- 1.
Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы
Велико благоразумие и вера пришедшего!
Он не прервал учения, не старался протесниться сквозь собрание, но дожидался удобного времени, и подходит уже тогда, когда Христос сошел с горы. И не просто, но с великою горячностью и, как говорит другой евангелист, падая пред Ним на колени (Мк 1:40), просит Его, просит с искреннею верою и с надлежащими о Нем мыслями. В самом деле, прокаженный не сказал: если попросишь Бога; или: если помолишься Ему; но: «если хочешь, можешь меня очистить». Не сказал также: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление, и свидетельствует о Его высочайшей власти. А что, если мнение прокаженного, скажут, было погрешительно? В таком случае Христу надлежало бы его опровергнуть, изобличить и исправить. Но сделал ли Он это?
Нет, но напротив, все слова прокаженного Он подкрепляет и утверждает; потому-то и не сказал: очистися, но – хочу, очистись, – так что это понятие о могуществе Христовом становится уже не мнением прокаженного, но мыслию самого Христа. Апостолы не так говорили; как же? Когда весь народ изумлялся, они говорили: Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит (Деян.3:12)?
Господь же, хотя часто с скромностью говорил, и притом много такого, что ниже Его славы, но здесь, чтобы утвердить мысль о Своем могуществе, Он говорит пред слушателями, изумляющимися Его власти: хочу, очистись! Хотя и прежде творил многие и великие чудеса, но, как известно, таким образом никогда не говорил.
Но здесь, чтобы подтвердить мнение о Своей власти как прокаженного, так и всего народа, Он прибавил: хочу, – и Своего слова не оставил без исполнения, а подтвердил его и последовавшим тотчас же делом. Если бы Он несправедливо сказал и произнес богохуление, то делу надлежало бы разрушиться. Но теперь природа, получив повеление, повинуется, и повинуется с надлежащею и даже с большею скоростью, нежели как говорит евангелист.
Слово: «тотчас» не выражает той скорости, с какою совершилось дело. Далее, Спаситель не просто сказал: хочу, очистись, но и простерши руку, коснулся его, – что особенно достойно исследования. Для чего Спаситель, очищая его хотением и словом, еще прикоснулся рукою? Мне кажется, не для чего другого, как для того, чтобы и тем показать, что Он не подлежит закону, но выше его; и что для чистого нет ничего нечистого.
Так Елисей даже не посмотрел на Неемана, – и даже тогда, когда узнал, что он, не вышедши к Нееману и не прикоснувшись к нему, тем самым привел его в соблазн, и тогда, строго соблюдая закон, сам остался дома, а его послал измыться в Иордане. Но Владыка, в доказательство, что Он исцеляет не как раб, а как Господь, – прикасается. Рука через прикосновение к проказе не сделалась нечистою; между тем, тело прокаженное от святой руки стало чисто. Христос пришел уврачевать не только тела, но и души возвести к истинной мудрости.
Как, вводя высокий закон о безразличии пищи, не возбранял уже есть неумытыми руками, так и здесь научает, между прочим, что должно заботиться о душе и, оставив внешние очищения, надлежит ее очистить и страшиться проказы только душевной, которая есть грех. Телесная проказа нимало не препятствует добродетели. Он сам первый прикасается к прокаженному, и никто не обвиняет Его.
Суд был беспристрастный, и зрители не были одержимы завистью. Потому они не только не унизили чуда, но и с удивлением признали его за истинное, будучи возбуждены к благоговению пред Его непобедимою силою – и Его учением и делами.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 2.
И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить
См. Толкование на (Мф 8:1)
- 3.
Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы
См. Толкование на (Мф 8:1)
- 4.
И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им
Далее, излечив тело прокаженного, Христос повелевает об этом никому не сказывать, но показаться священнику и принести дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им (Мф 8:4). Некоторые утверждают, что Спаситель по той причине повелел никому ничего не сказывать, чтобы с коварным намерением не стали исследовать, точно ли прокаженный очищен от проказы. Но думать таким образом весьма безрассудно. Прокаженный не с тем был очищен, чтобы очищение было сомнительно; нет, – Христос для того прокаженному повелел никому не сказывать, чтобы через это предотвратить от тщеславия и любочестия. Хотя Иисус и знал, что прокаженный не послушается, а возвестит о Благодетеле, но делает Свое. Как же Он, спросишь ты, в других местах повелевает исцеленным рассказывать о своем исцелении?
Через это Он не противоречит Себе, но научает их быть благодарными, потому что и в таковых случаях Он не повелевал прославлять самого Себя, но дать славу Богу. Чрез прокаженного, о котором теперь говорится, Спаситель предохраняет нас от гордости и тщеславия, а через других внушает нам чувство признательности, и научает во всех делах возносить хвалу Господу. Так как люди обычно, находясь в сильной болезни, вспоминают о Боге, а получив исцеление от нее, предаются беспечности, – то Он, повелевая и во время болезни, и во время здравия непрестанно иметь в мыслях Господа, говорит: Воздай славу Богу (Ин 9:24). Для чего упоминаемому прокаженному Спаситель приказал показаться священнику и принести дар? Для того, чтобы исполнить закон.
Он как не везде нарушал, так и не везде сохранял его; но иногда поступал так, иногда иначе. Не соблюдал закона для того, чтобы проложить путь к будущей высшей мудрости; соблюдал же для того, чтобы до времени обуздать бесстыдный язык иудеев и снизойти к их слабости. И удивительно ли, что Христос таким образом поступал в самом начале Своего благовестия, когда и апостолы, получив повеление идти к язычникам, для всей вселенной отверзать двери евангельского учения, отменить закон, обновить заповеди и прекратить все древнее, – представляются иногда соблюдающими закон, а иногда преступающими его?
