< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава 13

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Now in the eighteenth year of king Jeroboam began Abijah to reign over Judah.
  • 2. He reigned three years in Jerusalem. His mother
  • 3. And Abijah set the battle in array with an army of valiant men of war, even four hundred thousand chosen men: Jeroboam also set the battle in array against him with eight hundred thousand chosen men, being mighty men of valour.
  • 4. And Abijah stood up upon mount Zemaraim, which is in mount Ephraim, and said, Hear me, thou Jeroboam, and all Israel;
  • 5. Ought ye not to know that the LORD God of Israel gave the kingdom over Israel to David for ever, even to him and to his sons by a covenant of salt?
  • 6. Yet Jeroboam the son of Nebat, the servant of Solomon the son of David, is risen up, and hath rebelled against his lord.
  • 7. And there are gathered unto him vain men, the children of Belial, and have strengthened themselves against Rehoboam the son of Solomon, when Rehoboam was young and tenderhearted, and could not withstand them.
  • 8. And now ye think to withstand the kingdom of the LORD in the hand of the sons of David; and ye be a great multitude, and there are with you golden calves, which Jeroboam made you for gods.
  • 9. Have ye not cast out the priests of the LORD, the sons of Aaron, and the Levites, and have made you priests after the manner of the nations of other lands? so that whosoever cometh to consecrate himself with a young bullock and seven rams, the same may be a priest of them that are no gods.
  • 10. But as for us, the LORD is our God, and we have not forsaken him; and the priests, which minister unto the LORD, are the sons of Aaron, and the Levites wait upon their business:
  • 11. And they burn unto the LORD every morning and every evening burnt sacrifices and sweet incense: the shewbread also set they in order upon the pure table; and the candlestick of gold with the lamps thereof, to burn every evening: for we keep the charge of the LORD our God; but ye have forsaken him.
  • 12. And, behold, God himself is with us for our captain, and his priests with sounding trumpets to cry alarm against you. O children of Israel, fight ye not against the LORD God of your fathers; for ye shall not prosper.
  • 13. But Jeroboam caused an ambushment to come about behind them: so they were before Judah, and the ambushment was behind them.
  • 14. And when Judah looked back, behold, the battle was before and behind: and they cried unto the LORD, and the priests sounded with the trumpets.
  • 15. Then the men of Judah gave a shout: and as the men of Judah shouted, it came to pass, that God smote Jeroboam and all Israel before Abijah and Judah.
  • 16. And the children of Israel fled before Judah: and God delivered them into their hand.
  • 17. And Abijah and his people slew them with a great slaughter: so there fell down slain of Israel five hundred thousand chosen men.
  • 18. Thus the children of Israel were brought under at that time, and the children of Judah prevailed, because they relied upon the LORD God of their fathers.
  • 19. And Abijah pursued after Jeroboam, and took cities from him, Bethel with the towns thereof, and Jeshanah with the towns thereof, and Ephrain with the towns thereof.
  • 20. Neither did Jeroboam recover strength again in the days of Abijah: and the LORD struck him, and he died.
  • 21. But Abijah waxed mighty, and married fourteen wives, and begat twenty and two sons, and sixteen daughters.
  • 22. And the rest of the acts of Abijah, and his ways, and his sayings, are written in the story of the prophet Iddo.

1-2.- Сн. (3Цар 15:1-2) (Толков. Библия II. с. 477) и (2Пар 11:20) (ср. замечание к последнему месту).

2-3.- "Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего, (3Цар 15:3), книги Паралипоменон, в замене этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной" (проф. Олесниций. Государственная летопись царей Иудейских, Тр. Киев. Д. Акад. 1879, № 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2Пар о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и (3Цар 15:6-7) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2Пар о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск - 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (ст. 3 ср. (2Пар 25:5-6) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) - 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков - могли, напр., попасть сюда из (2Цар 24:9) (перепись при Давиде) или из (2Пар 25:5-6) (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере евр. код, 180 у Кенник. читаетвместо "четыреста тысяч": четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры,

