10-14), - нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2Пар говорится напротив о священниках и левитах, верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь (ст. 15) назван, кроме собственного имени, еще именем сеирим, LXX ματαια, Vulg. daemonia. Русск. Синод. перевод передает еврейское название буквально: козлы, но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать сеирим в смысле идолов или же злых духов (ср. (Ис 13:21); (Ис 34:14). См. у проф. Ф.Г. Елеонского. История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней. Спб. 1884, с. 136-140; у А. Глаголева Ветхозаветное библейское учение об ангелах, Киев 1900, с. 591 -595. О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов (ст. 16-17), говорится и в (3Цар 12:27-28), причем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. "Три года" (ст. 17) продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. (3Цар 14:22-24) и в Иудее началось идопослужение (ср. (2Пар 12:1). Сн. Толков. Библия т. II, с. 476.

18-23.- Восполняется сравнительно с 3Цар царская родословная Ровоама (ср. Толков. Библия II, 476). О неодинаковом написании имени третьей жены Ровоама, матери Авии, и ее отца, в ст. 20; (3Цар 15:2) и (2Пар 13:2) см. Толков. Библию II, с. 477. Из 28 сыновей своих (ст. 21) Ровоам удержал при себе лишь предназначенного к престолонаследию Авию, прочих, же, во избежание братоубийственной распри, разослал по разным городам, обеспечив каждого содержанием и поручив государственную службу.