- 1. «После того»: после явления ученикам в восьмой день по воскресении (Ин. 20:26-29). – «При море Тивериадском», или озере Галилейском (см. прим. к Мф. 4:18). Господь предварял своих учеников, что Он явится им в Галилее (Мф. 26:32); то же сказали ангелы мироносицам (Мф. 28:7). Об исполнении этого обетования Господня повествуют два евангелиста Иоанн и Матфей (Мф. 28:16 и дал.). Первую неделю по воскресении Господа ученики пребывали, как видно, в Иерусалиме и не спешили в Галилею. Господь, являясь им здесь, уверил их в своем воскресении и затем мы видим и Его и их в Галилее, перед вознесением же опять в Иерусалиме. – «Явился»: «видишь, что Он не постоянно обращается с ними и не так, как прежде? Явился вечером и – скрылся, потом – еще однажды, спустя восемь дней, и опять скрылся; затем является теперь на море… Из этого видно, что если бы Он не снисшел, то не был бы видим, так как тело Его было уже нетленно и бессмертно» (Злат., ср. Феофил.).
- 2-3. «Были вместе» и пр. из одиннадцати ближайших учеников Господа упоминаются только пять и еще двое других, вероятно не из ближайших, чем и объясняется, что они не поименованы. – «Сыновья Зеведеевы»: Иаков и Иоанн; здесь они поставлены на последнем в перечислении учеников из одиннадцати вместе, тогда как во всех других перечислениях они ставятся после Андрея и Петра. Это объясняется тем, что писатель Евангелия был один из них; на это же указывает и то, что писатель не называет сынов Зеведеевых по именам, как не называет и во всем своем Евангелии. – «Иду ловить рыбу»: Господь по воскресении до вознесении до вознесения не постоянно пребывал со своими учениками, как до своей смерти, а только по временам являлся им, преподавая учение о царствии Божием (Деян. 1:3). В Галилее, при виде Генисаретского моря, где прежде некоторые из них занимались рыбной ловлей, очень естественно могла возникнуть в них мысль о прежнем их занятии здесь, и очень естественно, что мысль эту они приводили в исполнение, что нисколько не противоречило их будущему великому назначению и не мешало приготовляться должным образом к своей всемирной деятельности, которая должна была начаться с излияния на них Святого Духа в определенное их Учителем время. – «Не поймали в ту ночь ничего»: ночь – более удобное время для ловли рыбы сетью. Эта бесплодная ловля в продолжении целой ночи должна была привести Петру, Иакову и Иоанну на память ту ночь подобную, которая года три тому назад предшествовала их избранию Господом в апостольское служение (Лк. 5:5 и дал.).
- 4-6. «Иисус стоял (собственно – «стал», ср. Ин. 20:19, 26 – выражение внезапного явления) на берегу»: где это было – не указано; вероятно около Вифсаиды, откуда был родом Петр (Ин. 1:44), или Капернаума, где был его дом (Мф. 8:14). – «Но ученики не узнали»: вероятно потому, что Он явился в ином образе, но что есть указание и далее (ст. 12), или потому, что еще не вполне рассеялся мрак ночи и на довольно далеком расстоянии нельзя было признать Его, или потому, что Господь не вдруг благоволил им открыть Себя, как Магдалине и еммаусским ученикам. – «Есть ли у вас какая пища»: точнее – имеете ли что-нибудь съедобное. Как видно из дальнейшего, вопрошавший имел собственно в виду рыбу, – есть ли у них рыба. – «Закиньте сеть» и пр.: это обилие пойманной, по слову Господа, рыбы было, как и в первый раз (Лк. 5:5 и дал.), образом их плодоносной апостольской деятельности.
- 7-8. «Ученик, которого любил Иисус»: сам Иоанн, писатель Евангелия (ср. Ин. 13:23. Ин. 20:2). «Это Господь»: пораженный этой чудесной ловлей, Иоанн сердцем почуял, что на берегу стоит Тот же, по слову Которого давно еще была подобная же чудесная ловля, и немедленно сообщил свою догадку Петру. – «Петр, услышал» и пр.: черты, удивительно точно выражающие особенности характеров Петра и Иоанна, сколько они известны из евангелий. «Иоанн проницательнее, Петр пламеннее; Иоанн первый узнал Господа, а Петр первый поспешил к Нему» (Феофил., ср. Злат.). – «Опоясался одеждой (епендитом), ибо он был наг»: «опоясавши себя, Петр выразил почтение к Иисусу, а бросившись в море, выказал свою любовь… Епендит есть одежда из льняного полотна, какой опоясываются финикийские и сирийские рыбаки, или по нагому телу или поверх одежды» (Феофил.). – «Таща сеть с рыбой»: по великому количеству рыбы ученики не могли вытащить сеть в лодку (ст. 6) без опасности опрокинуть лодку или опустить часть рыбы, а потому тащили сеть к берегу, где удобнее было вытащить ее.