4-12.- Некоторые толкователи отмечают неодинаковый характер речи Авии в первой ее половине (ст. 5-8) и во второй (9-12 ст.), причем в первой Авия говорит как царь - потомок Давида, а во второй как строгий ревнитель культа Иеговы и всего указанного в законе ритуала; последнее находят тем более непонятным, что, по свидетельству (3Цар 15:3), Авия был нечестивый царь, не чуждый уклонения в языческие культы; признают, наконец, неестественность самой речи иудейского царя к враждебному войску, имевшей вид как бы некоторой прокламации, -как и обстановки произнесения речи с вершины горы. Эти недоумения, которым нельзя отказать в известной доле состоятельности, однако не принадлежат к числу необъяснимых: священный писатель мог рассматривать здесь Авию, как (политического) главу Иудейского царства, которое, в противоположность Израильскому царству, введшему у себя незаконный культ тельцов, осталось верно истинному служению Иегове, совершавшемуся в Иерусалимском Соломоновом храме. Гора Цемараим (LXX Σομορων Σομαριμ, слав. Сомори, Vulg. Somenon)e горах Ефремовых (ст. 4), вероятно, лежала вблизи города этого имени в уделе Вениаминовом (Нав 18:22), ср. Толков. Библия II): упоминание этой горы в ряду гор Ефремовых и путь, по которому Авия преследовал Иеровоама, показывает, что она была на границе Ефремова и Вениаминова колен (теперь Сумра, Onomast. 861), а войско израильское было расположено к востоку от него (см. у проф. Гуляева, Историч. книги, с. 524). "Завет соли", LXX διαθηκη αλος, Vnlg. pactum salis, т.е. вечный (как слав.-русск.) встречается в Библии два раза: здесь и в (Чис 18:19) (ср. Лев 2.13), где идет речь о вечном завете Иеговы со священством народа Божия (ср. Толков. Библия т. I, с. 524). В обоих случаях значение образного выражения можно объяснить из свойства соли, которая предохраняет жизненные припасы от порчи. Арабы и теперь, заключая договоры между собой, подтверждают их вкушением хлеба и соли (см. у проф. Гуляева, цит. м.). Таким образом "соль" служила подходящим символом завета Иеговы с народом израильским (причем общее выражение этот завет находил в жертве: отсюда обязательное употребление соли при всякой жертве (Лев 2.13); в частности, этот завет выражался в богоучрежденном священстве (Чис 18:19), и в теократической царской власти (2Пар 13:5) - Ровоам называется (ст. 7) "молодым и слабым сердцем" не в силу действительной маловозрастности его (при вступлении на царство ему был уже 41 год, (3Цар 14:21); (2Пар 12:13), а по неопытности в государственном управлении. См. Толков. Библия т. II, с. 470. Об изгнании священников Иеговы (ст. 9) из Израильского царства см. (2Пар 11:15), ср. (3Цар 12:31) Относительно поставления новых священников Авия укоряет израильтян не за незаконность способа поставления священников, - способ посвящения, здесь указанный, не отличается от указанного в (Исх 29:1) и Лев 8.1 гп. посвящения священников рода Ааронова, - а за то, что в десятиколенном царстве посвящение совершалось не во имя Иеговы, и посвящались лица, не принадлежащие к избранному роду Ааронаи вообще не из колена Левиина (3Цар 12:31) сн. д. ст. 10). В противоположность израильскому отступлению от Иеговы, Иудейское царство остается ему верным в целом чистом культе и всех его подробностях: богоучрежденное священство, правильно совершающее свои обязанности, нормальное и непрерывное совершение богослужения по уставу Моисея, по закону Иеговы (ср. ст. 11-12 ["На основании (2Пар 13:11), где говорится о возжении одного светильника, нельзя выводить заключения, что в богослужебном употреблении был только один из десяти светильников; упоминание об одном светильнике здесь сделано в отношении к закону Моисея, который, для периода скинии, предписывал употребление одного светильника, не запрещая однако же и умножения светильников с дальнейшим развитием торжественности богослужения" (проф. А.А. Олесницкий. Ветхозаветный храм. с. 318).] с (Исх 27:21); (Исх 24:4,6); (Исх 24:4,6); (Чис 10:9); (Чис 14:41); (Втор 20:4).

13-18.- Благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием преданности их Иегове и непоколебимой надежды их на Него. В картине победы, по словам проф. Олвсннцкого (Цит. соч., с. 424), "есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина (ст. 15): действительно, трубный звук священников (ст. 14; сн. (Чис 10:9) и победные клики войска иудейсжого близко напоминают обстановку падения Иерихона (Нав 6:3) и д.).

19.О положении Вефиля (Быт 28:19) и др.) см. Топим. Библию т. I и т. II, с. 312 и 472. Взятие иудеями Вефиля, средоточия Иеровоамова культа тельцов (3Цар 12:29), было явным свидетельством для обеих враждующих корон богопротивности этого культа. - Иешана (ср. (1Цар 7:12) - город Иудина колена; теперь, по предположению К. Ганно, - Айн-Синья, верстах в 5 к северу от Бейтина - древнего Вефиля. Ефрон или Ефраим (Ин 11:54) Onomast .459 и 183) - город Вениаммнова колена к северо-востоку от Вефиля (по Евсевию, в 5 милях от Вефиля и в 20 - от Иерусалима); теперь Ет-Тайнбе. Вместе с городами заняты были и пригороды (с евр. "дочери") каждого (ср. (Нав 15:45).

22-23.- Царствовал Авия неполных З года (Толков. Библия II, 476). О хронологических датах мира и войны царя Асы с Ваасою (ст. 23. (2Пар 15:19); (2Пар 16:1) см. замен. к (3Цар 15:16-22) Толков. Библия т. II. События царствования Асы, рассказанные в З кн. Царств (3Цар 15:9,24) в нескольких стихах, во 2Пар обнимают целые три главы (XIV-XVI), вследствие добавлений фактически документального характера.