- 9.
Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, - шатаются, но не от сикеры
Поскольку вы разумны, я знаю, что после нашего увещевания вы не решитесь перейти границу необходимого. Ныне же мне пристало убеждать вас не только воздерживаться от избытка в вине, но и избегать опьянения, происходящего и без вина. Ибо этот род опьянения опасней. Не удивляйтесь тому, что я говорю, что можно быть пьяным без вина. Чтобы вы знали, что это возможно, послушайте пророка, говорящего: Они пьяны, но не от вина. Что это за опьянение, которое происходит не от вина? Оно разнообразно; ибо и гнев делает нас пьяными, как и тщеславие, безрассудство и все вообще гибельные страсти, в нас зарождающиеся, производят в нас своего рода опьянение и пресыщение, которые затмевают наш разум. Ибо опьянение не что иное, как исступление из того, чтобы мыслить в соответствии с природой, заблуждение ума и замутнение сознания.
Огласительные слова к просвещаемым.
Можно ведь и без вина упиваться, можно и в трезвом состоянии быть пьяным и неистовствовать от упоения. Если бы нельзя было упиваться без вина, то пророк не сказал бы: Они пьяны, но не от вина. Если бы нельзя было упиваться без вина, Павел не сказал бы: Не упивайтесь вином (Еф 5:18). Так как можно упиваться и иным чем-то, поэтому он и сказал: Не упивайтесь вином. Действительно, можно упиваться и гневом, и нечистой похотью, и сребролюбием, и тщеславием, и бесчисленным множеством других страстей. Ибо упоение есть не иное что, как потеря здравых понятий, умоисступление, расстройство душевного здоровья. Итак, не только о том, кто выпил много вина, но и о том, кто питает в душе другую страсть, можно сказать, что он сильно опьянел.
Против иудеев.
- 13.
И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих
Если мы, когда посылаем детей к учителям и видим, что они ничему не научаются, сильно негодуем на учителей и часто посылаем их к другим, то чем мы будем извинять себя, если не будем прилагать хотя бы такого же старания к добродетели, какое выказываем к этим земным занятиям и будем всегда носить домой пустые листы? Притом, здесь [в церкви] учителя и лучше, и больше их: в каждом собрании церковном мы представляем вам учителями и пророков, и апостолов, и патриархов, и всех праведных, - и при всем том нет вам никакой пользы. Пропев два или три псалма и кое-как совершив обычные молитвы, вы расходитесь, думая, что этого достаточно для вашего спасения. Слышали ли вы, что говорит пророк, или лучше - Сам Бог через пророка: Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня.
Пусть же не будет сказано то же и про нас. Поэтому изгладь буквы, или лучше - те начертания, которые дьявол напечатал в душе твоей, и принеси мне сердце свободное от всех житейских стеснений, чтобы я мог беспрепятственно написать на нем то, что хочу.
Гомили и на Евангелие от Матфея.
- 16.
Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет
Если же человек кажется лучше и благообразнее глины, то это различие произошло не от разности в существе их, но от мудрости Художника, так как в сущности ты ничем не отличаешься от глины. Если же не веришь, то пусть убедят тебя могилы и гробницы; подошедши к гробам предков, ты убедишься, что это действительно так. Между глиной и горшком нет различия.
Против аномеев.
Ариилу, городу, в котором жил Давид!
приложите год к году;
пусть заколают жертвы.2.Но Я стесню Ариил,
и будет плач и сетование;
и он останется у Меня, как Ариил.3.Я расположусь станом вокруг тебя
и стесню тебя стражею наблюдательною,
и воздвигну против тебя укрепления.4.И будешь унижен,
с земли будешь говорить,
и глуха будет речь твоя из-под праха,
и голос твой будет, как голос чревовещателя,
и из-под праха шептать будет речь твоя.5.Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль,
и полчище лютых, как разлетающаяся плева;
и это совершится внезапно, в одно мгновение.6.Господь Саваоф посетит тебя
громом и землетрясением, и сильным гласом,
бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня.7.И как сон, как ночное сновидение,
будет множество всех народов, воюющих против Ариила,
и всех выступивших против него и укреплений его
и стеснивших его.8.И как голодному снится, будто он ест,
но пробуждается, и душа его тоща;
и как жаждущему снится, будто он пьет,
но пробуждается,
и вот он томится,
и душа его жаждет:
то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона.9.Изумляйтесь и дивитесь:
они ослепили других, и сами ослепли;
они пьяны, но не от вина, —
шатаются, но не от сикеры;10.ибо навел на вас Господь дух усыпления
и сомкнул глаза ваши, пророки,
и закрыл ваши головы, прозорливцы.11.И всякое пророчество
для вас то же, что слова в запечатанной книге,
которую подают умеющему читать книгу
и говорят: «прочитай ее»;
и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана».12.И передают книгу тому, кто читать не умеет,
и говорят: «прочитай ее»;
и тот отвечает: «я не умею читать».13.И сказал Господь:
так как этот народ приближается ко Мне устами своими,
и языком своим чтит Меня,
сердце же его далеко отстоит от Меня,
и благоговение их предо Мною
есть изучение заповедей человеческих;14.то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом,
чудно и дивно,
так что мудрость мудрецов его погибнет,
и разума у разумных его не станет.15.Горе тем, которые думают скрыться в глубину,
чтобы замысл свой утаить от Господа,
которые делают дела свои во мраке
и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?»16.Какое безрассудство!
Разве можно считать горшечника, как глину?
Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»?
и скажет ли произведение о художнике своем:
«он не разумеет»?17.Еще немного, очень немного,
и Ливан не превратится ли в сад,
а сад не будут ли почитать, как лес?18.И в тот день глухие услышат слова книги,
и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.19.И страждущие более и более будут радоваться о Господе,
и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,20.потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет,
и будут истреблены все поборники неправды,21.которые запутывают человека в словах,
и требующему суда у ворот расставляют сети,
и отталкивают правого.22.Посему так говорит о доме Иакова Господь,
Который искупил Авраама:
тогда Иаков не будет в стыде,
и лице его более не побледнеет.23.Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих,
то они свято будут чтить имя Мое
и свято чтить Святаго Иаковлева,
и благоговеть пред Богом Израилевым.24.Тогда блуждающие духом познают мудрость,
и непокорные научатся послушанию.