- 9-11. «Видят разложенный огонь» и пр.: все это явилось по всемогущей воле Того, кто некогда немногими хлебами и рыбами питал в пустыне (Ин. 6:9-12) многие тысячи людей. Но «теперь Христос творил уже не из готового вещества, как по некоторому смотрению творил прежде креста» (Феофил.). – «Принесите рыбы»: любвеобильный хочет, чтобы они и от своих трудов вкусили вместе с той рыбой, которую неведомым им образом Он Сам приготовил для них, и вместе этим хочет «показать, что видимое ими не было призраком» (Феофил.) – «Симон вытащил»: вероятно при помощи и прочих учеников, так как рыбы было очень много. Эта чудесная ловля такое сильно впечатление произвела на Иоанна, что долго спустя после этого, при написании Евангелия, он помнит и замечает число пойманных рыб и то обстоятельство, что при таком количестве рыбы не прорвалась сеть, что прямо не называет он чудом, но замечает как нечто необычайное.
- 12-14. «Придите, обедайте»: кажется, ученики держались несколько вдали, на что указывает и дальнейшее замечание. – «Никто не смел спросить» и пр.: нечто необычайное и особенное, сравнительно с прежними явлениями ученикам, было на этот раз в Явившемся, так что и ученики находились в особенном состоянии духа. «Знали, что это Господь, потому и не спрашивали. Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, они сильно изумлялись. Желали бы по крайней мере об этом спросить, но страх и сознание, что это был не иной кто, а именно Он, удерживали их от вопроса» (Феофил., ср. Злат.). «Иисус приходит»: словами «придите, обедайте» Господь подзывает к месту, где приготовлена пища, учеников, а потом и Сам приходит, следовательно и Сам был в некотором расстоянии. – «Берет хлеб» и пр.: как глава семейства или хозяин угощения. – «Уже в третий раз явился ученикам», т.е. собранным вместе (хотя на этот раз они были и не все); о первых двух явлениях говорит сам же Иоанн (Ин. 20:19 и дал., Ин. 20:26 и дал.), Господь являлся ученикам в продолжении 40 дней (Деян. 1:3), но Иоанн ограничивается сказанием только об этих трех явлениях.
- 15-17. «Когда они обедали»: примечательны обстоятельства этой беседы Господа с Петром; с одной стороны чудная ловля рыбы, напоминающая ту, после которой Петр призван был к апостольскому служению (Лк. 5:5 и дал.), с другой – разведенный огонь, напоминающий тот, около которого он отрекся от Господа во дворе Каиафы. Трижды Петр отрекся, трижды спрашивает Господь Петра о любви к Себе, трижды слышит его исповедание, трижды поручает ему пасти овец духовного стада. Все это показывает, что эта беседа Господа с Петром имеет прямое отношение к отречению Петра от Господа, и можно полагать, что она имеет целью – торжественное восстановление падшего Петра в чине апостольства. «Троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словами исправляет падение, бывшее на словах» (Феофил., ср. Злат.). Троекратное название Петра прежним полным именем – «Симон сын Ионин» (Ин. 1:42) имеет целью вероятно напомнить ему о его природном характере. – «Любишь ли Меня больше, нежели они», т.е. прочие апостолы; в этих словах очевидное указание на заявление Петра, что если все ученики соблазнятся о Христе, то он, Петр, никогда не соблазнится (Мф. 26:33), после чего Господь предрек ему отречение. О вере Петра Господь не спрашивает, так как вера его во Христа поколебалась при отречении. – «Петр говорит» и пр.: в ответе своем Петр не сравнивает свою любовь ко Господу с любовью прочих учеников, смиренно сознавая свое глубокое падение при отречении, и исповедует свою любовь ко Господу безотносительно к любви прочих. Притом вместо слова «любить» (ἀϒαπαν), употребленного в вопросе Господа и означающего любовь полную и совершенную, он употребляет другое слово (ϕιλειν), означающее личную сердечную привязанность и преданность. Что он имеет несомненно такую привязанность ко Господу, это Петр исповедует без всякого колебания и ссылается в этом на всеведение Самого Господа: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». За такое исповедание Господь поручает ему пасти агнцев своих