Но как, скажешь ты, слова: Покажи себя священнику относятся к соблюдению закона? И очень относятся. Древний закон требовал, чтобы очистившийся прокаженный не сам себе давал удостоверение очищения, но чтобы являлся пред священником, и представлял ему доказательство своего очищения, и чтобы по суду священника был принимаем в число чистых. Доколе священник не объявлял, что прокаженный очистился, до тех пор последний оставался еще с нечистыми, вне стана. Почему Спаситель и сказал: Покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей (Мф 8:4).
Не сказал: принеси дар, который Я повелеваю; но до времени отсылает к закону, чтобы таким образом во всех случаях заграждать уста иудеев, – именно, чтобы не сказали, что Он предвосхитил у священников славу, для этого Он дело совершил сам, а испытание предоставил священникам, и их определил судиями Своих чудес. Таким образом, слова Христовы заключают в себе такую мысль: Я не только не хочу сопротивляться Моисею, или священникам, но еще заставляю облагодетельствованных Мною повиноваться им.
Но что значит: во свидетельство им? В обличение, в обвинение и в доказательство, если они не захотят вразумиться. Именно, когда они скажут: мы преследуем Его как соблазнителя и обманщика, как богопротивника и законопреступника, – тогда, говорит Христос, ты засвидетельствуй обо Мне, что Я не преступник закона, потому что, исцелив тебя, отсылаю к закону и на суд священников; а поступать таким образом свойственно тому, кто почитает закон, уважает Моисея и не противится древним постановлениям. Если же такое соблюдение закона не могло доставить им никакой пользы, то отсюда еще более должно заключать о Его уважении к закону, так как Он, хотя и предвидел, что они этим случаем нимало не воспользуются, однако ж, исполнил все то, что только зависело от Него.
А что Он это предвидел, видно из Его слов; Он не сказал: для исправления их, или для научения, но: во свидетельство им, то есть, в обвинение, в обличение и в доказательство того, что Я все для тебя сделал; и хотя Я предвидел, что они не исправятся, но, не взирая и на это, Я не оставил без исполнения того, что надлежало Мне сделать, а они остались пребывать в своем нечестии. Подобным же образом и в другом месте Спаситель говорит: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф 24:14), – т. е., во свидетельство всем языкам, которые не послушают, не поверят. Для чего же, скажут Ему, всем и проповедовать, если не все уверуют?
Для того, отвечает Он, чтобы видно было, что Я, с Своей стороны, исполнил все, что до Меня касается, и чтобы после этого никто не мог обвинять Меня в том, что он не слыхал. Самая проповедь будет свидетельствовать против таковых, и им нельзя уже будет сказать: мы не слышали, потому что слово благочестия пройдет во все концы вселенной.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 5.
Ст. 5-7 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его
Прокаженный приступил к Иисусу по сошествии Его с горы, а этот сотник по пришествии Его в Капернаум. Почему же ни тот, ни другой не взошли на гору? Не по нерадению, так как оба имели пламенную веру; но чтобы не прервать Его учения. Сотник, приступив, сказал: слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Некоторые говорят, что он в оправдание свое представил и причину, почему не привел и его самого.
Невозможно было, говорят, привести расслабленного, который мучился и находился при последнем издыхании. А что отрок находился при последнем издыхании, об этом свидетельствует Лука: при смерти (Лк 7:2). Но, по моему мнению, это означает великую веру сотника, и гораздо большую, нежели какую имели свесившие (расслабленного) сквозь кровлю. Так как он ясно знал, что довольно и одного повеления, чтобы восстал лежащий, то почел излишним приводить его. Что же делает Иисус? То, чего прежде нигде не делал. Во всех других случаях Он сообразовался с желанием просителей; а здесь Сам предупреждает желание сотника и обещается не только исцелить, но и придти в его дом.
А это делает для того, чтобы мы познали добродетель сотника. Если бы Он не обещал этого, а сказал только: иди, да исцелится отрок твой, – тогда бы мы совершенно не знали о его добродетели. То же самое, хотя противоположным образом, сделал Он и с женой финикийской. Здесь, без приглашения, добровольно сам обещает придти в дом, чтобы ты познал веру сотника и великое смирение. Финикиянке же отказывает в даре, и ожиданию ее как бы не подает надежды. Как опытный и проницательный врач, Он умеет из противного производить противное.
Так здесь веру сотника открывает через добровольно обещанное пришествие, а там веру женщины – через продолжительную отсрочку и отказ. Так поступил Он и с Авраамом, сказав: утаю ли Я от Авраама (Быт 18:17), – чтобы ты познал Его любовь и попечение о содомлянах. Так и посланные к Лоту отказываются взойти к нему, чтобы ты познал величие страннолюбия этого праведника.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 6.
Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает
См. Толкование на (Мф 8:5)
- 7.
Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его
См. Толкование на (Мф 8:5)
- 8.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой
Итак, что же говорит сотник? Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой (Мф 8:8). Послушаем это мы, намеревающиеся принять Христа, – ведь и ныне можно Его принимать, – послушаем и поревнуем, и примем с таким же тщанием.
