- 2.
И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.
Заметь, как зависть доводит их до неблагодарности, да и не их только, но и самого Лавана: И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. Слова сыновей встревожили дух Лавана и заставили забыть то, что он прежде сказал в беседе с ним: Господь благословил меня с приходом твоим. Человек, благодаривший Господа за то, что с приходом праведника Он благоволил умножить его богатство, теперь, переменив под влиянием детей свои мысли, воспламенился завистью и, видя праведника в великом изобилии, не хотел более обращаться с ним по-прежнему.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 3.
И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
Посмотри же далее, как неизреченно попечение Божие, какое снисхождение Он являет, когда видит, что мы со своей стороны делаем все возможное… Довольно, говорит Он, ты пожил на чужой стороне; Я хочу теперь исполнить то, что обещал тебе прежде, когда говорил: возвращу тебя в землю твою. Итак, возвращайся без всякого страха, потому что Я буду с тобою. Для того именно, чтобы праведник не медлил со своим возвращением, но чтобы смело предпринимал свой обратный путь - для того именно Господь говорит: Я буду с тобою. Я, Который до сего момента благоустраивал твою жизнь и Который умножил твое семя, - Я и впредь буду с тобою.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 12.
Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою
Научимся отсюда, что если мы кротко и терпеливо будем переносить обиды от кого бы то ни было, то тем более великой и щедрой помощи удостоимся свыше. Поэтому не будем противоборствовать тем, кто старается нам вредить, но будем с великодушием переносить, зная, что Господь не забудет про нас, если только мы со своей стороны проявим благоразумие. Мне, сказано, отмщение: Я воздам, говорит Господь. По этой причине и Иаков сказал: но Бог не попустил ему сделать мне зло. Тогда как Лаван хотел лишить меня, говорит, награды за труды, Господь в таком обилии явил нам Свою милость, что все достояние его передал нам. Видя, что я исполнял работу добросовестно, а тот поступал со мною ненадлежащим образом, Господь и показал такое промышление о нас. А что я говорю это не без причины и не напрасно хочу обвинить Лавана, имею Бога свидетелем всех поступков отца вашего в отношении меня. Ибо Я вижу все, говорит Бог, что Лаван делает с тобою, потому что он не только лишил тебя награды, но и не так расположен теперь к тебе, как прежде, и изменился в своих намерениях.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 17.
И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов,
Заметь, какое мужество духа имел праведник и как, отбросив всякий страх и опасение, повиновался повелению Господа. Видя уже нечистоту совести в Лаване, он не стал теперь, как прежде, рассуждать с ним, а только исполнял повеление Господне и, взяв жен и детей, отправился в путь.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 19.
И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.
Не без цели и это замечено, но для того, чтобы показать, что дочери держались еще отеческого обычая и имели большое уважение к идолам. Рассуди, в самом деле, с какой заботливостью она это сделала, - не унесла у отца другое что-либо, а одних только идолов, при том сделала это тайно от мужа, потому что он, конечно, не позволил бы этого сделать.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 24.
И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.
Велика благость Господа! Он видел, что Лаван спешит на битву и хочет напасть на праведника: поэтому Бог Своим словом останавливает его намерение и говорит: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. Не покушайся, говорит, опечалить Иакова даже словами: берегись, удержись от своего злого намерения, укроти гнев, обуздай свой раздраженный дух и не позволяй себе даже словом его опечалить. И заметь человеколюбие Господа: Он не повелел Лавану возвратиться в свой дом, но только повелел не говорить праведнику ничего тяжелого, ничего оскорбительного. Почему же это и для чего? Для того, чтобы праведник на самом деле, из опыта, видел, сколь великого попечения удостаивает его Бог. Если бы Лаван возвратился, то откуда Иаков узнал бы об этом, или его жены? И для этого Бог дозволяет Лавану идти и своими устами пересказать Иакову то, что ему было сказано от Бога, чтобы как сам праведник с большей поспешностью и смелостью продолжал путешествие, так и его жены, узнав, какого попечения удостаивается Иаков от Бога, отвергли отеческое заблуждение, начали подражать праведнику и получили отсюда достаточный урок богопознания. Для них, конечно, не столь достоверными были слова Иакова, сколько слова Лавана, который еще был предан идолопоклонству, - потому что свидетельства о вере неверующих и врагов благочестия всегда имеют особенную важность. И это есть дело благоискусной премудрости Божией, когда она и врагов истины делает свидетелями истины и заставляет их собственными устами подтверждать ее.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 26.
