- 1. And the sons of Reuben, the oldest son of Israel, (for he was the oldest son, but, because he made his father's bride-bed unclean, his birthright was given to the sons of Joseph, the son of Israel; but he is not to be given the place of the oldest.
- 2. Though Judah became stronger than his brothers, and from him came the ruler, the birthright was Joseph's:)
- 3. The sons of Reuben, the oldest son of Israel: Hanoch and Pallu, Hezron and Carmi.
- 4. The sons of Joel: Shemaiah his son, Gog his son, Shimei his son,
- 5. Micah his son, Reaiah his son, Baal his son,
- 6. Beerah his son, whom Tiglath-pileser, king of Assyria, took away as a prisoner: he was chief of the Reubenites.
- 7. And his brothers by their families, when the list of their generations was made up: the chief, Jeiel, and Zechariah,
- 8. And Bela, the son of Azaz, the son of Shema, the son of Joel, who was living in Aroer, as far as Nebo and Baal-meon;
- 9. And to the east his limits went as far as the starting point of the waste land, ending at the river Euphrates, because their cattle were increased in number in the land of Gilead.
- 10. And in the days of Saul they made war on the Hagarites, and overcame them; and they put up their tents through all the land east of Gilead.
- 11. And the sons of Gad were living opposite to them, in the land of Bashan as far as Salecah:
- 12. Joel the chief, and Shapham the second, and Janai and Shaphat in Bashan;
- 13. And their brothers, the men of their family: Michael and Meshullam and Sheba and Jorai and Jacan and Zia and Eber, seven of them.
- 14. These were the sons of Abihail, the son of Huri, the son of Jaroah, the son of Gilead, the son of Michael, the son of Jeshishai, the son of Jahdo, the son of Buz;
- 15. Ahi, the son of Abdiel, the son of Guni, head of their families.
- 16. And they were living in Gilead in Bashan, in its small towns and in all the grass-land of Sirion as far as its limits.
- 17. All these were listed under the names of their families, in the time of Jotham, king of Judah, and in the time of Jeroboam, king of Israel.
- 18. There were forty-four thousand, seven hundred and sixty of the sons of Reuben and of the Gadites and of the half-tribe of Manasseh, all strong men, expert in the use of the body-cover, the sword, and the bow, and in the art of war, all able to take up arms.
- 19. And they went to war against the Hagarites, with Jetur and Naphish and Nodab.
- 20. And they were helped against them, so that the Hagarites, and those with them, were given into their power. For they sent up prayers to God in the fight, and he gave ear to them, because they put their faith in him.
- 21. And they took away their cattle: fifty thousand camels, two hundred and fifty thousand sheep, and two thousand asses, and a hundred thousand men.
- 22. And a very great number went to their death, because the war was God's purpose. And they went on living in their place till they were taken away as prisoners.
- 23. And the men of the half-tribe of Manasseh were living in the land: and their numbers were increased till all the land from Bashan to Baal-hermon and Senir and the mountain Hermon was theirs.
- 24. And these were the heads of their families: Epher and Ishi and Eliel and Azriel and Jeremiah and Hodaviah and Jahdiel, men of war, of great name, heads of families.
- 25. And they did evil against the God of their fathers, worshipping the gods of the people of the land, whom God had put to destruction before them.
- 26. And the God of Israel put an impulse into the heart of Pul, king of Assyria, and of Tiglath-pileser, king of Assyria, who took them away as prisoners, all the Reubenites and the Gadites and the half-tribe of Manasseh, to Halah and Habor and Hara and to the river of Gozan, to this day.