В самом деле, когда ты принял бедного, алчущего и нагого, то принял и напитал Его самого. Но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Смотри, как и сотник, подобно прокаженному, имеет надлежащее понятие о Христе. И он не сказал: призови Бога; не сказал: помолись и умилостиви Его; но только – повели…
…Ты можешь узнать это и из противного. Поскольку Марфа не сказала ничего такого, но противное: Что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин 11:22), она не только не была похвалена, хотя Христос знал и любил ее, и она весьма радела о Нем, но даже была обличена и вразумлена Им, потому что неблагоразумно сказала. <…> Господь, научая, что Он не нуждается в заимствовании чего-либо от другого, но Сам есть источник благ, говорит: Я есмь воскресение и жизнь (Ин 11:25), то есть: «Я не ожидаю получения действия, но Сам Собою все совершаю».
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 9.
ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает
Потом, опасаясь, чтобы Он по смирению не отказался, говорит: ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает (Мф 8:9).
Что ж из того, скажет кто-нибудь, если сотник так думал? Дело в том, ведь, одобрил ли и подтвердил ли то Христос? Хорошо и весьма благоразумно ты говоришь. Итак, на это-то и посмотрим; и мы найдем здесь то же, что случилось с прокаженным. Прокаженный сказал: если хочешь – и мы удостоверяемся во власти Спасителя не только через прокаженного, но и через голос самого Христа, потому что Он не только не отверг такого мнения, но еще более подтвердил его, когда для утверждения его присовокупил излишнее слово, сказав: хочу, очистись.
Равно и здесь надобно посмотреть, не произошло ли чего-либо подобного. И действительно найдем, что и здесь случилось то же самое. В самом деле, когда сотник сказал такие слова и засвидетельствовал о такой власти Спасителя, тогда Он не только не осудил его, но и одобрил, и даже более, нежели одобрил.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 10.
Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры
Евангелист не сказал, что Спаситель похвалил только слова сотника, но, показывая важность похвалы, говорит, что Он даже удивился; и не только удивился, но и в присутствии всего народа представил его другим в пример для подражания.
Видишь ли, как каждый из засвидетельствовавших о Его власти восхваляется? И, слыша, народ дивился учению Его (Мф 7:28), поскольку Он учил как власть имеющий; и Христос не только не обвинил их, но еще сошел с ними с горы, и через очищение прокаженного утвердил их мнение. Опять прокаженный сказал: если хочешь, можешь меня очистить; и Христос не только не обличил, но, врачуя его так, как он сказал, очистил его.
Также сотник говорит: скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. И Иисус, удивляясь ему, говорил: и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф 8:10).
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 11.
Ст. 11-12 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов
Итак, высокая мысль о Нем наиболее всего служит залогом веры, царствия и прочих благ. Христос не только на словах похвалил сотника, но за веру его возвратил ему больного здоровым, и сплетает ему светлый венец, и обещает великие дары, говоря: многие придут с востока и запада и возлягут на лоне Авраама и Исаака и Иакова; сыны царства извержены будут во тьму внешнюю вон (Мф 8:11).
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 12.
а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов
См. Толкование (Мф 8:11)
- 13.
И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час
После того, как Спаситель совершил многие чудеса, Он беседует с народом с большей уже свободой. Потом, чтобы кто не почел Его слова за лесть, но чтобы все знали, что сотник точно такого был расположения, говорит: иди, и, как ты веровал, да будет тебе (Мф 8:13).
И дело, свидетельствующее о таком расположении его, тотчас последовало: «и выздоровел слуга его в тот час». То же случилось и с сирофиникиянкой, так как и ей Спаситель сказал: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф 15:28).
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 14.
Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке
Cм. Толкование (Мф 8:15)
- 15.
и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им
Марк, желая показать и время, говорит: и тотчас (Мк 1:30); а Матфей описал только чудо, не означив времени.
Другие говорят, что больная даже просила Его; но Матфей и об этом умолчал. Впрочем, в этом нет разногласия: одно происходит от краткости, а другое от полноты повествования.
Но для чего Христос вошел в дом Петров? Мне кажется, для принятия пищи; на это указал и евангелист, когда сказал: встала и служила им. Христос останавливался у учеников, как например, и у Матфея, когда его призвал, чтобы через то почтить их и сделать усерднейшими. Но ты и здесь заметь Петрово почтение к Нему. Имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, он не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его. Так он с самого начала научался предпочитать выгоды других своим.
Итак, не Петр приводит Его в дом, но Он сам по собственной воле пришел, после того как сотник сказал: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, показывая, сколько Он благоволил к ученику. Но представь, каковы были дома этих рыбаков; при всем том Христос не гнушался входить в их бедные хижины, научая тебя во всем попирать человеческую гордость. Иногда Он словами только исцеляет, иногда и руку простирает, а иногда делает и то и другое, чтобы видимо было врачевание Его. Он не хотел всегда чудодействовать необычайным образом.
Но Ему надлежало еще скрываться, и особенно при учениках, потому что они в великой радости все бы рассказали. И это видно из того, что, по восшествии на гору, Он почел нужным объявить им, чтобы они никому не сказывали. Итак, коснувшись тела, Он не только прекратил горячку, но и вполне возвратил здоровье. Так как болезнь была незначительна, то Он явил Свое могущество в способе лечения, чего не могло бы сделать врачебное искусство.
Вам известно, что и по освобождении от горячки больным требуется много времени для того, чтобы придти в прежнее здоровье. Но тогда все зараз последовало. И не здесь только случилось это, но и на море. И там Он не только укротил ветры и бурю, но тотчас остановил и самое движение волн, что было также странно. (Обычно) и после того, как буря прекратится, волны еще долго колеблются.
