< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава 27

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Jotham was twenty and five years old when he began to reign, and he reigned sixteen years in Jerusalem. His mother
  • 2. And he did that which was right in the sight of the LORD, according to all that his father Uzziah did: howbeit he entered not into the temple of the LORD. And the people did yet corruptly.
  • 3. He built the high gate of the house of the LORD, and on the wall of Ophel he built much.
  • 4. Moreover he built cities in the mountains of Judah, and in the forests he built castles and towers.
  • 5. He fought also with the king of the Ammonites, and prevailed against them. And the children of Ammon gave him the same year an hundred talents of silver, and ten thousand measures of wheat, and ten thousand of barley. So much did the children of Ammon pay unto him, both the second year, and the third.
  • 6. So Jotham became mighty, because he prepared his ways before the LORD his God.
  • 7. Now the rest of the acts of Jotham, and all his wars, and his ways, lo, they are written in the book of the kings of Israel and Judah.
  • 8. He was five and twenty years old when he began to reign, and reigned sixteen years in Jerusalem.
  • 9. And Jotham slept with his fathers, and they buried him in the city of David: and Ahaz his son reigned in his stead.

1-2.- Сн. (4Цар 15:32-34) Толков. Библия II. В характеристике благочестия Иоафама во 2Пар ст. 2 имеется замечание: "только он не входил в храм Господень", т.е. не подражал отцу своему Озии (сн. (2Пар 26:16) и д.) в его преступной попытке совершать священнодействие в храме. Совершенно превратно некоторые раввины (Кимхи и др.) понимали эта выражение в смысле указания на то, будто Иоафам, испуганный постигшим в храме отца его страшным наказанием, вовсе не решался входить в храм и совершал жертвоприношения на высотах; между тем в тексте ст. 2 грех служения на высотах приписывается только народу, а не царю.

3-4.- Строительная деятельность Иоафама коснулась сначала Иерусалима и прежде всего храма: он построил (ст. 3) так называемые "верхние" (евр. елийон LXX την υψηλην, Vulg. excelsam, слав. высокая) ворота дома Господня, лежавшие, по господствующему в науке представлению, на северной стороне и тожественные с воротами Вениаминовыми (Иер 20:2) См. у проф. Олесницкого. Ветхозаветный храм, с. 669) [Во втором Иерусалимском храме были ворота "верхние" на западной стене во дворе женщин (Мишна, Сукка V, 5), у Иосифа Флавия эти врата названы Коринфскими (т.е. сделанными из коринфской меди - сплава золота, серебра и меди). , см. у проф. А.А. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 470-471]. Кроме того, Иоафам обстроил Офел (ст. 2, ср. (2Пар 33:14); (Неем 3:20); (Неем 11:21); (Ис 32:14). Именем Офел (собственно: холм, см. (4Цар 5:24); (Мих 4:8), как полагают исследователи библейских древностей, называлась восточная или юго-восточная часть стены, окружавшей храм, и башня, стоявшая при ней. Название это могло произойти от предместья Иерусалима, расположенного на восточном склоне горы Мориа. См. А.С. Норова. Путешествие к св. мест. изд. 3,1854, ч. III, c. 310; проф. Гуляева, Историч. книги, с. 561; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 572, 642 и др. Ср. И. Флавий, . Кроме Иерусалима, Иоафам, подобно Иасафату (выше гл. (2Пар 17:12), укрепил прежние и воздвигал новые города и по всей стране (ст. 4).

5-6.- Подобно же Иоасафату (2Пар 20:1) гл.), Иоафам имел благоприятную для Иудеи войну с аммонитянами, которые и теперь, как при Озии (2Пар 26:8) вынуждены были платить иудейскому царю. Размер дани приблизительный: около 150 000 рублей и около 14 000 четвертей пшеницы и ячменя (Гуляев, с. 561). Впрочем, этот приток богатой дани в страну гибельно отразился на нравственности жителей, как виде из относящихся к этому времени пророческих речей Исайи (Ис I-III гл. и др.).

7-9.- О войне Иоафама с царями сирийским и израильским, упоминаемой в (4Цар 15:37), 2Пар не говорит прямо, сообщая лишь о войне с аммонитянами (ст. 5), неизвестной из 4 Царств: очевидно, обе книги в данном случае, как и во многих других, взаимно восполняют друг друга. Что, впрочем, и свящ. писателю 2Пар известны были войны Иоафама и кроме аммонитской, можно видеть из выражения (ст. 7): "все войны его... описаны в книге царей Израильских и Иудейских". Хотя оба здесь упомянутые источника после разрушения Израильского царства, во время плена или вскоре после него, могли объединиться и составить как бы один исторический документ, но упоминание о деятельности и войнах Иоафама, царя иудейского, в летописях царей израильских возможно было только в том случае, когда Иоафам вел войну с царем израильским; след., известность свящ. писателю 2Пар войны сиро-израильской с иудеями - вне сомнения.