1.Замечание данного стиха, что Рувим потерял право первородства за осквернение постели отца своего, находится в Бьгг 49:4, но нигде не говорится о передаче первенства Иосифу, хотя это и предполагается (Быт 48:5-6), где обоим его сыновьям дается по уделу, так что Иосиф в лице двух своих сыновей получил, как обладавший правом первородства, двойной удел (Втор 21:17).2.Сыновья Иосифа не писались первородными потому, что они не обладали данными для такого права первенства, как право власти. Оно основывается на силе, а сильнейшим и по численности и по влиянию был Иуда (Быт 49:8); Суд 1.1), из его же колена происходили и представители власти - цари (1Цар 13:14); (1Цар 25:30).3.Сыновья Рувима в том же порядке исчисляются в (Быт 46:9); (Исх 6:14); (Чис 26:5-7)4-6.- Потомки Иоиля - единственная линия, сохранившаяся в известную эпоху в нескольких поколениях. Семь перечисленных здесь имен встречаются и в других местах Ветхого Завета, но в качестве имен потомков Рувима - нигде. Равным образом неизвестно, от кого происходил Иоиль.4.Стоящее после имени "Шемай" еврейские слово "beno" (сын его) LXX поняли в качестве собственного имени "Βαναια" и потому вставили между Шемаем и Гогом нового потомка Рувима.6.Беера, отведенный в плен Феглафеллассаром (см. ниже ст. 26} был князем не всего колена, но лишь того рода, из которого происходил.7-8.- Хотя поименованные в данных стихах лица называются братьями Бееры, но на самом деле они - его старшие родственники. Это видно из замечания о Беле. Он происходил от Иоиля в третьем поколении, тогда как Беера -в седьмом. Но почему старшая линия исчислена после младшей, сказать невозможно. Ароер - современный Араер при потоке Арноне (Втор 3:12), Нево - гора в хребте Аварим против Иерихона (Чис 32:38); (Чис 33:47); Ваал-Меон - местность, упоминаемая Моисеем вместе с Нево (Чис 32:38). В кн. Иисуса Навина (Нав 13:15-20) протяжение удела колена Рувимова в северном направлении представляется более обширным, так как к северу от Ваал-Меона рувимлянам принадлежал еще целый ряд городов. Восточная граница удела колена соприкасалась с пустыней, отделяющей Галаад от Ефрата.10.По ст. 20 агаряне были врагами всех восточно-иорданских колен. Сходство имени заставляет считать их потомками Агари, наложницы Авраама. Это подтверждается тем, что в ст. 19 они упоминаются наряду с несомненными потомками ее сына Измаила (см. прим. к 20 ст.). В сирском и арабском переводах вместо "Агаряне" стоит "арабы жители Сакки", у LXX - "пришельцы". То и другое чтение тожественны. Слово Сакка -еврейскому "сука" - "шалаш". В шатрах жили кочевники арабы, почему они и могли быть пришельцами к границам владений рувимлян. Если следовать контексту, то победителями агарян должно считать не всех рувимлян, а только поколение Белы. Но этому препятствует то обстоятельство, что о Беле в ст. 8 и 9 говорится в числе единственном, тогда как в 10 ст. употребляется множественное.11-17.- Родословие Гада. Совместная жизнь колена Гадова с Рувимовым на восточно-иорданской стороне, общие войны с агарянами (ст. 10,19-20) и одинаковая судьба (ст. 26) являются причиной того, что родословие Гада излагается вслед за генеалогией Рувима.11.Колено Гадово жило в середине Галаада, составлявшего южную часть владений Ога Васанского (Втор 3:12-13), севернее Рувима. Салха лежит в расстоянии 6-7 часов пути от Боцры и 30 часов пути на восток от Иордана. Об уделе колена Гада см. (Нав 13:24-28)12.Остается совершенно непонятным, почему не перечисляются ближайшие потомки Гада (Быт 46:16), и в каком отношении к ним стоят лица данного стиха. Несомненно лишь, что как они, так и нижеупоминаемые жили или в начале VII до Р. X. при Иеровоаме II или на полстолетия позднее - при Иоафаме иудейском (ст. 17).16.