Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 5.

    и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов

    Много ответов дается Аврааму Богом, но не все они относятся к одному и тому же человеку: поскольку одни относятся к Авраму, другие же - к Аврааму, то есть одни уже после изменения имени, другие же - человеку, называемому по имени, данному от рождения. И ведь первое прорицание Бога Аврааму до изменения имени гласит: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и прочее, но ни касательно завета Бога, ни касательно обрезания ничего не говорится.

    Ведь не мог он, будучи Аврамом и именуясь от плотского своего рождения, получить завет Бога и знак обрезания. Но только когда он пошел из земли своей и родства своего, то уже в этот период к нему относятся ответы более глубокого духовного характера. И в первую очередь ему говорится: и не будешь ты называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам. Тогда же и завет принял он и в знак веры воспринял обрезание, которое не мог воспринять, когда был в доме отца своего и плотского родства своего и пока звался Аврамом.

    Гомилии на Бытие.

  • 11.

    обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами

    Направляемые апостолом Павлом, мы утверждаем, что, подобно тому, как многое другое было также совершено фигурально, в виде образа грядущей истины, так и обрезание по плоти было образом духовного, в котором достойным и подобающим способом Богом славы даны наставления смертным. Поэтому послушайте, как Павел, учитель язычников в вере и истине, Церковь Христову о таинстве обрезания учит. Берегитесь, говорит, обрезания, - говоря об иудеях, которые обрезываются по плоти; обрезание - мы, служащие Богу духом и не на плоть надеющиеся. Это одно суждение Павла об обрезании. Послушайте другое: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве. Не кажется ли тебе, что подобает скорее таким образом говорить об обрезании среди святых и среди друзей Божиих, чем об усечении их плоти? Однако новизна выражения, вероятно, в состоянии оттолкнуть не только иудеев, но даже некоторых из числа наших братьев. Ведь Павел, который ввел выражение обрезание сердца, казалось, говорил о невозможном. Ведь как такое было возможно - чтобы обрезанию подвергли часть тела, которая закрыта внутренностями и сокрыта от человеческих взоров?

    Гомилии на Бытие.

1.Аврам был девяноста девяти лет,
и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий;
ходи предо Мною и будь непорочен;

2.и поставлю завет Мой между Мною и тобою,
и весьма, весьма размножу тебя.

3.И пал Аврам на лице свое.
Бог продолжал говорить с ним и сказал:

4.Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

5.и не будешь ты больше называться Аврамом,
но будет тебе имя: Авраам,
ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

6.и весьма, весьма распложу тебя,
и произведу от тебя народы,
и цари произойдут от тебя;

7.и поставлю завет Мой между Мною и тобою
и между потомками твоими после тебя в роды их,
завет вечный в том,
что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

8.и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю,
по которой ты странствуешь,
всю землю Ханаанскую, во владение вечное;
и буду им Богом.

9.И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой,
ты и потомки твои после тебя в роды их.

10.Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать
между Мною и между вами
и между потомками твоими после тебя [в роды их]:
да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

11.обрезывайте крайнюю плоть вашу:
и сие будет знамением завета между Мною и вами.

12.Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши
всякий младенец мужеского пола,
рожденный в доме и купленный за серебро
у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.

13.Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем
и купленный за серебро твое,
и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.

14.Необрезанный же мужеского пола,
который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день],
истребится душа та из народа своего,
ибо он нарушил завет Мой.

15.И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою,
но да будет имя ей: Сарра;

16.Я благословлю ее и дам тебе от нее сына;
благословлю ее, и произойдут от нее народы,
и цари народов произойдут от нее.

17.И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся,
и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын?
и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?

18.И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!

19.Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына,
и ты наречешь ему имя: Исаак;
и поставлю завет Мой с ним заветом вечным
[в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него.

20.И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его,
и возращу его, и весьма, весьма размножу;
двенадцать князей родятся от него;
и Я произведу от него великий народ.

21.Но завет Мой поставлю с Исааком,
которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.

22.И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.

23.И взял Авраам Измаила, сына своего,
и всех рожденных в доме своем
и всех купленных за серебро свое,
весь мужеский пол людей дома Авраамова;
и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.

24.Авраам был девяноста девяти лет,
когда была обрезана крайняя плоть его.

25.А Измаил, сын его, был тринадцати лет,
когда была обрезана крайняя плоть его.

26.В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,

27.и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его,
рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.