Но у Христа не так; у Него все вместе прекращалось. Так именно случилось и с этой женой. Указывая на это, евангелист и говорит: встала и служила им, – что было знаком и силы Христовой и расположения жены, которое она оказывала к Христу.
Отсюда мы можем усматривать вместе и то, что Христос по вере одних дает исцеление другим (здесь именно просили Его другие, как то было и с отроком сотника). Впрочем, Он благодетельствует, если только желающий исцеления не упорствует в неверии, а только или по причине болезни не может придти к Нему, или по причине неведения и незрелого возраста не имеет о Нем высокого понятия.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 16.
Ст. 16-17 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни
Видишь ли, как многие, наконец, уверовали? Они не хотели удалиться, хотя время и побуждало к тому, и не почитали неблаговременным приводить вечером больных своих. Заметь, о каком множестве исцеленных евангелисты умалчивают, когда не говорят нам и не повествуют о каждом порознь, но одним словом переходят неизреченное море чудес.
Потом, чтобы величие чуда не повергло в недоверие, что Он такое множество и от столь различных болезней освободил и исцелил в одно мгновение времени, евангелист приводит пророка, свидетельствующего о случившемся, показывая тем, что доказательство, заимствованное из Писания, во всяком случае, важно и не ниже самых знамений. Исаия сказал, говорит он, что Христос взял на Себя наши немощи и понес болезни. Пророк не сказал: освободил, но – взял и понес: это, мне кажется, сказано пророком более о грехах, согласно со словами Иоанна: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).
Итак, почему же здесь евангелист относит это пророчество к болезням? Или потому, что принимал это свидетельство буквально, или для того, чтобы показать, что большая часть болезней есть следствие грехов душевных. В самом деле, если самая смерть, утверждение болезней, имеет своим корнем и началом грех, то тем более многие болезни. Точно также и то, что мы можем подвергаться болезням, родилось от греха.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 17.
да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни
См. Толкование (Мф 8:16)
- 18.
Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону
Видишь ли, опять как Он чужд тщеславия? Другие евангелисты говорят, что Он запрещал демонам сказывать, кто Он; а Матфей говорит, что Он удалял от Себя народ. Делал Он это с одной стороны для того, чтобы научить нас скромности, с другой – для того, чтобы укротить иудейскую зависть и убедить нас ничего не делать из тщеславия.
Он не только исцелял тела, но и исправлял душу, научая благочестию; показывал Себя и в том, что исцелял болезни, и в том, что ничего не делал из тщеславия. Действительно, многие из любви и удивления к Нему, и желая всегда наслаждаться Его лицезрением, неотступно пребывали при Нем. Да и кто бы удалился от творившего такие чудеса? Кто бы и просто не захотел взирать на Его лицо и уста, изрекающие такие слова?
Он достоин удивления не только по чудесам, но даже и один вид Его исполнен был великой приятности, как показывает то пророк, говоря: прекраснее сынов человеческих (Пс 44:3). Когда же Исаия говорит: не было в Нем вида, который привлекал бы (Ис 53:2), то говорит это или о непостижимой и неизреченной славе Божества, или о том, что случилось с Ним во время страдания, и именно – о бесчестии, которое претерпел Он во время распятия на кресте, или о смирении, которое являл во всем, в продолжение целой жизни. Далее Спаситель не прежде повелел ученикам переправиться на ту сторону, как по исцелении болезней.
Иначе народ не мог бы перенести этого. Как на горе он не только пребывал с Христом тогда, как Он проповедовал, но и последовал за Ним, когда Он молчал, так и здесь прикреплялся к Нему, не только тогда, когда Он чудодействовал, но и когда перестал чудодействовать, и от самого лица Его получал великую пользу. В самом деле, если Моисей имел прославленное лицо, и Стефан лицо ангельское, то представь, каков тогда должен быть вид общего Владыки!
Может быть, многие воспламенились желанием узреть Его образ; но если мы пожелаем, то узрим и гораздо лучший образ. Если мы с упованием проведем настоящую жизнь, то увидим Его на облаках, встретив в бессмертном и нетленном теле. Смотри, с каким благоразумием Спаситель отсылает народ, чтобы не устрашить. Он не сказал: удалитесь; но повелел переплыть на ту сторону, обнадеживая, что и Он непременно придет туда.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 19.
Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел
Но тогда как народ показал столько любви к Христу и с таким усердием следовал за Ним, один раб богатства и весьма надменный человек подошел к Нему и сказал: Учитель! я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел (Мф 8:19). Видишь ли, какова гордость?
Почитая недостойным считать себя между простым народом, но, показывая, что он гораздо выше черни, с такими мыслями приступает к Иисусу. Таковы уже иудейские нравы; они обычно исполнены неблаговременного дерзновения. Точно также впоследствии и некто другой, когда все молчали, сам, приступив, сказал: какая первая заповедь (Мф 22:36)? Впрочем, Господь не осудил его за неуместную дерзость, научая нас тому, что бы мы терпели и таковых.
Потому-то Он не обличает явно тех, которые имели злые намерения, но Свои ответы направляет против их мысли, предоставляя им одним видеть обличение, и доставляя им двоякую пользу: во-первых, тем, что показывал в Себе знание сокровенного в совести; во-вторых, тем, что не смотря на такое сердцеведение, попускал скрывать свои намерения, и давал возможность исправиться, если только захотят. Таким точно образом поступил Он и с приступившим к Нему теперь.
