- 1.
Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре
Авраам поднялся, сказано, оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре. Откуда он пошел? От того места, где жил в палатке и где удостоился принять Господа с ангелами. И был на время в Гераре. Посмотри, как прост и неизыскан был образ жизни праведников, с каким удобством они совершали свои переселения, устраивали свою жизнь как странники и пришельцы и, то здесь, то там водружая свои палатки, как бы всю жизнь проводили в чужой стране. Однако не так поступаем мы. Живя в чужой стране, будто в отечестве, мы, напротив, воздвигаем великолепные дома, с портиками и галереями, приобретаем во владение поместья, строим роскошные бани и еще многое другое без числа. Посмотри же, как у праведника все имущество заключается в домочадцах и в стадах и как нигде он не имеет постоянного жилища, но то в Вефиле ставит свою палатку, то под дубом мамрийским, то переходит в Египет, а теперь находится в Гераре, и все это переносит с благодушием и за все воздает искреннее благодарение своему Господу. После столь великих обетований и благовестий, данных ему от Бога, видя себя окруженным такими тяжкими обстоятельствами, подвергаясь многим и разнообразным искушениям, он оставался непоколебимым, как адамант, постоянно показывая в себе дух благочестивый и среди всех препятствий нисколько не ослабевая в деятельности. Посмотри и теперь, возлюбленный, какое искушение постигает его в Гераре, и подивись твердости праведника в добродетели. Это искушение, ни для кого не выносимое, так что иной не мог бы и слышать о нем, он перенес без огорчения, не требуя от Господа отчета в случившемся, как делают многие люди, будучи притом сами обременены бесчисленным множеством прегрешений. Они, когда подвергаются каким-либо скорбям, тотчас предаются беспокойству и пытливости и спрашивают: для чего случилось то и то? для чего это попустил Бог? Но не таким был праведник, за то и тем большую помощь он получал свыше. Именно таково свойство истинно благомыслящего раба - не испытывать того, что от Господа бывает, а принимать от Него все в безмолвии и с благодарением.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 7.
теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои
Хотя царь и удержался от греха, но благой Господь послал на него данное наказание для того, чтобы потом, приклонившись на молитвы праведника, даровать царю избавление и таким образом еще более прославить и возвеличить праведника. Так всегда Господь творит и устраивает, и каждое событие так направляет, что верно служащие Ему как светила сияют и добродетель их делается известной повсюду.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 8.
И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии весьма испугались
Видишь ли, как не напрасно и не без пользы праведник совершал свои переселения? Если бы он оставался на прежнем месте, то откуда бы все жители герарские могли узнать, каким благоволением пользуется от Бога этот праведник? И люди сии все весьма испугались. Великий страх объял их; все случившееся поразило их.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 9.
И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают
Потом призвал, говорит Писание, Авимелех Авраама. Представь, с какой честью приводится теперь к царю праведник, тот, который незадолго перед тем считался у них не стоящим никакого внимания, как скиталец и странник. Тотчас, как скоро все собрались, приглашается праотец, ничего не знавший об этом и только уже от самого царя извещенный о том, что Бог из-за него сотворил царю… Для чего, говорит царь, ты хотел ввести меня в такой грех? Для чего и с каким намерением сделал ты это? Посмотри, как царь собственными словами изображает угрозу, слышанную им от Бога. Как Бог сказал ему: а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь, ты и все твои, так, передавая то же самое, Авимелех говорит: чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? На меня ли одного должно было пасть наказание? Все царство мое совершенно могло погибнуть от придуманного тобой обмана. С каким умыслом сделал ты это?
Гомилии на Книгу Бытия.
- 11.
Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою
Но теперь обрати внимание, возлюбленный, на мудрость праведника: как он для них в линию своей защиты включает учение о богопознании. Я подумал, что нет на месте сем страха Божия, говорит, и убьют меня за жену мою. То есть я опасался, что вы, оставаясь еще в заблуждении, нисколько не заботитесь о справедливости, и потому поступил так, щадя вас же: чтобы вы, узнав, что она моя жена, по страсти к ней не покусились бы умертвить меня. Посмотри, как этими немногими словами он и обличил их, и научил, что человеку, который всегда имеет Бога в своем уме, не должно делать ничего беззаконного, но страшиться неусыпающего Его ока и в опасении казни от Него заботиться всегда о справедливости.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 12.
да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою
Потом, желая оправдать самого себя, праотец говорит: не подумайте, будто я и в настоящем случае солгал; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою. Я и она, говорит, имеем одного отца, потому я и назвал ее сестрой. Итак, не осуждайте меня: хотя страх смерти и поставил меня в такую необходимость, поскольку я опасался, как бы вы из-за нее не умертвили меня, а ее присвоили себе, - однако и в этом случае не сказал я неправды.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 13.
когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой
Посмотри, как старается праведник доказать, что он и здесь не солгал. Если, говорит, вы хотите знать от меня все в точности, то выслушайте также о том обсуждении, которое мы имели между собой: когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего. Обрати здесь внимание на великую мудрость праведника, с какой он, в порядке повествования о себе, показывает им, что он с самого начала был одним из избранных Богом, что Сам Бог и из дома воззвал его, и в их страну привел, - чтобы царь познал, что он один из людей, имеющих великое дерзновение перед Богом.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 15.
И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно
Видишь ли, возлюбленный, благопромыслительную премудрость Божию? Человек, который боялся смерти и употреблял все средства, чтобы избегнуть ее, не только избег смерти, но и получил еще великое одобрение и сверх ожидания своего прославился. Таковы дела Божии! Бог не только избавляет от скорбей тех, кто старается великодушно переносить посылаемые на них искушения, но и в самих скорбях доставляет такое утешение, что мы совершенно их забываем и получаем великое множество благ. Посмотри же далее, какие услуги царь оказывает праведнику. Он не только почтил праведника богатыми дарами, но и дает ему позволение жить на своей земле: земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно. Когда царь убедился, что ему дарована жизнь ради праведника и по его молитвам, то чужеземцу, страннику и до сих пор совершенно неизвестному человеку начинает услуживать, как своему благодетелю и покровителю.
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 20
Глава 20
Ничего нет для сопоставления.