- 1. Every high priest who is taken from among men is given his position to take care of the interests of men in those things which have to do with God, so that he may make offerings for sins.
- 2. He is able to have feeling for those who have no knowledge and for those who are wandering from the true way, because he himself is feeble;
- 3. And being feeble, he has to make sin-offerings for himself as well as for the people.
- 4. And no man who is not given authority by God, as Aaron was, takes this honour for himself.
- 5. In the same way Christ did not take for himself the glory of being made a high priest, but was given it by him who said, You are my Son, this day I have given you being:
- 6. As he says in another place, You are a priest for ever after the order of Melchizedek.
- 7. Who in the days of his flesh, having sent up prayers and requests with strong crying and weeping to him who was able to give him salvation from death, had his prayer answered because of his fear of God.
- 8. And though he was a Son, through the pain which he underwent, the knowledge came to him of what it was to be under God's orders;
- 9. And when he had been made complete, he became the giver of eternal salvation to all those who are under his orders;
- 10. Being named by God a high priest of the order of Melchizedek.
- 11. Of whom we have much to say which it is hard to make clear, because you are slow of hearing.
- 12. And though by this time it would be right for you to be teachers, you still have need of someone to give you teaching about the first simple rules of God's revelation; you have become like babies who have need of milk, and not of solid food.
- 13. For everyone who takes milk is without experience of the word of righteousness: he is a child.
- 14. But solid food is for men of full growth, even for those whose senses are trained by use to see what is good and what is evil.
1-3.- «Для человеков поставляется на служение Богу...» Хотя каждый человек обязывается и сам на служение Богу, однако Господь благоволит избирать из среды людей особых Себе служителей, служение коих состоит в том особенно, чтобы приносить дары и жертвы за грехи людей, из коих не исключается и сам первосвященник (Лев 16:11-15) и д.). Таково установление Божественное. Относительно тех, за которых должны быть приносимы жертвы, апостол употребляет смягченные выражения, как о невежествующих и заблуждающих (ср. (1-е Иоан 3:9); (1-е Иоан 2:3,11) и др.), что имеет, впрочем, и свой грозный смысл, давая понять, что если грешащие по неведению и заблуждению могут пользоваться снисхождением Первосвященника, то противящиеся Ему сознательно и упорно не имеют этой надежды (Числ 15:22,31); (Лев 4:2); (Лев 5:1-15).4.Первосвященническое служение именуется здесь честью, что предполагает его особое достоинство, высоту и ценность: избрание совершает Сам Бог для ближайшего служения Ему и для спасения других.5.«Присвоил славу...» – греч. αδοξασε γενηθηναι ερχιερεα... – слав. «не Себе прослави быти первосвященника...» Если для обыкновенных людей составляло честь самое избрание в первосвященники, то Сын Божий, Который уже по существу Своему имел всю полноту прав первосвященства, в высшем смысле слова получает Свою первосвященническую честь и славу особым образом – исполнением воли Божией относительно спасения человека путем Своих страданий (Луки 24:26,46-47).6.«Священник во век по чину Мелхиседека...» Выражение заимствовано из 109 Псалма (4 ст.), несомненно признаваемого мессианским. Псалмопение пророчествует о царе, который именуется Господом (моим, т е. Давидовым, ср. (Матф 22:43); (Марк 12:36) и др.), седящим одесную Бога, причем все враги будут под ногами Его. Таким царем – одноименным Господу, равночестным Ему и равносильным, конечно, мог быть только Сын Божий – Мессия – Христос. Этот духовный царь из семени Давидова будет вместе и Иереем по чину Мелхиседека, т е. соединит в себе оба звания – и царство, и священство – в одно неразрывное и таинственно–значительное целое, как соединял их Мелхиседек. Сопоставление с Мелхиседеком и выяснение особого духовного сродства с ним Сына Божия, как Царя – Первосвященника, в дальнейшем еще несколько раз останавливает на себе внимание апостола.7-10.- Апостол дает напоминание о том пути страданий и скорбей, которым Христос достиг того, что был наречен от Бога Первосвященником нашим, виновником спасения вечного. Моления, которые Он приносил Отцу Своему с воплем и слезами, показывают, с одной стороны, что Он не был самовольным присвоителем себе царско–первосвященнического служения. Напротив, он был послушным орудием в руках Отца Небесного, избравшего для Него такой тяжелый путь к этому служению, на котором Он должен был познать тяжким опытом, что такое человеческая немощь, чтобы быть способным сострадать немощам нашим и быть образцом и для нас спасительного послушания. – «Во дни плоти Своей...» – во время земной жизни (ср. (Евр 2:14); (1Петра 4:2). – «С сильным воплем и со слезами...» Здесь, очевидно, разумеются молитвы Господа в саду Гефсиманском. Как была услышана эта молитва, разъясняет св. Ев. Лука, сообщая, что тогда был послан ко Христу Ангел, который и укрепил Его (Луки 22:43) на предстоящие страдания. – «Быв наречен от Бога Первосвященником...» Это «наречение», или прославление Богом Христа как Первосвященника должно было последовать одновременно с совершением нашего спасения в момент Крестной смерти Спасителя («совершишася!»).11-14.- Апостол затрудняется слишком глубоко касаться затронутого им важного вопроса, ссылаясь на недостаточную подготовленность слушателей, требующих «молока, а не твердой пищи», т е. более начального учения (ср. (1-е Кор 3:2); (1Петра 2:2). Впрочем, далее (Евр 6:9) ст.) он оговаривается, что не все его читатели таковы, и потому увещевает их стремиться быть совершенными, в особенности же не отступать от уже достигнутого совершенства. И те, которых он сейчас называет неспособными слушать (11 ст.), сделались таковыми вопреки более естественному ожиданию видеть их более совершенными (12 ст.). Все же апостол начинает далее вести их к этому совершенству познания учения Христова (VI гл.).