духовных. Все апостолы должны быть пастырями духовного стада Христова, но – речь здесь обращена только к Петру потому, что прочие апостолы не отрекались от Христа и не имели нужды в восстановлении в апостольский чин, как имел нужду в этом отрекшийся Петр, что и делает теперь Господь. – Агнцами, а не овцами, называет здесь Господь свое стадо или членов своего духовного царства (ср. Ин. 10:1 и дал.) с точки зрения их юности, нежности и слабости, как новорожденных, которые более имеют нужду в заботливом уходе за ними пастыря. Церковь Христова только еще родилась в мире, члены ее – как новорожденные агнцы; за ними нужен особенно заботливый уход. – Спрашивая Петра во второй раз – любит ли он Его, Господь уже не прибавляет слов – «больше сих», видя из первого ответа глубокое смирение Петра, по которому он не дерзает сравнивать своей любви ко Господу с любовью прочих учеников. – «Паси овец Моих»: разумеются члены духовного царства Христова или Церкви вообще в обычном их состоянии, в совершенном духовном возрасте, почему и для обозначения пасения их употреблено другое слово (ποιμαἱνειν), чем в отношении к агнцам (βὀσχειν); последнее означает более питание, вскормление, а первое – общий уход за стадом во всех отношениях (ср. Феофил.). Спрашивая Петра в третий раз – любит ли он Его, Господь употребляет то же слово, которым до этого означал свою любовь к Нему Петр (ϕιλειν). Это опечалило Петра, что Господь, в третий раз спрашивая его, как бы подвергает сомнению его личную привязанность к Нему. Потому с особенной силой и как бы усилием исповедует свою любовь к Нему, ссылаясь на Его всеведение: «Ты все знаешь». Как в третий раз он с клятвой и божбой отрекся от Христа, так в третий раз с особенной силой исповедует свою любовь к Нему. Господь в третий раз поручает ему пасти Церковь свою, и этим оканчивается восстановление падшего в апостольском чине.
- 18-19. С восстановлением Петра в апостольском чине Господь соединяет предречение о том, к какому концу его жизни приведет его исполнение им апостольского служения и эта торжественно засвидетельствованная им любовь ко Господу: наградой ему за все будет мученический венец. Это пророчество Господь облекает в символическую форму речи: насильственная мученическая смерть его представляется под образом бессилия старца, с которым, против его воли вследствие бессилия его, делают то, чего он и не хотел бы, и это бессилие представляется в противопоставлении со свободной деятельностью молодого человека, который, обладая силами телесными, делает, что хочет. – «Препоясывался сам» и пр.: образ свободной деятельности вообще, в частности – при исполнении Петром обязанностей его апостольства в насаждении и распространении христианства. «Прострешь руки твои»: опустишь в бессилии, как ослабевший старец, руки твои, не сможешь защититься руками от насильственных действий других. «Другой» – враг препояшет тебя, как бы поясом свяжет тебя, лишит тебя возможности действовать свободно и насильственно прекратит твою деятельность. – «Куда не хочешь»: это не значит, что Петр не захочет принимать мученическую смерть за Христа, а есть только общее выражение мысли о насильственной смерти. – «Какой смертью прославит Бога»: поскольку такая мученическая смерть за дело Евангелия есть прославление самого Бога, так как дело, за которое она воспринята, есть дело Божие (ср. Флп. 1:20). Иоанн не говорит об исполнении на Петре этого пророческого слова Христова, конечно потому, что вся Церковь того времени знала о мученической кончине Петра, распятого в Риме на кресте в царствование Нерона. – «Иди за Мною»: призыв к апостольству (ср. прим. к Мф. 4:19 и парал.); здесь – последнее, решительное слово восстановления падшего Петра в апостольском чине. – Вероятно, вместе с этим словом, по окончании трапезы, Господь пошел с учениками своими от места трапезы, как видно из дальнейшего (ст. 20). Это чувственное последование за Христом было образом духовного последования за Ним, как учеников за Учителем, последования до такой же смерти, какую претерпел Он за дело свое.
