- 1.
Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен
Спустя девять лет патриарх получил Измаила от рабыни и думал, что в нем, наконец-то, исполнятся обетования. Аврам был, говорит Писание о праотце, восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила. Между тем Бог еще тринадцать лет испытывает терпение праведника и только тогда исполняет Свое обетование. Он хорошо знал, что, подобно золоту, которое очищается долгое время в горниле, добродетель праведника явится в искушении еще чище и светлее. Когда же, написано, Авраму стало девяносто девять лет, Бог явился ему вновь. Для чего Он медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 14.
Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой
Заметь премудрость Господа, как Он, предвидя в будущем развращение их сердец, полагает на них как бы некую узду, дает им такое знамение - обрезание, чтобы обуздать их неукротимые страсти и не допустить до смешения с языческими народами. Он знал про их похотливость и про то, что они не воздержатся от животных стремлений, несмотря ни на какие внушения. Поэтому, давая им всегдашнее напоминание в знамении обрезания, Он полагает на них это знамение, как бы некоторые узы, назначает им меру и пределы, которых они не должны были преступать, оставаясь всегда в кругу своего племени и не позволяя себе никакого смешения с другими народами и таким образом сохраняя чистым семя своего праотца Авраама, чтобы и обетования Божии могли на них исполниться. И как иной честный и скромный человек, имея невоздержную рабу, обуздывает ее тем, что дает ей ограничительное правило никогда не выходить за ворота своего дома и не показываться проходящим, а часто еще и ноги ее заключает в узы, чтобы хотя таким образом можно было удержать ее неумеренность, - так и человеколюбец Господь полагает на плоть знамение обрезания, как узы на ноги, чтобы, постоянно имея при себе такое напоминание, они уже не нуждались в наставлении от других.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 24.
Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его
Не думай, что Писание без цели обозначает нам число лет: это для того, чтобы ты и из этого познал великое послушание праведника, который, будучи уже в крайней старости, терпеливо перенес боль обрезания ради заповеди Божией. Для того-то в Писании и сделано счисление лет. И не только он, но и Измаил, и все домочадцы принимают обрезание.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 27.
и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников
Замечай, возлюбленный, также и здесь человеколюбие Божие и неизреченное для нас благодеяние. Там от обрезания только болезнь и труд и никакой другой пользы, кроме того, что по этому знаку евреи распознавались и отделялись от прочих народов, а наше обрезание (я разумею благодать крещения) есть безболезненное врачевание, служит для нас источником бесчисленных благ, исполняет нас благодатью Святого Духа и не требует ддя своего совершения никакого определенного времени, как там, но всякому и в незрелом возрасте, и в средние годы, и в самой старости дозволяется принимать это нерукотворное обрезание, которое нетрудно перенести, но через которое слагается бремя грехов и приобретается оставление прегрешений, совершенных во все время жизни. Так человеколюбец Бог, зная великую немощь нашу и то, что, страдая безнадежно, мы имеем нужду в сильном врачевании и в неизреченном Его человеколюбии, и сообразно тому совершая наше спасение, даровал нам обновление банею возрождения, чтобы мы, отложив ветхого человека, то есть злые дела, и облекшись в нового, шествовали путем добродетели.
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 17
Глава 17
Ничего нет для сопоставления.