- 2.
Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог
Хочешь ли постичь символическое значение неплодности Сарры? Церкви предстояло родить множество верующих. И вот, чтобы ты не считал невероятным, что родить может и бездетный, бесплодный, неспособный к деторождению, она, будучи по природе неспособной иметь детей, продвинулась вперед, прокладывая путь для избранной неплодности. Сарра стала прообразом Церкви. Ибо как она родила в преклонном возрасте, будучи при этом неплодной, так и Церковь, несмотря на неплодность, дала рождение этим последним временам.
Не следует отчаиваться.
- 6.
И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется
И сказала Сарра, говорит Писание, смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. Всякий, говорит, кто услышит об этом, примет участие в моей радости. Велик дар, ниспосланный мне от Бога; он превышает человеческую немощь. Кто, говорит она, не изумится, видя, как я питаю молоком от своих сосцов, уже находясь в крайней старости и до настоящего времени будучи бесплодной? И как бы сама удивляясь и изумляясь этому событию, прибавляет: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Так как это событие было выше природы, потому Сарра и говорит: кто сказал бы, то есть: кто подумает? кто бы мог представить себе это? какой ум в состоянии постигнуть это? какое рассуждение будет достаточным для того, чтобы вполне объяснить случившееся? Не столько удивительно, что из камня в пустыне потекли источники вод, когда Моисей ударил по нему жезлом, сколько то, что из утробы, уже омертвевшей, родилось чадо и явились потоки молока. Чтобы всем была очевидна действительность рождения и чтобы всех, как современников, так и потомков, слышащих об этом, уверить в чуде, Сарра сама питает младенца, и принимает на себя труд вскормить его собственным молоком, и говорит: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? Не новое ли это, удивительное и сверх всякого ожидания дарованное мне утешение, что я родила сына в моей старости? Что значит: ибо в старости его я родила сына? Значит, что, кроме неплодства, сами лета возраста были такими, что следовало отказаться от всякой надежды рождения. Но Господь, устранив все эти препятствия, даровал мне и рождение сына, и источники молока.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 10.
и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком
Посмотри здесь, возлюбленный, как Сарра снова не терпит вольностей Измаила и не может равнодушно переносить, чтобы сын рабыни обращался таким образом с Исааком. И как прежде, желая смирить высокомерие Агари, в сильном негодовании она заставила ее обратиться в бегство, так и теперь, желая в самом начале обуздать притязания Измаила и не будучи в состоянии равнодушно терпеть, чтобы сын, рожденный по благодати и дарованный Самим Богом, обращался вместе с сыном рабы-египтянки, она говорит Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. Сарра видела, что и сама она находится в глубокой старости, и праотец уже достиг преклонных лет (так как оба прожили уже много лет), и опасалась, чтобы, в случае внезапной их смерти, Измаил, по праву рождения от семени праотца, не стал домогаться участия в наследии отца и равнять себя с Исааком; поэтому она и стала говорить: выгони эту рабыню и сына ее. Пусть, говорит, знает Агарь, что сын рабыни не будет иметь ничего общего с сыном моим Исааком; да и не прилично, чтобы сын рабыни обращался так близко с сыном госпожи.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 11.
И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его
В этом случае Сарра поступила не несправедливо, а очень даже справедливо, и так справедливо, что Сам Бог одобрил ее слова. А праотец, будучи любвеобилен и привязан к Измаилу, с неудовольствием принял слова Сарры: И показалось это, говорит Писание, Аврааму весьма суровым по отношению к сыну его. Он не об Агари заботился, но имел сострадание к отроку, уже бывшему в возрасте.
Заметь здесь чрезвычайное снисхождение человеколюбца Бога. Он видел, что негодование Сарры на равенство детей есть чувство обыкновенное, свойственное человеческой природе, но и сам Авраам не может равнодушно перенести изгнания Измаила и рабыни (хотя он и не противоречил Сарре по великой своей кротости, однако это казалось ему суровым, т.е. тяжелым, неприятным и невыносимым). Поэтому Господь, со свойственным Ему человеколюбием, желая укрепить союз их единодушия, говорит Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее. Не принимай, говорит, скорбно ее слов, но во всем, что ни скажет тебе Сарра, слушай ее.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 12.
Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя
Все то, говорит Бог, что ныне высказывает тебе Сарра касательно Измаила и Агари, прими и послушайся слов ее. Не желай оскорбить ту, которая во все время жизни с тобой показывала столь великую любовь к тебе, которая не один раз, но дважды, чтобы избавить тебя от смерти, жертвовала собой для твоего спасения и стала для тебя виновницей такой славы: и во-первых, сделала то, что ты с таким богатством вышел из Египта; а потом была причиной того, что ты удостоился такой чести от Авимелеха. Итак, не позволяй себе предпринимать что-либо вопреки ее словам, да и не иначе пусть будет впоследствии. Ибо в Исааке, рожденном от нее, наречется тебе семя, и он будет твоим наследником. И от сына рабыни Я произведу великий народ, потому что он семя твое. Поэтому сделай так, как она говорит тебе, и послушайся слов ее.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 14.
Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии
Посмотри же теперь, какой вдруг мир, какое единодушие водворились в их семейной жизни, как только благость Божия скрепила их союз. Авраам встал, говорит Писание, рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Заметь опять великое благомыслие праведника и то, как он во всем обнаруживает благочестивое настроение. Когда он услышал слова Сарры: выгони эту рабыню и сына ее, это показалось ему неприятным, потому что он питал любовь к Измаилу. Но когда и Господь повелел, он тотчас исполнил повеление и забыл естественную любовь свою. Он рассуждал, что коль скоро Бог повелевает, то всякая страсть должна упраздниться, потому что повелевающий есть Господин природы. Итак, рабыня, говорит Писание, взяв хлебы и мех воды, пошла с отроком.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 18.
встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ
О, как человеколюбив Господь! Он не презрел ее, хотя она и рабыней была, но по Своему обетованию праотцу, от семени которого был Измаил, удостаивает также Агарь Своего столь великого попечения и говорит: что с тобою, Агарь? Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. Не скорби, говорит, о том, что изгнана ты из дому, потому что о сыне твоем Я буду иметь такое промышление, что и он получит многочисленное потомство.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 19.
И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока
И Бог открыл глаза ее, сказано. Не потому, что она до того не имела зрения, а потому, что и открытые глаза не приносили ей пользы без откровения свыше. Поэтому, когда Бог захотел показать ей Свое о ней попечение, то открыл, сказано, глаза ее, то есть сообщил Свое откровение ей, неведущей, воскресил ее дух, указал ей путь, так что она увидела также место, где протекали потоки воды: и она увидела, говорит Писание, колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. В непроходимых местах Господь указал ей путь; и когда она находилась в таком беспомощном состоянии, не имея никакой надежды на спасение, Он явил ей Свое милосердие, одновременно и ее саму утешив, и об отроке показав Свое промышление. Так, хотя бы мы находились в пустыне, хотя бы в самых крайних бедствиях, хотя бы не имели никакой надежды на спасение, но как скоро Богу угодно будет помочь нам, мы не будем иметь нужды ни в чьей помощи, а одна только помощь Божия доставит нам все. Если мы приобретем Его благоволение, то никто не преодолеет нас, и мы будем выше всего. И Бог был с отроком, говорит Писание, и он вырос, и стал жить в пустыне. Так и мы, когда мы снискали благоволение Божие, то, хотя бы находились в пустыне, будем жить безопаснее тех, кто живет в городах, потому что помощь Божия есть величайшая защита и стена непреодолимая…
Итак, размышляя обо всем этом, исторгнем зависть из нашей души и будем стараться о приобретении благоволения Божия. Оно - наше оружие непобедимое; оно - наше самое великое могущество; при его помощи и Измаил, хотя был еще юн и находился в пустыне и в крайне затруднительных обстоятельствах, возвеличился и имел в потомстве многочисленный народ, - потому что Бог был с отроком, говорит Писание… Будем, умоляю вас, презирать настоящее и стремиться духом к будущему, благоволение Божие почитать выше всего и жизнью добродетельной приобретать себе твердость упования, чтобы и настоящую жизнь провести беспечально, и будущих благ достигнуть, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 21
Глава 21
Ничего нет для сопоставления.