- 2.
пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор
Не пройдем, возлюбленные, сказанного без внимания в той мысли, будто это повествование совершенно бесполезно. Божественное Писание обстоятельно рассказало нам обо всем с той именно целью, чтобы мы узнали силу этих варваров и какое они показали мужество, с какой быстротой устремились на брань, так что поразили даже исполинов, то есть людей сильных по телу, и покорили все народы, жившие там. Как сильный поток стремлением своим увлекает и разрушает все, так и эти варвары, напав на все те народы, почти всех их истребили и поразили князей амаликитских и всех прочих. Но, может быть, кто-нибудь скажет: какая мне польза знать о силе варваров? Не просто и не без цели Писание ввело данное обстоятельство в свое повествование, не напрасно и мы предварительно предлагаем вам теперь узнать об их мужестве - но для того, чтобы, с продолжением поучения, вы познали великую силу Божию и добродетель патриарха.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 12.
И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли
Вот то, о чем я говорил вчера, ныне сбылось на деле: Лот нисколько не получил пользы от выбора лучших мест, но самим делом был научен не искать лучших мест. Не только ему не было от этого никакой пользы, но вдобавок он сделался еще и пленником и узнал на опыте, что гораздо лучше ему было бы жить вместе с праведником, нежели, отделившись от него и живя на свободе, испытать столько бедствий. Вот, он отделился от патриарха и думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато - и вдруг сделался пленником, бездомным, лишенным своего крова, чтобы ты знал, какое зло - раздор и какое благо - согласие, и что лучше не гнаться за большим, а любить уничижение. И взяли, говорит Писание, Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. Во сколько раз лучше было для него жить вместе с патриархом и потерпеть все, лишь бы только не расторгнуть взаимного согласия, чем, отделившись от него и выбрав себе лучшие места, тотчас подвергнуться таким опасностям и подпасть под иго иноплеменников!
Гомилии на Книгу Бытия.
- 13.
И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы
Почему патриарх сам не узнал о возникновении такой войны? Вероятно, между ним и местом битвы было большое расстояние, поэтому он и не знал. И пришел один из уцелевших и известил Аврама-пришельца. Писание говорит так, чтобы напомнить нам, что эта весть была сообщена Авраму, который переселился из Халдеи; поскольку жилище имел он по ту сторону Евфрата, то и назывался пришельцем. Такое наименование дали ему родители еще с самого начала, предзнаменуя тем его переселение из Халдеи. Так как ему надлежало перейти через Евфрат и идти в Палестину, то и назван он Аврамом. Смотри, как, даже будучи неверными и не сознавая, родители по руководству высочайшей премудрости Божией дали такое имя своему сыну, как и Ламех - Ною. Это дело Божия человеколюбия, что Он часто и посредством неверных за долгое время предвозвещает будущее.
И пришел один из уцелевших, сказано, и известил Аврама-пришельца о случившемся - о плене его племянника, о великом могуществе царей, о разорении Содома и о постыдном бегстве побежденных… Иной, может быть, стал бы здесь доискиваться, почему из зсех обратившихся в бегство содомлян один только праведный Лот отводится в плен? И это не просто и не без причины, но чтобы Лот на самом деле узнал добродетель патриарха, а через него спаслись бы и прочие жители Содома, и чтобы Лот научился не искать лучших мест, но довольствоваться меньшим.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 14.
Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана
Подумай здесь, возлюбленный, о доблестном мужестве праведника, как он, положившись на силу Божию, не убоялся могущества врагов, когда узнал о нанесенном ими поражении; то есть как они сначала восстали против всех народов, одолели амаликитян и всех прочих, потом напали на содомлян, обратили и их в бегство и похитили все их имение. Для того-то Божественное Писание и рассказало нам предварительно все это, то есть сколько они успели сделать силой своего мужества, чтобы ты познал, что патриарх поразил их не телесной силой, но верой в Бога, будучи ограждаем помощью свыше, и совершил это не при помощи оружия, копий, стрел и натянутых луков, но одних своих домочадцев.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 16.
и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ
Но для чего, скажешь, Божественное Писание привело также число домочадцев - триста восемнадцать? Для того, чтобы ты знал, что он взял не всех, кто только случился, но домочадцев, которые воспитывались вместе с Лотом, чтобы они с большим усердием совершили мщение, сражаясь как бы за своего господина.
Усматривай также безмерную силу Божию из того, как легко одержана победа. Напал на них, сказано, ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их. Вышняя десница ему помогала бороться. А потому и не нужно было ему ни оружия, ни воинских хитростей, но, едва только он явился со своими слугами, как одних врагов поразил, других обратил в бегство, и то и другое совершил с полным успехом: никто не противодействовал ему; возвратил он и конницу царя содомского, и племянника своего Лота, и все имущество, и жен. Видишь, для чего Господь попустил одному Лоту быть в плену, тогда как другие спаслись бегством? Для того именно, чтобы явлена была добродетель патриарха и ради Лота получили спасение многие другие. И вот возвратился он с великими и славными трофеями, ведя за собой вместе с Лотом и конницу, и жен, и прочее имение, громко проповедуя перед всеми и громче трубы возглашая, что он сделал нападение и одержал победу не человеческой силой, не телесной крепостью, но всесовершающей Вышней десницей.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 17.
Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская
Видишь, как праведник постоянно делается все более и более славным и каждый раз всем показывает Божие о нем попечение. Посмотри, наконец, как он делается учителем благочестия и для содомлян. Царь Содомский, сказано, вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская. Смотри, что значит быть добродетельным и пользоваться Божиим благоволением. Царь выходит навстречу страннику-старцу и воздает ему все по чести. Он узнал, что нет ему пользы и в царском достоинстве, когда нет у него вышнего поборника, и что никто не может быть могущественнее того, кому помогает десница Господня. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 18.
и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего
Что значит это замечание - царь Салимский и священник Бога Всевышнего? Был он, сказано, царь Салимский. Его описывает нам и блаженный Павел в послании к уверовавшим евреям, и, обращая внимание на его имя и город, истолковывает значение его имени при помощи этимологии, говоря, что Мелхиседек означает царь правды, так как на еврейском языке мелхи означает царство, а седек правду. Потом, перейдя также к имени города, называет Мелхиседека царем мира, так как салим значит мир. Священник же он был, вероятно, саморукоположенный (таковы тогда были священники), или ближние его предоставили ему эту честь по его престарелому возрасту, или сам он заботился о принесении жертв, как Ной, как Авель, как Авраам, которые приносили жертвы. С другой стороны, ему предстояло служить также образом Христа, в каком виде его изображает и Павел, говоря: без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда! Но как, скажешь, возможно человеку быть без отца, без матери, и не иметь ни начала дней, ни конца жизни? Ты слышал, что он был образом - итак, не изумляйся и не ищи в образе всего: он не был бы образом, если бы имел все, что только свойственно самой истине. Что же, однако, значит сказанное о нем? То, что, поскольку он не помнил своих родителей, называется не имеющим ни отца, ни матери; и поскольку не имел родословной - безродословным. Так и Христос, поскольку не имел ни матери на небесах, ни отца на земле, называется и является безродословным.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 19.
и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего
Мелхиседек не только благословил его, но и прославил Бога. Сказав: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли, он открыл нам могущество Божие в творении, потому что, если Бог есть Тот, Кто сотворил небо и землю, то уже не боги те, которым поклоняются люди: боги, сказано, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. И благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Замечай, как он не только восхваляет праведника, но и указывает на содействие Божие, потому что без небесной помощи патриарх не смог бы одолеть столь сильных врагов.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 23.
что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама
Велико презрение патриарха к богатству. Для чего же он с клятвой отказывается от предлагаемого царем, говоря: поднимаю руку мою ко Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли? Двум вещам он хочет научить царя Содомского: тому, что он выше даров его, чем и выказал большую любовь к мудрости, и тому, что желает быть ему наставником в почитании Бога и как бы так учит его: я ничего не возьму от тебя, и призываю тебе во свидетели Того, Кто все сотворил, чтобы ты познал Сущего над всем Бога и не считал богами вещи, сотворенные руками человеческими. Он - Творец неба и земли, Он даровал успех также и этой битве и есть виновник этой победы. Итак, не ожидай, чтобы я решился взять что-либо из твоих даров: я совершил отмщение не из-за награды, но прежде всего по любви к племяннику, а потом по долгу справедливости, который обязывает похищать несправедливо увлеченных в плен из рук их врагов.
Даже нитки, говорит, и ремня от обуви не возьму из всего твоего, то есть ничего, даже самого малого, самого ничтожного… Потом представляет и причину, почему он отказывается от даров: чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама. Есть у меня Податель бесчисленных благ; я пользуюсь помощью свыше и не имею нужды в твоем богатстве, не нуждаюсь в человеческой щедрости, доволен благоволением ко мне Божиим и знаю щедрость Его в дарах. Уступив Лоту малое и незначительное, я удостоился великих и неизреченных обетований, и теперь, не принимая от тебя даров, надеюсь приобрести и большее богатство, и большее благоволение Божие. Для того-то, думаю, он и употребил клятву, чтобы царь не подумал, будто он только притворяется, как это обыкновенно бывает, но чтобы ты познал, что он именно решился - не воспользоваться и малой частью из предлагаемого царем Содомским. И исполнил он заповедь, данную Иисусом Христом ученикам: даром получили, даром давайте. Я, говорит, в этом сражении не употребил со своей стороны ничего большего готовности и усердия; а победу, трофеи и все прочее совершил Господь Своей силой.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 24.
кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю
Им, говорит, позволю взять некоторую часть, потому что они представили со своей стороны свидетельство великой дружбы: которые, сказано, были союзники Аврамовы, то есть были связаны с ним узами дружбы, как это видно из того, что они решились разделить с ним опасности. Поэтому, желая наградить их, он позволяет им взять некоторую часть из добычи и этим опять исполняет апостольский закон, который говорит: трудящийся достоин пропитания. Но и им не позволяет он взять более, чем нужно: кроме того, говорит он, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эгикол и Мамрий пусть возьмут свою долю. Видите совершенство добродетели патриарха, как он показал в отвержении богатства и любомудрие, и смиренномудрие, и все сделал так, чтобы не подумали, будто он отверг дары по гордости и презрению, пользуясь одержанной им победой?
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 14
Глава 14
Ничего нет для сопоставления.