- 20-22. Душа Петра при этом последовании за Христом была всецело исполнена мыслью о своей мученической смерти, открытой ему его всеведущим Учителем и Господом и, как видно из дальнейшего, понятой Петром. Без сомнения, Петр считал такую смерть, какую претерпел и Его Господь, величайшей милостью Божией для себя и величайшей славой своей. Потому весьма естественно, что он, при виде возлюбленного ученика Господа, так же как и он теперь следующего за Ним, дерзнул спросить Господа, что же будет с этим учеником, готовится ли и ему тот же вожделенный путь страданий и мученической смерти, как и ему? Имея в виду указать именно на эту сторону вопроса Петра, евангелист особенно указывает на ту черту, что вопрос относился именно к возлюбленному ученику Господа, которому в решительную минуту Господь открыл и предателя своего (ср. Ин. 13:23-26). Но Господу не угодно было открыть образ кончины своего возлюбленного ученика; Он ответил Петру, что это не его дело (ср. Деян. 1:7); довольно для него, если он будет знать о себе, а до других что ему (ср. Злат.)? Ему нет нужды знать это и нет пользы от этого. – «Чтобы он пребывал»: т.е. оставался жив, не увидел не только насильственной, мученической кончины, но и естественной (ср. Ин. 12:34). – «Пока приду»: разумеется второе пришествие Господа, когда оставшиеся в живых не подвергнутся смерти, а только внезапному изменению (1Сол. 4:17. 1Кор. 15:51 и дал.). Если бы Я захотел (так можно перефразировать слова Господа), чтобы ученик тот оставался жив всегда, что тебе до того? Ты следуй Мне по пути страданий и смерти Моей, а у него может быть и другой путь.
- 23. «Ученик тот не умрет»: условно сказанное Господам понято было в среде некоторых верующих, как сказанное положительно, что ученик тот действительно не умрет. Долговременная жизнь Иоанна для некоторых, может быть служила подтверждением этой молвы, и – вот престарелый апостол, при написании этого сказания в своем Евангелии, указывает неправильность этой молвы и, описывая событие, подавшее к ней повод, замечает, что Господь не так сказал, как гласит молва. Он не сказал, что ученик тот не умрет, а сказал только, что Петру не нужно знать о последующей судьбе этого ученика, что в воле Господа сохранить его жизнь даже до второго пришествия своего. Сила опровержения апостолом этой молвы – в указании, что Господь сказал о пребывании ученика до второго пришествия условно, «если хочу», но не сказал именно, что хочет этого.
- 24. «Сей ученик и свидетельствует» и пр.: это заключение относится не к рассказанному только в этой 21-й главе, а ко всему Евангелию. Это видно из следующего стиха и из торжественности удостоверения, содержащегося в этом самом стихе. – «Свидетельствует» и пр.: см. прим. к Ин. 19:35. – «Знаем»: удостоверение в подлинности происхождения Евангелия именно от возлюбленного ученика Господа Иоанна и в истинности всего в нем описанного; удостоверение, высказанное Иоанном от лица всего сонма апостольского в том же смысле, в каком тот же Иоанн в начале своего Евангелия говорит: «мы видели славу Его» (Ин. 1:14), и в первом своем послании: «что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, – возвещаем вам (Ин. 1:1-2).
- 25. «Многое и другое сотворил Иисус»: повторение и подтверждение евангелистом – очевидцем дел Господа и непосредственным слушателем Его учения – того, что он уже выразил прежде (Ин. 20:30-31). – «И самому миру не вместить бы написанных книг»: «не удивляйся сказанному, что если писать книги о делах Иисуса, то не вместил бы их мир, но помысли о неизреченной силе Бога Слова и сказанное прими с верой. Ибо как для нас легко говорить, так для Него легко, и даже гораздо легче, делать, что Ему угодно. – Некоторые же говорят, что, по обычаю Писания, это сказано гиперболически, ибо у Писания в обычае употреблять гиперболы; например: «мы видели города, досягающие до неба», и: «мы видели мужей, и были перед ними как саранча» (Чис. 13:29, 33, 34) и тому подобное. – Но будем молиться, чтобы нам, очистившись в слове и жизни, в день откровения удостоиться неизреченнейших дел и тайн, которых ныне, находясь в мире, мы не можем вместить, и – соделаться совершенными в Самом Христе, возлюбившем нас и через возлюбленного своего ученика просветившем нас богословием и познанием Его и Отца и Св. Духа, которому слава во веки» (Феофил.). Аминь.
Ничего нет для сопоставления.