Последний, видя многие знамения, и то, что многие ими были привлекаемы к Иисусу, надеялся обогатиться от таковых чудес, почему и поспешил заявить о своем желании следовать за Ним. Но из чего это известно? Из ответа, который дает Христос, сообразуясь не со словами вопроса, но с мыслью.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 20.
И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову
Что же, – говорит ему Христос, – ты надеешься, следуя за Мной, собирать деньги? Не видишь ли, что у Меня нет жилища даже и такого, какое имеют птицы? «Лисицы», говорит Он, «имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20).
Впрочем, это сказал Он не для того, чтобы отдалить его от Себя, но чтобы обличить его худое намерение и доставить случай следовать за Собой с таковой надеждой, если захочет. А чтобы узнать тебе его лукавство, смотри, что он делает. Услышав слова Христовы и будучи обличен, он не сказал: готов последовать.
Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя явно не обличал Он, но ответом показывал мысль к Нему приходивших. Так и тому, который говорил: Учитель благий (Мф 19:16) и этой лестью думал расположить Его к себе, Он, имея ввиду его намерение, отвечал: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мф 19:17).
И когда говорили Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои ищут Тебя (Мф 12:47) (так как последние еще имели в себе нечто человеческое, и желали не услышать что-нибудь полезное, но показать, что они близки к Нему, и тем тщеславиться), послушай, что говорит: кто Матерь Моя? и кто братья Мои (Мф 12:48)?
И опять самим братьям Своим, которые говорили Ему: яви Себя миру (Ин 7:4), и желали через то приобрети себе тщетную славу, сказал: Мое время еще не настало, а для вас всегда время (Ин 7:6). То же самое делает и с противной стороны. Так о Нафанаиле говорит: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин 1:47). И опять: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите (Мф 11:4).
И здесь Он дал ответ не на слова, но на мысль пославшего. Подобным образом, и к народу говорит сообразно с его внутренним расположением: что смотреть ходили вы в пустыню (Лк 7:24)? Так как народ, вероятно, думал об Иоанне, как о простом и обыкновенном человеке, то, исправляя такое его мнение, говорит: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? человека ли, одетого в мягкие одежды (Лк 7:24)–25)? – показывая через то и другое, что он и сам в себе тверд, и не может быть расслаблен никакими удовольствиями. Так точно и здесь Христос дает ответ, сообразный с мыслью говорившего. Приметь, какую кротость показывает Он и в настоящем случае. Он не сказал: хотя Я имею, однако презираю; но сказал: не имею. Видишь ли, сколь великую Он имел осмотрительность и вместе снисходительность?
Ел ли Он когда, пил ли, или казался делающим что-либо несогласно с Иоанном, – Он делал и это для спасения иудеев, или лучше, для спасения целой вселенной, и, вместе, заграждая уста еретиков, и сильно желал привлечь к Себе бывших тогда при Нем.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 21.
Ст. 21-22 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов
Другой же некто, продолжает евангелист, сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего (Мф 8:21).Видишь ли различие? Тот бесстыдно говорит: я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел; а этот, даже испрашивая позволение на благочестивое дело, говорит: позволь мне. Впрочем, Христос не позволил, а сказал: иди за Мной, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф 8:22).
Спаситель везде обращал внимание на намерение. Но почему, скажет кто-либо, не позволил? Потому что и без него было кому исполнить то дело, и умерший не остался бы без погребения; между тем ученику не должно было удаляться от дела более необходимого. Сказав же: своих мертвецов, показывает, что мертвец не Его. Умерший, по моему мнению, был из неверующих. Если же ты удивляешься юноше в том, что он спрашивал Иисуса о столь необходимом деле и не удалился самовольно, то тем более подивись тому, что он остался при Иисусе и тогда, когда получил запрещение. Но скажет кто-либо: не быть при погребении отца не было ли знаком крайней неблагодарности? Если бы он сделал это по лености, то оказал бы неблагодарность; но если сделал это для того, чтобы не прервать необходимейшего дела, то в таком случае удалиться было бы знаком величайшего неразумия.
Конечно, Иисус запретил ему не потому, чтобы повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас необходимее небесного, и что с великим тщанием должно стараться о небесных благах и не забывать о них даже на самый краткий срок, хотя бы отвлекали от того самые нужные и неминуемые дела. В самом деле, что может быть необходимее погребения отца и что легче? На это потребно было немного времени. Если же и настолько времени, сколько нужно для погребения отца, не безопасно оставлять духовные предметы, то представь, чего будем достойны мы, которые всегда оставляем дела христианские и самое маловажное предпочитаем необходимому, и без всякого побуждения предаемся нерадению.
Далее, мудрости учения Спасителя должно удивляться и потому, что Он сильно привлек к Себе юношу словом и, вместе с тем, освободил его от бесчисленного множества зол, как-то: от рыданий, плача и всего отсюда происходящего. Действительно, после погребения нужно было рассматривать завещания, заниматься разделом наследства и всем прочим, что происходит в таких случаях, – и, таким образом, волна за волной, унося его все дальше, весьма далеко увлекли бы от пристанища истины.
Потому-то Христос влечет и прикрепляет его к Себе. Если же ты еще удивляешься и смущаешься тем, что ему не было дозволено находиться при погребении отца, то вообрази, что многие не дают знать малодушным о смерти их ближних и не допускают быть при гробе, хотя бы умер отец, или мать, или сын, или другой кто-либо из родственников, и мы за это не обвиняем их в жестокости и бесчеловечии – и весьма справедливо. Напротив, допускать малодушных предаваться плачу – было бы делом жестокости.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 22.