Согласно с (Втор 3:12) колено Гадово жило не во всем Галааде, а только в одной половине его; другая была отдана полуколену Манассиину (Втор 3:13). Что же касается Васана, то,по (Нав 13:30), весь он был отдан потомкам Манассии, ввиду чего показание данного стиха наводится в противоречии с этим свидетельством. Для устранения его ссылаются обыкновенно на то, кто заселение гадитами части Васана падает на более позднее время. Как пастухи, они могли занять такие места, которые оказались лишними для манасситов. "Сарон", конечно, не Саранская долина, лежащая при Средиземном море между Кесарией и Иоппией, так как нигде нет указания не только на постоянное поселение здесь потомков Гада, но даже и на временное пребывание в качестве кочевников, а одноименная с нею местность на восточно-иорданской стороне. Некоторые отожествпяют его с Сирионом (Втор 3:9).17.К какому периоду царствования Иеровоама и Иоафама относятся перечисления гадитов, история не указывает. Первое приурочивают ко времени после победы над сирийцами (4Цар 14:25), второе ко времени после поражения аммонитян (2Пар 27:5).18.Замечание о воинственности потомков Рувима, Манассии и Гада подтверждается (1Пар 12:8,21), а число способных к войне (44 760) совпадает с числом, показанным в (Нав 4:12-13) (около 40 000), и гораздо меньше отмечаемого кн. Числа: 46 500 - рувимлян, 45 650 - гадитян и 32 200 - манасситян (Чис 1:21,25,35); Ср. (Чис 26:7,18,34). Но это разногласие может быть примирено тем соображением, что при Моисее исчислялись безусловно все способные к войне, как того требовало завоевание Ханаана, ав кн. Иисуса Навина и 1 кн. Паралипоменон только наиболее храбрые и воинственные.19.Иетур и Нафиш - две народности, происшедшие от Измаила (1Пар 1:31); (Быт 25:15). Судя по 10 ст. война с этими племенами падает на время царствования Саула. В истории его правления о данном событии не говорится потому, что он не принимал в нем участия. Но, судя по тому, что Саулом были поражены соседние с Галаадом моавитяне и Аммонитяне (1Цар 14:47), можно думать, что на это же время падают и победы двух с половиною колен над кочующими арабскими племенами.21-22.- Громадное количество добычи напоминает победу над мадианитянами (Чис 31:11,32) и объясняется множеством убитых. В занятых местностях два с половиною колена жили "до переселения", т.е. до переселения им Феглафелассаром (ст. 26).23.По свидетельству (Нав 13:30), полуколено Манассиино получило в удел весь Васан; в данном стихе указывается северная граница его владений. Они простирались до Ваал-Ермона, или, по (Нав 13:5), Ваал-Гада, находившегося при горе Ермон, Сенира, каковое имя, по (Иез 27:8), обозначает одну часть Ермона, а по (Втор 3:9) является амморейским названием всего Ермона. Обширность занимаемой гюлуколеном Манассии местности (см. (Нав 13:30-31) соответствует его многочисленности: "их было много". И действительно, при втором исчислении во времена Моисея в колене Манассиином было 52 700 человек, способных к войне.24.Имена потомков Манассии нигде более не встречаются.25-26.- Сообщение об отведении заиорданских колен в плен Феглафелласаром является воспроизведением сказания (4Цар 15:29), о завоевании этими царями Галаада, закончившихся переселением его жителей в Ассирию. Как видно из той же 4Цар XV-XVI, данное событие падает на время правления Ахаза иудейского и Факея израильского: для защиты от нашествия последнего в союзе с Рецином на Иудею и был приглашен первый Феглафелласар (4Цар 16:7). Кроме него, наш стих упоминает, согласно с (4Цар 15:19), еще о Фуле, царе ассирийском, современнике Менаима. С точки зрения кн. Царств и 1 Паралипоменон - это два различные царя. Но в ассирийском каноне эпанимов, представляющем список ассирийских царей данного периода, Фула не значится, а ассириологи признают не подлежащим сомнению тот факт, что под этими именами кроется одно и то же лицо. О местах поселения пленников см. прим. к (4Цар 17:6)



