- 1. Nowe the spirite speaketh euidently, that in the latter tymes some shall depart from the fayth, geuing heede vnto spirites of errour, & doctrines of deuyls,
- 2. Which speake false in hypocrisie, hauyng their conscience seared with an hotte iron:
- 3. Forbidding to marrie [& commaunding] to abstayne from meates whiche God hath created to be receaued with geuing thankes, of them whiche beleue, and knowe the trueth.
- 4. For euery creature of God [is] good, and nothyng to be refused, yf it be receaued with thankes geuyng.
- 5. For it is sanctified by the worde of God and prayer.
- 6. Yf thou put the brethren in remembraunce of these thynges, thou shalt be a good minister of Iesus Christ, which hast ben norysshed vp in the wordes of fayth and of good doctrine, which thou hast continually folowed.
- 7. But cast away prophane & old wiues fables: Exercise thy selfe rather vnto godlynesse.
- 8. For bodyly exercise profiteth litle: but godlinesse is profitable vnto all thinges, hauing promise of the lyfe that is nowe, and of that which is to come.
- 9. [This is] a sure saying, & by all meanes worthy to be receaued.
- 10. For therfore we both labour, and suffer rebuke, because we haue hoped in the lyuyng God, whiche is the sauiour of all men, specially of those that beleue.
- 11. These thynges commaunde & teache.
- 12. Let no man despise thy youth: but be thou a paterne of the beleuers, in worde, in conuersation, in loue, in spirite, in fayth, in chastitie.
- 13. Tyll I come geue attendaunce to readyng, to exhortation, to doctrine.
- 14. Despise not the gyfte that is in thee, which was geuen thee through prophesie, with the laying on of handes by the auctoritie of the eldership.
- 15. Haue a care of these thinges, and geue thy selfe vnto them, that it may be seene howe thou profitest in all thynges.
- 16. Take heede vnto thy selfe, and vnto doctrine, and continue therein: For in doying this, thou shalt both saue thy selfe, and them that heare thee.
1.Против истины Христовой, которая содержится в Церкви, будут вооружаться со временем разные лжеучители, с которыми предстоятели Церкви должны будут непременно вести борьбу.
Дух –т. е. различные пророки, выступавшие в то время в апостольской церкви (ср. (1-е Кор 12:10); (1-е Кор 14:31).
В последние времена – точнее: в последующие времена (υστεροις κ., а не εσχατοις καιροΐς).
Духам обольстителям, т. е. людям, похожим, по видимости, на истинных вдохновенных учителей, но на самом деле ведущих слушателей к погибели.
Учением бесовским. Эти лжеучители будут руководиться внушениями врагов Христа – бесов.2.Через лицемерие – точнее: "в (εν) лицемерии". Эти лжеучители будут действовать лицемерно, не по убеждению. Эта же мысль содержится и в следующем выражении: «сожженных в совести своей». У таких людей совесть будет как бы вся выжжена тем клеймом, какое на нее наложит грех. Печать греха – огненная – сожигает совесть, до которой она касается. Люди с такою сожженною совестью – люди умершие для всего святого и высокого.3-5.- Характеризуя этих лжеучителей, апостол указывает на то, что они будут запрещать брак как состояние, с их точки зрения, нечистое, и станут повелевать воздерживаться (по–русски глагол απεχεσυαι не передан) от яств – очевидно, от некоторых яств, может быть, от мяса. Верующие не должны следовать таким учениям, потому что всякое создание, т. е. все, созданное Богом, хорошо, полезно для человека, разумеется, если он в употреблении этого соблюдает умеренность. В особенности нечего бояться осквернить себя пищею, когда принимаешь ее с молитвою и благодарением Богу, подавшему ее (Слово Божье – слово молитвы). По–видимому, апостол имеет здесь в виду лжеучителей преимущественно гностического направления, которые действительно иногда отрицали брак и проводили мысль о нечистоте некоторых яств.6-8.