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов
См. Толкование (Мф 8:21)
- 23.
И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его
Лука, не входя в исследование порядка времен, говорит так: в один день Он вошел с учениками Своими в лодку (Лк 8:22). Точно так же говорит и Марк.
Но Матфей поступает не так: он соблюдает здесь и самый порядок происшествий. Не все евангелисты обо всем писали одинаково, – о чем и прежде говорил я, чтобы кто-нибудь из опущения не заключил, что между евангелистами есть разногласие.
Итак, Христос послал прежде народ, а учеников взял с Собой, как они свидетельствуют о том; взял же их не без цели и не без намерения, но для того, чтобы сделать их зрителями чуда, имеющего совершиться. Он, как некий наилучший наставник детей, поучал их тому, чтобы они с одной стороны были бесстрашны среди бедствий, а с другой – смирялись среди почестей. Чтобы они не превозносились тем, что Спаситель, отослав прочих, удержал их при Себе, – для достижения этой цели и вместе для приучения их к мужественному перенесению искушений, попустил им обуреваться волнами.
Хотя, конечно, велики были и прежние чудеса, но настоящее чудо и заключало в себе немалое назидание, и было знамением, подобным древнему. Потому Спаситель и берет с Собой одних только учеников. Где совершались одни только чудеса, там дозволял Христос быть и народу; но где предстояли искушения и ужасы, там Он брал с Собой одних только подвижников вселенной, которых Он хотел обучить.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 24.
И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал
Далее, Матфей говорит просто, что Иисус спал; а Лука говорит, что Он спал на возглавии, показывая через то Свое смирение, и поучая нас великой мудрости.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 25.
Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем
Итак, когда поднялась буря и море сильно волновалось, ученики будят Его, говоря: Господи! спаси нас, погибаем (Мф 8:25). Спаситель, прежде чем усмирить море, обратился к ним с обличением.
Буря, как сказал я, попущена была для научения учеников; это было образом имеющих постигнуть их искушений, так как и после того Спаситель часто попускал им впадать в жесточайшие бедствия, и через то укреплял дух их. Потому и Павел говорил: мы не хотим оставить вас, братья, в неведении, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых (2Кор 1:8).
И далее опять говорит: Который избавил нас от столь близкой смерти (2Кор 1:10). Итак, Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди сильнейшего обуревания волн, что Он все устраивает во благое. Так и самое смущение их принесло им пользу, поскольку чудо представилось им гораздо важнейшим, и происшествие навсегда сохранилось в их памяти. Когда Бог имеет намерение совершить что-нибудь чудесное, то сначала предустраивает многое для утверждения его в памяти людей, чтобы они не забывали совершенного Им чуда.
…Поэтому Он и спит, давая им время испытать страх и заставляя их сильнее почувствовать происходящее… Он попускает бурю, чтобы через спасение они сильнее почувствовали Его благодеяние.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 26.
И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина
Спаситель совершает чудо и не в присутствии народа, чтобы не обвинили учеников в маловерии; но, взявши их с Собой одних, исправляет, и прежде укрощения волнения вод, укрощает волнение душ их, укоряя их такими словами: что вы так боязливы, маловерные? и вместе научая, что не нашествие искушений, но слабость духа производит страх.
А если кто скажет, что ученики не по страху и не по маловерию приступили к Иисусу и разбудили Его, то я скажу, что это-то самое особенно и было доказательством ненадлежащего их о Нем мнения.
Они были уверены в том, что Он, встав, может укротить бурю; но что может сделать это и во время сна – в этом не были уверены. И что удивляться несовершенству их в настоящем случае, когда они и после многих других чудес еще оставались весьма несовершенными?
Потому-то Христос часто и укоряет их; так, например, когда говорит: неужели и вы еще не разумеете (Мф 15:16)? Итак, не удивляйся, если народ не имел о Нем высокого понятия, когда и сами ученики пребывали несовершенными.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 27.
Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему
Удивляясь, говорит евангелист, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему (Мф 8:27)? Впрочем, Христос не обличил их в том, что Его называли человеком; но ждал, до времени вразумляя их чудесами, что такое их мнение о Нем ошибочно. Отчего же почитали Его человеком? Оттого, что Он имел образ человеческий, спал и был на корабле. Поэтому-то они в недоумении и говорили: кто это? Тогда как сон и внешний вид показывали в Нем человека, – море и тишина являли в Нем Бога.
Хотя и Моисей сотворил некогда подобное же чудо, однако, и здесь открывается преимущество Христа, потому что Моисей чудодействовал как раб, а Христос – как Господь. Христос не простирал жезла, подобно Моисею, не воздевал рук к небу, не имел нужды в молитве; но, как Господь, повелевающий рабу и Творец твари, единым словом и повелением Он укротил и усмирил море, и буря тотчас совершенно утихла, так что не осталось никакого и следа волнения. Евангелист изобразил это так: и сделалась великая тишина.
И что было сказано о величии Отца Его, то Он опять явил в делах Своих. Что же было сказано об Отце? Скажет, – говорит пророк, – и восстанет бурный ветер (Пс 106:25). Так и здесь говорится: сказал – и сделалась великая тишина.
Потому-то особенно и удивлялись Ему люди; между тем они не удивились бы, когда бы Он поступил подобно Моисею. После того, как Христос удалился от моря, последовало другое, страшнейшее чудо.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 28.
