Глава 4

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Let us then, though we still have God's word that we may come into his rest, go in fear that some of you may be unable to do so.
  • 2. And, truly, the good news came to us, even as it did to them; but the hearing of the word did them no good, because they were not united in faith with the true hearers.
  • 3. For those of us who have belief come into his rest; even as he has said, As I said in my oath when I was angry, They may not come into my rest: though the works were done from the time of the making of the world.
  • 4. For in one place he has said of the seventh day, And God had rest from all his works on the seventh day;
  • 5. And in the same place he says again, They will not come into my rest.
  • 6. So that as it is clear that some have to go in, and that the first hearers of the good news were not able to go in because they went against God's orders,
  • 7. After a long time, again naming a certain day, he says in David, Today (as he had said before), Today if you will let his voice come to your ears, be not hard of heart,
  • 8. For if Joshua had given them rest, he would not have said anything about another day.
  • 9. So that there is still a Sabbath-keeping for the people of God.
  • 10. For the man who comes into his rest has had rest from his works, as God did from his.
  • 11. Because of this, let us have a strong desire to come into that rest, and let no one go after the example of those who went against God's orders.
  • 12. For the word of God is living and full of power, and is sharper than any two-edged sword, cutting through and making a division even of the soul and the spirit, the bones and the muscles, and quick to see the thoughts and purposes of the heart.
  • 13. And there is nothing made which is not completely clear to him; there is nothing covered, but all things are open to the eyes of him with whom we have to do.
  • 14. Having then a great high priest, who has made his way through the heavens, even Jesus the Son of God, let us be strong in our faith.
  • 15. For we have not a high priest who is not able to be touched by the feelings of our feeble flesh; but we have one who has been tested in all points as we ourselves are tested, but without sin.
  • 16. Then let us come near to the seat of grace without fear, so that mercy may be given to us, and we may get grace for our help in time of need.

1.«Еще остается обетование войти в покой Его...», – обетование и покой другого рода, отличные от обетования и покоя ветхозаветного Израиля, имевших преобразовательное значение и отношение к христианскому покою.

2.Смысл 2–й половины стиха таков: не принесло им (евреям) пользы слово слышанное, как не соединенное с тою верою, какую они должны бы были усвоить из того, что слышали.

3.«Входим...» – настоящее вместо будущего, еще ожидаемого – выражение сильнейшей уверенности в его наступлении. Как ветхозаветного покоя не удостоились не уверовавшие, так и мы входим в свой покой только уверовавшие. – «Покой Мой...» "Об этом покое Божием и об участии в нем людей апостол повествует в девяти следующих стихах (3–11), смысл которых можно передать яснее так: Бог завершил дела свои и успокоился задолго до произнесения приведенных слов, однако говорит об этом Своем покое как будущем для некоторых людей (6 ст.), коим обещал в нем участие. Если бы званные оказались достойны обещания Божия, покой был бы достигнут ими. Но эти званные оказались недостойны. И мысль о покое Божием для них осталась как бы невыполненною. Посему назначен был для осуществления мысли Божией и достижения желающими покоя Божия новый срок (еще... субботство, 9 ст.), который и должен быть использован, иначе участь нерадивых повторится в прежней грозности.

10-13.- «Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Задача дел человека – второе творение – возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий – (11 ст.) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия (12 ст.), под которым надлежит разуметь и вообще слово – выражение мыслей Божиих, и Личное Слово – второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. (Матф 13:3) и д.). – Действенность Слова Божия – в силе совершения и исполнения: «рече и быша...» Ср. (Исаи 55:10,11). – «Острее всякого меча обоюдоострого...» – обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. (Апок 1:16); Премудрости. 18.15,16). – «До разделения души и духа, составов и мозгов» – до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и (1Сол 5:23) утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть – как высшая, материальная оболочка человека, дух – самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа – как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело – оболочка души, душа – оболочка духа. Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душаψυχη; душа же – мыслящая, желающая, способная к богопознанию – как духπνευμα, ср. (1-е Кор 15:44); (1Сол 5:23). С 14 стиха апостол резко переходит к раскрытию другого предмета – о превосходстве Христова первосвященства пред ветхозаветным, посвящая этому предмету почти 6 глав (до 18 ст. X гл.), в коих рассматривает первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, Им принесенной.

14.Именем αρχιερευς (первосвященник) само собою обозначается в Ветхом Завете – великий, главный первосвященник, в полноте прав своего звания. Употребление к сему особого определения великий (μεγας) имеет в виду отметить особое величие Новозаветного Первосвященника с высшим Его призванием (ср. (Евр 10:21); (Евр 13:20). – «Прошедшего небеса...» В соответствие тому, как обыкновенный первосвященник в день очищения проходил к ковчегу Завета через передние двери и святое, с жертвою за народ, о Великом Первосвященнике Иисусе Христе говорится, что Он прошел небеса с жертвою за нас в истинное Божие Святилище, где, совершив очищение грехов наших, и воссел одесную престола величества Божия как беспрерывный ходатай пред Богом за искупленных Его кровью.

15.В качестве особого побуждения твердо держаться исповедания нашего апостол указывает на особое свойство нашего Нового Первосвященника, состоящее в том, что Он, во всем подобонемощный нам, кроме греха (Евр 7:26); (2-е Кор 5:21); (1-е Иоан 3:5); (1Петра 2:22,) отличается особою способностью помогать нам в наших немощах, и в то же время милостивою сострадательностью в деле помощи людям страждущим и обремененным. – «Сострадать» – не просто сочувствием, а именно участием в самых страданиях (συμπασχειν, а не συμπαθειν, ср. (Рим 8:17); (1-е Кор 12:26).

16.«К престолу благодати...» – в соответствие приступанию ветхозаветных людей к жертвенному алтарю, апостол зовет приступать к престолу благодати как новому месту благодатного присутствия Божия, источнику Его милующих и поддерживающих нас действий (ср. (Гал 5:7).