- Уча других – христиан (братий), в чем заключается истинное благочестие, Тимофей явится добрым, вполне подходящим служителем Иисуса Христа. Но для этого и он сам должен постоянно питаться теми учениями евангельскими, которые он принял от своего учителя – Апостола Павла (ср. (2-е Тим 1:13). Вместе с этим апостол внушает Тимофею необходимость отвращаться, удаляться от пустых, бесполезных бабьих басней (см. 1, 3, 4), занимаясь только тем, что действительно утверждает в душе человека благочестивую настроенность – именно, делами христианской любви и подвигами воздержания. Чтобы показать полезность благочестия деятельного, апостол сравнивает это благочестие с обыкновенным упражнением тела. И это последнее занятие, несомненно, приносит пользу, укрепляя тело, делая его более способным к перенесению разных трудов, давая человеку возможность приложить к делу свои силы. Но все это – лишь немногое; здесь – польза для тела и внешней жизни, это не то, к чему главным образом должен стремиться христианин. Благочестие же, напротив, полезно во всем, во всех отношениях: даже и в отношении здоровья, потому что благочестивый человек не станет разрушать здоровье свое грехами и пороками (жизнь настоящая). Главным же образом благочестие ведет человека к получению вечной блаженной жизни (будущей).9-10.- Но в чем состоит истинное благочестие? Апостол отвечает на это словами христианского песнопения (гимна), которое употреблялось, очевидно, в его время при богослужении. Благочестивый человек, во–первых, несет тяжелые труды (κοπιωμεν), т. е. не избегает всех трудностей жизни, а во–вторых, идет даже из–за Христа на лишение своей чести, на позор. Конечно, это относится прежде всего к христианским проповедникам и, в частности, к Тимофею (ср. (1Сол 5:12). При этом апостол указывает и на побуждение к такому образу действий: проповедники надеются на Бога живого, Который в силах их подкрепить в страданиях (в противоположность бессильным мертвым языческим богам). Называя Бога при этом «Спасителем всех человеков», апостол тем самым дает понять, что христиане, конечно, более других людей заслуживают получения помощи от Бога.11.Тимофей должен все, что сказано выше (с 3–й гл. 14–го ст.), возвещать как заповедь (проповедуй – точнее: заповедуй – παραγγελε), научать этому свою паству.12.Тимофей был сравнительно молодой человек: во время написания послания ему было около 38–ми лет. Поэтому его указаниями некоторые из верующих могли пренебрегать, и Тимофей должен так их предлагать, чтобы никому и в голову не пришло, что их можно не исполнять. А этого достигнуть можно только тогда, когда Тимофей будет образцом для верующих во всей своей жизни, когда он будет проявлять любовь ко всем братьям, веру в Бога, чистоту сердца (выражения "в духе" многие кодексы не имеет).13.Пока не придет апостол в Ефес, Тимофей должен сам постоянно совершать богослужение: чтение Священного Писания, наставление и учение – все это составные части христианского богослужения (на это указывают и стоящие здесь, определяющие точно понятие артикли).14.Чтобы побудить Тимофея к деятельности, апостол напоминает ему о тех духовных дарованиях (χαρισμα – в общем смысле "духовное озарение"), какие некогда, вероятно в Листре, низведены были на него (ср. (1-е Тим 1:17); (2-е Тим 1:6), при посвящении его в помощники Апостолу Павлу.
По пророчеству (δια προφητειας – вин. пад. множ. числа), т. е. сообразно с высказанными о Тимофее предсказаниями христианских пророков.
С возложением рук священства. Апостол говорит, что при избрании Тимофея все пресвитеры той местности возложили на Тимофея свои руки в знак того, что они, так сказать, ставят его вместо себя в помощники Павлу. Посвящения эти пресвитеры не совершали – его мог совершить только сам апостол (еп. Феофан). На это указывает и стоящий здесь предлог "c" (μετα, а не δω = чрез).15-16.- О сем заботься, т. е. размышляй о своих обязанностях (см. 11–13 ст.), в семь пребывай, как в своем доме. Только в таком случае Тимофей вправе ожидать успеха в своей деятельности.
Вникай в себя, т. е. наблюдай сам за собою, чтобы не впасть в какую ошибку, не уклониться от духа евангельского.
И в учение. Здесь всего естественнее понимать учительную деятельность других учителей веры в Ефес, которую Тимофей не должен оставлять без наблюдения и контроля, – Сим, т. е. наблюдением...