Ст. 28-29 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас
Беснующиеся, как злые беглецы, увидев Господа, говорили: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф 8:29). Тогда как народ почитал Его человеком, бесы пришли исповедать божество Его, и те, которые оставались глухими при возмущении и укрощении моря, услышали демонов, взывавших о том, о чем возвещало море своей тишиной. Потом, чтобы слова их не показались лестью, они самым опытом доказывают их истину: пришел Ты сюда, вопияли они, прежде времени мучить нас. Потому-то, прежде всего, они и сознаются в своей вражде, чтобы их прошение не подверглось подозрению.
Действительно, будучи пронзаемы, воспламеняемы и претерпевая нестерпимые мучения от одного только присутствия Христова, они невидимо подвергались истязаниям и обуревались сильнее моря. Тогда как никто не осмелился приблизиться к ним? Христос сам подходит к ним. По свидетельству Матфея, они сказали: Ты сюда прежде времени мучить нас.
Другие же к этому присовокупили и то, что бесы умоляли Его и заклинали не ввергать их в бездну. Они думали, что уже настало время их наказания, и боялись, как бы уже имеющие подвергнуться мучению. То, что Лука упоминает об одном беснующемся, тогда как Матфей говорит о двух, не показывает между ними разногласия.
Разногласие между ними оказывалось бы только тогда, когда бы Лука сказал, что один только был беснующийся, а другого не было. Когда же один говорит об одном, а другой о двух, то это не есть признак противоречия, а показывает только различный образ повествования. И мне кажется, что Лука упомянул о том только, который был лютейшим из них, почему и бедствие его представляет более плачевным, говоря, например, что он, расторгая узы и оковы, блуждал по пустыне; а Марк свидетельствует, что он еще бился о камни.
Да и самые слова их достаточным образом обнаруживают их лютость и бесстыдство, потому что они говорили: Ты сюда прежде времени мучить нас. Они не могли сказать, что не согрешили; но просят Его не подвергать их наказанию прежде времени. Так как Спаситель нашел их делающими нестерпимые лютости и злодеяния, и всяким образом обезображивающими и мучащими Его творение, то бесы и думали, что Он, по причине чрезмерных их злодеяний, не будет отлагать времени наказания. Потому-то они просили и умоляли Его.
Таким образом, те, которых не могли удержать и узы железные, приходят связанные; те, которые бегали по горам, выходят на поле; те, которые другим преграждали путь, останавливаются, увидев преграждающего им самим путь.
Но почему они любили жить в гробах? Потому, что им хотелось во многих посеять пагубное учение, то есть, что души умерших превращаются в бесов, чего никогда не должно даже и в уме представлять.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 29.
И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас
См. Толкование на (Мф 8:28)
- 30.
Вдали же от них паслось большое стадо свиней
См. Толкование (Мф 8:31)
- 31.
И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней
Но, может быть, кто спросит: для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? Я скажу на это то, что Он сделал так не потому, чтобы убежден был ими, но по многим премудрым целям.
Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им этими злоумышленниками; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божьего.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 32.
Ст. 32-33 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми
Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с одержимыми ими людьми, которых они таскали и влачили по пустыням, если бы провидение Божье, и при самом жестоком мучении, не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления.
Отсюда ясно, что нет ни одного человека, о котором бы не промышлял Бог.
Если же Он и не обо всех печется одинаковым образом, то и это есть величайший знак Его промысла. Бог являет промысел Свой сообразно с пользой каждого. Сверх же сказанного, мы научаемся отсюда еще и тому, что Бог промышляет не только о всех вообще, но и о каждом человеке в частности, – что показал Господь и в отношении к ученикам Своим, сказав: у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф 10:30).
Тоже самое всякий ясно может видеть и из примера этих бесноватых, которые давно были бы уже задушены, если бы не были свыше сохраняемы великим попечением. По этим-то причинам Спаситель и позволил бесам войти в стадо свиное, чтобы и жители тех стран познали Его всемогущество. Где известно было имя Его, там Он не очень много показывал Себя; но где никто не знал Его и все пребывали в бесчувствии, там Он совершал славные чудеса, чтобы привлечь их к познанию Своего божества.
Но для чего демоны погубили свиней? Бесы постоянно стараются привести людей в отчаяние, и всегда радуются их гибели. Так дьявол поступил и с Иовом.
Хотя и здесь позволил Бог, но позволил не потому, что был убежден дьяволом, а для того, чтобы еще более прославить раба Своего, отнять у дьявола всякий предлог к бесстыдству, и обратить на его же главу его поступки с праведником. Так и в настоящем случае случилось противное их желанию. И могущество Христа торжественно проповедано было, и злоба демонов, от которой освободил Он одержимых ими, яснее обнаружилась, и открылось то, что они без попущения Бога всяческих не могут прикасаться даже и к свиньям.
Никому нимало не возбраняется разуметь эту историю в таинственном смысле. Хотя это и история, но следует знать, что люди, уподобляющиеся свиньям, легко уловляются действием бесов, и страждущие от них часто могут побеждать их, если только они люди. Но когда совершенно уподобятся свиньям, тогда не только бывают одержимы бесами, но и низвергаются в бездну. Сверх того, чтобы кто-нибудь происшествия этого не назвал басней, но чтобы совершенно поверил исшествию бесов, для этого оно доказывается погибелью свиней.
Беседы на Евангелие от Матфея.
- 33.
Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми
См. Толкование (Мф 8:34)
- 34.
И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их
А что жители того города находились в бесчувствии, это видно из конца происшествия. Им надлежало бы поклониться Христу и удивиться Его могуществу; а они отсылали Его и просили отойти от пределов их (Мф 8:34).