И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием?
Смотри, как повеление Божие укротило его пыл, обуздало ярость! Поэтому он с кротостью обращает свою речь, как бы оправдываясь и выказывая отеческую любовь к нему. Так, когда мы пользуемся попечением свыше, то не только можем избегать наветов злых людей, но если и лютые звери нападут на нас, не подвергнемся никакой беде. Владыка всего, по преизбыточеству Своей силы, изменяет даже естество зверей и влагает в них кротость овечью, не отнимая у них природной лютости, но, оставляя их при той же природе, заставляет проявлять свойства овец. И это можно видеть не на одних только зверях, но даже и на стихиях. Когда Он желает, то и сами стихии забывают свойственную им силу, и огонь не обнаруживает свойств огня.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 30.
Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?
О, крайнее несмыслие! Таковы-то твои боги, что их и украсть можно? Не стыдно тебе говорить: зачем ты украл богов моих? Посмотри на крайнее заблуждение: люди, украшенные разумом, поклонялись деревьям и камням. Так что, боги твои, Лаван, не в силах были защитить себя даже тогда, когда их захотели украсть? Да и как могли защититься, когда сделаны были из камня? А Бог праведника удержал твою ярость, даже без его ведома. Ты же не думаешь, как велико твое ослепление, но еще и обвиняешь праведника в похищении! Да для чего бы праведник решился похитить твоих богов, которыми он гнушался и, даже более, о которых он знал, что они - камни бесчувственные?
Гомилии на Книгу Бытия.
- 34.
Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.
Много было ума у Рахили, потому что она успела перехитрить Лавана. Пусть слышат люди, до сих пор еще преданные заблуждению и дорожащие идолослужением: положила их, сказано, под верблюжье седло и села на них. Что смешнее этого? Люди, разумом украшенные, удостоенные столь великих преимуществ от человеколюбия Божия, хотят чтить бесчувственные камни и не скрываются, не подумают, как это нелепо, но, как животные, руководствуются только привычкой. Поэтому и Павел пишет так: Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. И хорошо сказал он: к безгласным. А вы, говорит он, имеющие голос, наделенные слухом и словом, вы, как бессловесные, стремитесь к тому, что не имеет никакого чувства. И какое снисхождение может быть оказано таким людям!
Гомилии на Книгу Бытия.
- 44.
Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.
Замечай, как постепенно Лаван приводится и к богопознанию. Тот, который недавно обвинял праведника в похищении своих богов и делал из-за них такой обыск, теперь говорит ему: поскольку нет с нами никого, кто мог бы, в случае нужды, засвидетельствовать настоящий наш договор, то Бог свидетель между мною и тобою. Он присутствует здесь; Он - всевидящий, от Которого ничто не может скрыться; Он - Тот, Который знает намерение каждого.
Гомилии на Книгу Бытия.
- 55.
И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место.
Видишь, возлюбленный, как велика премудрость Божия? Как в одном и том же деле Господь показал и об Иакове Свое промышление, и Лавана удержал от несправедливости к праведнику; и тем самым, внушив ему не говорить Иакову худого, привел его постепенно на путь богопознания; и тот, который набежал, как зверь, намереваясь схватить и растерзать, возвратился домой, принес оправдание и поцеловал дочерей своих и детей их?
Гомилии на Книгу Бытия.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Бытие > Глава 31
Глава 31
Ничего нет для сопоставления.