- 9.
Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, - шатаются, но не от сикеры
Поскольку вы разумны, я знаю, что после нашего увещевания вы не решитесь перейти границу необходимого. Ныне же мне пристало убеждать вас не только воздерживаться от избытка в вине, но и избегать опьянения, происходящего и без вина. Ибо этот род опьянения опасней. Не удивляйтесь тому, что я говорю, что можно быть пьяным без вина. Чтобы вы знали, что это возможно, послушайте пророка, говорящего: Они пьяны, но не от вина. Что это за опьянение, которое происходит не от вина? Оно разнообразно; ибо и гнев делает нас пьяными, как и тщеславие, безрассудство и все вообще гибельные страсти, в нас зарождающиеся, производят в нас своего рода опьянение и пресыщение, которые затмевают наш разум. Ибо опьянение не что иное, как исступление из того, чтобы мыслить в соответствии с природой, заблуждение ума и замутнение сознания.
Огласительные слова к просвещаемым.
Можно ведь и без вина упиваться, можно и в трезвом состоянии быть пьяным и неистовствовать от упоения. Если бы нельзя было упиваться без вина, то пророк не сказал бы: Они пьяны, но не от вина. Если бы нельзя было упиваться без вина, Павел не сказал бы: Не упивайтесь вином (Еф 5:18). Так как можно упиваться и иным чем-то, поэтому он и сказал: Не упивайтесь вином. Действительно, можно упиваться и гневом, и нечистой похотью, и сребролюбием, и тщеславием, и бесчисленным множеством других страстей. Ибо упоение есть не иное что, как потеря здравых понятий, умоисступление, расстройство душевного здоровья. Итак, не только о том, кто выпил много вина, но и о том, кто питает в душе другую страсть, можно сказать, что он сильно опьянел.
Против иудеев.
- 13.
И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих
Если мы, когда посылаем детей к учителям и видим, что они ничему не научаются, сильно негодуем на учителей и часто посылаем их к другим, то чем мы будем извинять себя, если не будем прилагать хотя бы такого же старания к добродетели, какое выказываем к этим земным занятиям и будем всегда носить домой пустые листы? Притом, здесь [в церкви] учителя и лучше, и больше их: в каждом собрании церковном мы представляем вам учителями и пророков, и апостолов, и патриархов, и всех праведных, - и при всем том нет вам никакой пользы. Пропев два или три псалма и кое-как совершив обычные молитвы, вы расходитесь, думая, что этого достаточно для вашего спасения. Слышали ли вы, что говорит пророк, или лучше - Сам Бог через пророка: Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня.
Пусть же не будет сказано то же и про нас. Поэтому изгладь буквы, или лучше - те начертания, которые дьявол напечатал в душе твоей, и принеси мне сердце свободное от всех житейских стеснений, чтобы я мог беспрепятственно написать на нем то, что хочу.
Гомили и на Евангелие от Матфея.
- 16.
Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет
Если же человек кажется лучше и благообразнее глины, то это различие произошло не от разности в существе их, но от мудрости Художника, так как в сущности ты ничем не отличаешься от глины. Если же не веришь, то пусть убедят тебя могилы и гробницы; подошедши к гробам предков, ты убедишься, что это действительно так. Между глиной и горшком нет различия.
Против аномеев.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Книга пророка Исаии > Глава 29