Глава 24

  • Закрыть сопоставления
  • 11.

    и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать

    Заметь, как много всего происходит подле воды, да ты и сам приглашен приходить ежедневно к водам Слова Божия и помогать у колодезя Его, как это делала и Ревекка, о которой в Писании сказано: девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж.

    Гомилии на Бытие.

  • 15.

    Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее

    Ревекка приходила к колодезю каждый день, каждый день черпала воду и поэтому могла быть найдена отроком Авраама и соединиться браком с Исааком. Ты думаешь, что это басни рассказываются в Писании Святого Духа? Это - духовное учение и образование души, которое учит и наставляет каждодневно приходить к колодезям Писания, к воде Святого Духа и черпать, и всякий раз полный сосуд приносить домой, как поступала святая Ревекка, которая не иначе могла выйти замуж за Исаака, который рожден по обетованию, кроме как черпая воду, не только для утоления жажды домашних, но и для отрока Авраама, и не только отрока, но настолько много имела воды, которую черпала из колодца, что хватило поить даже и верблюдов, пока не напьются. Множество таинств здесь описано: ибо Христос и на тебя возлагает Свою надежду. Ибо к тебе обращается через пророков, говоря: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя мне в верности, и ты познаешь Господа. Поскольку Он желает обручить тебя Себе навек, Он посылает вперед к тебе отрока. Тот отрок есть пророческое слово, и не прежде, чем ты принял его, можешь обручиться с Христом. Однако знай, что никто неподготовленный и неопытный слово пророческое не примет, но только тот, кто знает, как черпать воду из глубины колодезя, кто знает, как набрать ее такое количество, чтобы хватило также для тех, которые кажутся неразумными и невежественными, которых представляют верблюды, - так, чтобы можно было сказать: Я должен мудрецам и невеждам. Так и Ревекка, которая означает «терпение», как только встретила раба и созерцала слово пророческое, тотчас спустила кувшин свой на руку и напоила его. Ибо она опускает низко высокомерную надменность возвышенного греческого красноречия и склоняется до простоты пророческого слова и говорит: пей, я и верблюдам твоим дам пить.

    Однако, возможно, ты спрашиваешь, как такое может быть: если отрок представляет пророческое слово, то как его может напоить Ревекка, которой, скорее, он сам должен предложить воду? Посмотри, не обстоит ли дело следующим образом. Хотя Иисус Христос, с одной стороны, является хлебом жизни и Сам кормит голодные души, с другой, Он, напротив, допускает, что Сам голоден, когда говорит: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; и снова: в то время как Он Сам есть вода живая и дает пить всем жаждущим, Он говорит самаритянке: дай Мне пить. Так и со словом пророческим, которое хотя и дает напиться жаждущим, но о нем самом говорится, что оно пьет от последних, когда получает употребление и бодрствование усердных. Такая душа, которая все исполняет с терпением, которая настолько усердна и расторопна и настолько учена, что привыкла черпать из глубин знания, - такая сама может быть невестой Христу. Но если ты каждодневно не будешь ходить к колодезю, если каждодневно не будешь черпать воду, то не только не сможешь других напоить, но и сам будешь страдать жаждой слышания слов Господних.

    Гомилии на Бытие.

  • 16.

    девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх

    Что же так отличает деву, что про нее сказано: которой не познал муж? Есть ли другая дева, которую познал муж? Я уже не раз говорил, что в таких местах не история рассказывается, а таинства ткутся. Полагаю, что на нечто подобное и здесь указывается. Как Христос называется мужем душе, которая идет в невесты Ему, когда обращается к вере, так же случается и в противоположном смысле, что муж, к которому идет в невесты душа, бывает тем самым, который называется врагом человеческим и сеет между пшеницею плевелы и склоняет душу к измене вере. Ибо, следовательно, недостаточно душе быть чистой в теле - важно, чтобы тот наиподлейший муж не познал ее. Ибо может и такое случиться, что некто будет блюсти чистоту в теле, однако, познавая того злого мужа, диавола, и получая от него удары вожделения в сердце, погубит чистоту души. Следовательно, поскольку Ревекка была святою и телом, и духом, то Писание только удваивает ее славу, когда говорит: дева, которой не познал муж.

    Гомилии на Бытие.

  • 22.

    Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота

    Заметь добродетель отрока. Не хочет взять невесту для господина своего Исаака иначе, как только подобрав прекрасную видом, и не просто девицу, но только такую, которую не познал муж и которая выходит черпать воду, - иную дать в невесты господину своему не желает. Не дает украшения той, которая не такова. Он не сразу дает золотую серьгу и два запястья - она остается простой, необразованной, неубранной. Полагаем ли мы, что у отца Ревекки, богатого человека, не нашлось серег и браслетов на свою дочь? Был ли он настолько холодным или жадным, чтобы не дать своей дочери украшений? Но Ревекка не хочет украшаться золотом Вафуила: украшения человека непросвещенного и варвара не достойны ее. От дома Авраама нуждается она в украшениях, поскольку терпение от дома мудрого украшается. Не могла поэтому Ревекка украсить свои уши, если бы не пришел отрок Авраама и сам их ей не украсил; руки ее не принимают иных украшений, кроме тех, которые послал ей Исаак. Ибо она хочет принимать в уши золотые слова и золотую работу в руках иметь. Но не прежде это могла заслужить и принять, чем спустилась черпать воду из колодезя. Ты же, который не хочешь подойти к источнику, не желаешь слышать ушами твоими золотые слова пророков, - как ты можешь украситься в учении, в делах, в нравах?

    Гомилии на Бытие.

  • 62.

    А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной

    Уже ли ты не тронут настолько, что не понимаешь, что это сказано в духовном смысле? Или ты полагаешь, что всегда патриархи идут к колодезю и у воды распределяют невест? Тот, кто так полагает, есть человек душевный, который не принимает того, что от Духа Божия. Кто желает, пускай остается при таком своем понимании, пускай остается душевным. Я же, следуя апостолу Павлу, утверждаю, что сие есть иносказание, и в браках святых усматриваю союз души со Словом Божиим. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Такой союз души со Словом не иначе возможен, как через наставление божественных книг, которые образно называются колодезями. И кто придет к тем водам, и почерпнет из них, и, размышляя над ними, постигнет более глубокий смысл, тот найдет достойную невесту Богу, ибо соединяется душа его с Богом.

    Ревекка последовала за отроком и приходит к Исааку; ибо, следуя гласу пророческому, Церковь приходит к Христу. И где же находит его? «У колодезя клятвы», говорит Писание, гуляющего. Никогда не отходят от колодезей, никогда не держатся далеко от воды. Ревекка была найдена у колодезя, и, опять, Ревекка Исаака нашла у колодезя. Здесь первый брошенный взгляд, здесь она спустилась с верблюда, здесь видит Исаака, на которого указал отрок. Ты полагаешь, это единственные слова о колодезях? И Иаков пришел к колодезю и там нашел Рахиль, и Моисей у колодезя нашел Сепфору, дочь Рагуила… И сказано: утрудившись в пути, Он селу колодезям. Видишь, что повсюду таинства перекликаются, видишь согласие образов Нового и Ветхого Заветов? Сюда, к колодезям, приходят и невест находят; и Церковь с Христом венчается в купели. Видишь, какая гора таинств над нами? Сколько их, совершающихся, объяснить не можем: во всяком случае, они призваны подстегнуть тебя к внимательному слушанию и сопереживанию. И если мы ради краткости что-либо пропускаем, то ты, когда перечитываешь текст и постигаешь, сам размышляй и открывай, и когда погрузишься в изучение книг Писания, тогда Слово Божие тебя призовет к воде и сочетается с тобою, и соединишься в один дух с Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

    Гомилии на Бытие.

  • 64.

    Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда

    Она спустилась с верблюда, то есть рассталась с грехами, отбросила неразумные чувства и соединилась с Исааком. Достойно того, что Исаак переходит от добродетели к добродетели: он, сын «добродетели», то есть Сарры, теперь объединился и связан с «терпением», то есть Ревеккой. И это есть переход от добродетели к добродетели и от веры в веру.

    Гомилии на Бытие.

1.Авраам был уже стар и в летах преклонных.
Господь благословил Авраама всем.

2.И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его,
управлявшему всем, что у него было:
положи руку твою под стегно мое

3.и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли,
что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев,
среди которых я живу,

4.но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему],
и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку.

5.Раб сказал ему:
может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю,
должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?

6.Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда;

7.Господь, Бог небаБог земли],
Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего,
Который говорил мне и Который клялся мне,
говоря: [тебе и] потомству твоему дам сию землю, —
Он пошлет Ангела Своего пред тобою,
и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда;

8.если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию],
ты будешь свободен от сей клятвы моей;
только сына моего не возвращай туда.

9.И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего,
и клялся ему в сем.

10.И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов
и пошел.
В руках у него были также всякие сокровища господина его.
Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора,

11.и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер,
в то время, когда выходят женщины черпать [воду],

12.и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама!
пошли ее сегодня навстречу мне
и сотвори милость с господином моим Авраамом;

13.вот, я стою у источника воды,
и дочери жителей города выходят черпать воду;

14.и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь,
и которая скажет [мне]: пей,
я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] —
вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку;
и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим
[Авраамом].

