Глава 6

  • Закрыть сопоставления
  • 1. For this reason let us go on from the first things about Christ to full growth; not building again that on which it is based, that is, the turning of the heart from dead works, and faith in God,
  • 2. The teaching of baptisms, and of the putting on of hands, and of the future life of the dead, and of the judging on the last day.
  • 3. Now we will do this, if God lets us.
  • 4. As for those who at one time saw the light, tasting the good things from heaven, and having their part in the Holy Spirit,
  • 5. With knowledge of the good word of God, and of the powers of the coming time,
  • 6. And then let themselves be turned away, it is not possible for their hearts to be made new a second time; because they themselves put the Son of God on the cross again, openly shaming him.
  • 7. For a land, drinking in the frequent rain and producing good plants for those for whom it is worked, has a blessing from God:
  • 8. But if it sends up thorns and evil plants, it is of no use and is ready to be cursed; its only end is to be burned.
  • 9. But, my loved ones, though we say this, we are certain that you have better things in you, things which go with salvation;
  • 10. For God is true, and will not put away from him the memory of your work and of your love for his name, in the help which you gave and still give to the saints.
  • 11. And it is our desire that you may all keep the same high purpose in certain hope to the end:
  • 12. So that you may not be slow in heart, but may take as your example those to whom God has given their heritage, because of their faith and their long waiting.
  • 13. For when God made his oath to Abraham, because there was no greater oath, he made it by himself,
  • 14. Saying, Be certain that I will give you my blessing, and make your numbers very great.
  • 15. And so, when he had been waiting calmly for a long time, God's word to him was put into effect.
  • 16. For men at all times make their oaths by what is greater; and any argument is ended by the decision of the oath.
  • 17. So that when it was God's desire to make it specially clear to those who by his word were to have the heritage, that his purpose was fixed, he made it more certain with an oath;
  • 18. So that we, who have gone in flight from danger to the hope which has been put before us, may have a strong comfort in two unchanging things, in which it is not possible for God to be false;
  • 19. And this hope is like a strong band for our souls, fixed and certain, and going in to that which is inside the veil;
  • 20. Where Jesus has gone before us, as a high priest for ever after the order of Melchizedek.

1.«Оставивши начатки учения Христова...», т е. не останавливаясь подробно на начатках учения – на том, что более или менее известно и понятно, – поспешим к совершенству..., т е. познания учения Христова, ведущего за собою и нравственное совершенство людей. – «Не станем снова полагать...» – мысль, разъясняющая первое предложение («оставивши начатки...») в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого удобного времени, перечисляются: покаяние («обращение от мертвых дел»), вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. – «Обращение от мертвых дел» – собственно оставление еврейской обрядности или бесплодных дел закона (Рим 3:20), а затем уже – и вообще оставление греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. (Евр 9:14).

2.«Учение о крещениях...» Множественное число употреблено, вероятно, в отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (βαπτισμοι) и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства предполагается известным. Под возложением рук – несомненно – разумеется следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. – «О воскресении мертвых и о суде вечном...» апостол находит возможным не говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно Апостола Павла (1-е Кор 15:1); (1Сол 4:17) и др.).

4.В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в соответствие 1 ст.) после предполагаемого отпадения, которое он изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По–видимому, он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его собеседники держатся правого пути (9 ст.). – «Просвещенных...», т е. благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. (Евр 6:4); (Евр 10:32); (Иоан 1:9); (2-е Кор 4:4,6). – «Вкусивших дара небесного...» – оправдания, даруемого Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще – неизреченным даром (2-е Кор 9:15); (Рим 5:17); ср. (Евр 2:4); (Евр 10:20), и вообще благодати Св. Духа.

5.«Вкусивших благого глагола Божия...», т е. испытавших собственным непосредственным чувством силу и сладость Евангельской истины. – «Сил будущего века...» Здесь разумеются не только черезвычайные дары апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления, которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, жизни будущего века.

6.«Отпадших...», что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. (Евр 10:29), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Матф 12:31), потому что для людей такого рода невозможно исправление.

7-8.- Сравнение людей с землею, добрых – с плодоносною, злых – с негодною. Первая – получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая – ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит «тернии и волчцы» – вредящие человеку (ср. (Матф 15:13); (Иоан 15:2); (Матф 3:10).

9-10.- «Возлюбленные...» – ср. (Рим 9:3). Уверенность в том, что его слушатели не находятся в опасности потерпеть только что описанную участь отпадших, апостол обосновывает на христианской любви их, проявленной в делах милосердия к своим братьям по вере (святым) (ср. (Евр 13:24); (Рим 15:25,31); (1-е Кор 16:1); (2-е Кор 8:4).

11-12.- Пожеланием, чтобы и в будущем слушатели преуспевали в ревности к добродетели, апостол, очевидно, ободряет их, указывая, что добродетель – непременное условие получения Божиих обетований, как вообще вера и долготерпение, с коими она неразрывно соединяется.

13.Упомянув о вере и долготерпении, Апостол приводит на память слушателей величайший образец сих добродетелей – отца верующих Авраама, который является вместе с тем и образцам непреложности Божественных обетовании верующим (Быт 22:16-18).

17.«Наследникам обетования...», т е. верующим во Христа, как духовным чадам Авраама (Рим 9:7-8).

18.«Дабы в двух непреложных вещах», в обетовании самом по себе и клятве, как непреложных действиях Божиих... – «Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду...», т е. чтобы не только без всякого сомнения, но даже с твердым утешением мы ждали исполнения обетований Божиих верующим.

19-20.- Как за якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы безопасно проходим бурное житейское море и достигаем нашей пристани, которая простирается в небесное Святое Святых, куда Предтечею за нас вошел наш Первосвященник – Иисус. Таким приемом речи апостол снова возвращается к важнейшему предмету своего послания – первосвященству Христову. – «Предтечею за нас вошел...» – вошел как первый, чтобы показать и нам путь туда и облегчить его.