15.Еще не перестал он говорить [в уме своем],
и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила,
сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова,
и кувшин ее на плече ее;

16.девица была прекрасна видом,
дева, которой не познал муж.
Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.

17.И побежал раб навстречу ей
и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.

18.Она сказала: пей, господин мой.
И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.

19.И, когда напоила его, сказала:
я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все].

20.И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило
и побежала опять к колодезю почерпнуть [воды],
и начерпала для всех верблюдов его.

21.Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании,
желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.

22.Когда верблюды перестали пить,
тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля,
и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота;

23.[и спросил ее] и сказал: чья ты дочь? скажи мне,
есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?

24.Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки,
которого она родила Нахору.

25.И еще сказала ему:
у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега.

26.И преклонился человек тот и поклонился Господу,

27.и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама,
Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею!
Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего.

28.Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей.

29.У Ревекки был брат, именем Лаван.
Лаван выбежал к тому человеку, к источнику.

30.И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей
и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила:
так говорил со мною этот человек, —
то пришел к человеку,
и вот, он стоит при верблюдах у источника;

31.и сказал [ему]: войди, благословенный Господом;
зачем ты стоишь вне?
я приготовил дом и место для верблюдов.

32.И вошел человек.
Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам,
и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним;

33.и предложена была ему пища;
но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего.
И сказали: говори.

34.Он сказал: я раб Авраамов;

35.Господь весьма благословил господина моего,
и он сделался великим:
Он дал ему овец и волов, серебро и золото,
рабов и рабынь, верблюдов и ослов;

36.Сарра, жена господина моего,
уже состарившись, родила господину моему [одного] сына,
которому он отдал все, что у него;

37.и взял с меня клятву господин мой, сказав:
не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев,
в земле которых я живу,

38.а пойди в дом отца моего и к родственникам моим,
и возьмешь [оттуда] жену сыну моему.

39.Я сказал господину моему:
может быть, не пойдет женщина со мною.

40.Он сказал мне: Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу,
пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой,
и возьмешь жену сыну моему
из родных моих и из дома отца моего;

41.тогда будешь ты свободен от клятвы моей,
когда сходишь к родственникам моим;
и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей.

42.И пришел я ныне к источнику,
и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама!
Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю,

43.то вот, я стою у источника воды,
дочери жителей города выходят черпать воду,]
и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу:
дай мне испить немного из кувшина твоего,

44.и которая скажет мне: и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю, —
вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего
[рабу Своему Исааку;
и по сему узнаю я,
что Ты творишь милость с господином моим Авраамом].

45.Еще не перестал я говорить в уме моем,
и вот вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее,
и сошла к источнику и почерпнула [воды];
и я сказал ей: напой меня.

46.Она тотчас спустила с себя кувшин свой [на руку свою]
и сказала: пей, и верблюдов твоих я напою.
И я пил, и верблюдов [моих] она напоила.

47.Я спросил ее и сказал: чья ты дочь? [скажи мне].
Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова,
которого родила ему Милка.
И дал я серьги ей и запястья на руки ее.

48.И преклонился я и поклонился Господу,
и благословил Господа, Бога господина моего Авраама,
Который прямым путем привел меня,
чтобы взять дочь брата господина моего за сына его.

49.И ныне скажите мне:
намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет?
скажите мне, и я обращусь направо, или налево.

50.И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело;
мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго;

51.вот Ревекка пред тобою;
возьми [ее] и пойди;
пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.

52.Когда раб Авраамов услышал слова их,
то поклонился Господу до земли.

53.И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды
и дал Ревекке;
также и брату ее и матери ее дал богатые подарки.

54.И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали.
Когда же встали поутру, то он сказал:
отпустите меня [и я пойду] к господину моему.

55.Но брат ее и мать ее сказали:
пусть побудет с нами девица дней хотя десять,
потом пойдешь.

56.Он сказал им: не удерживайте меня,
ибо Господь благоустроил путь мой;
отпустите меня, и я пойду к господину моему.

57.Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет.

58.И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком?
Она сказала: пойду.

59.И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее,
и раба Авраамова, и людей его.

60.И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша!
да родятся от тебя тысячи тысяч,
и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!

61.И встала Ревекка и служанки ее,
и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком.
И раб взял Ревекку и пошел.

62.А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои,
ибо жил он в земле полуденной.

63.При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить,
и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.

64.Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.

65.И сказала рабу: кто этот человек,
который идет по полю навстречу нам?
Раб сказал: это господин мой.
И она взяла покрывало и покрылась.

66.Раб же сказал Исааку все, что сделал.

67.И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей,
и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее;
и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.