Заметь кротость Иисуса Христа, соединенную с могуществом! Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными Его учения, дав им наставниками освобожденных от демонов и – пасших свиней, чтобы узнали от них обо всем случившемся, а сам, удалившись, оставил их в великом страхе. Действительно, великая потеря распространяла слух о случившемся, и событие это занимало их ум. Отовсюду неслись слухи о необыкновенном чуде и от исцелившихся, и от хозяев потопленных свиней, и от пастухов их.
И ныне можно видеть такие происшествия, и множество бесноватых, живущих в гробах, которых ничто не удерживает от неистовства: ни железа, ни оковы, ни множество народа, ни увещание, ни убеждение, ни страх, ни угрозы и ничто другое подобное.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > От Матфея святое благовествование > Глава 8
Глава 8
1-2.«Прокаженный»: из всех болезней на востоке, о каких упоминается в Библии, проказа – самая отвратительная и страшная болезнь. Обнаруживается она на теле первоначально пятнами, подобными пятнам лишайным. Таковые пятна появляются постепенно: сначала, по большей части, на лице, около носа и глаз, потом, мало-помалу, распространяется и на другие части тела, и, наконец, все тело покрывается струпьями. Три рода проказы, различающиеся цветом пятен и струпьев: проказа белая, красная и черная. Общие обнаружения ее, кроме пятен и струпьев: лицо распухает, нос высыхает, заостряется, обоняние пропадает, глаза делаются слезоточивыми, роговая оболочка их тускнеет, голос сипнет, волосы выпадают; далее, кожа делается бугроватой, серовато-белой, бесчувствственной, растрескивается, образуются дурнокачественные язвы, десны напухают и из распухшего обезображенного рта течет зловонная слюна; составы, руки, ноги теряют способность свободного движения; тело совершенно дряхлеет, принимает отвратительный вид. Иногда язва начинается с оконечностей; у несчастного постепенно отпадают ногти, пальцы, составы рук и ног, доколе болезнь, поразив существенные жизненные части организма, не прекращает жалкого существования несчастного. Эта язва, по-видимому, только внешняя, на самом деле глубоко проникает в кости, их мозг и составы телесные. Есть основание думать, что у детей проказа остается иногда скрытною в организме до известного возраста (как у нас золотуха), пока пятна на коже не покажут, что она действует в организме. Прокаженный от рождения может 30, 40, 50 лет влачить бедственную жизнь свою, медленными шагами приближаясь к разрушению. Болезнь эта имеет заразительный характер и наследственна до третьего и четвертого рода. Моисей дал точные и подробные наставления относительно этой болезни и больных ею (Лев. гл. 13). В избежание заразительности, больных проказою удаляли от сообщества других; священник должен был исследовать болезнь и делать нужные распоряжения. – «Кланяясь Ему»: в знак своего почтения и благоговения к Нему и выражая свое смирение, просьбу и надежду, – сказал – «если хочешь…» Это – выражение великой веры в Иисуса Христа, как чудотворца, исповедание того, что исцеление совершенно зависит от воли его (ср. Злат., Феофил.). Так и всякий христианин должен иметь уверенность, что в воле Господа спасти его. – «Очистить»: от струпьев, т.е. совершенно исцелить от болезни.
3.«Коснулся его»: прикоснувшийся к прокаженному, по закону Моисееву, сам считался нечистым (Лев. 13:3). Прикоснувшись к прокаженному, Господь показал, что Он не связан законом, но что Он, напротив, Господь его, что для чистого нет ничего нечистого (Феофил.), что Он не только хочет исцелить прокаженного, но уже исцелил (тотчас) и прикасается к нему, как бы к чистому. – «Хощу»: это показывает, что в Его воле исцелить, что Он полновластный Господь всяких болезней, что Он собственною Божественною силою исцеляет их.
4.«Никому не сказывай»: повеление это имело силу вероятно до того времени, пока исцеленный не исполнил требований закона для очищенного от проказы; он должен был «прежде всего», не разглашая о своем исцелении, отправиться в Иерусалим к священнику – исполнить законное. Или же «Христос для того прокаженному повелел никому не сказывать, дабы через сие предотвратить от тщеславия и любочестия» (Злат. и Феофил.); или, по смирению Своему, во исполнение пророчества (ср. Мф. 12:16 и прим.). Может быть также, что Господь при сем не хотел, чтобы разглашением чуда преждевременно раздражались ложные и мечтательные представления народа о царстве Мессии, доколе не выяснятся и не распространятся в народе более здравые понятия о сем царстве. – «Покажи себя священнику», который по закону должен был освидетельствовать проказу и делать соответственные распоряжения (Лев. 13:14 и д.). – «Принеси дар, какой повелел Моисей»: дар этот или жертва от исцеленного от проказы состоял из двух живых птиц, – из коих одну закалали, а другую пускали в поле, – и из двух агнцев однолетних без порока и таковой же агницы; или же, если освободившийся от проказы беден, из одного агнца и двух горлиц или двух молодых голубей. Обряд очищения подробно описан в 14 главе книги Левит. – «Во свидетельство им»: свидетельство священника было необходимо для того, чтобы исцеленный мог быть принят в общество и пользоваться всеми правами и общественными, и религиозными. Как скоро это было сделано, чудо исцеления было доказано перед всем народом; как скоро священник признал его исцеленным, народ мог свидетельствовать, что он чудесно был исцелен Иисусом Христом, и для народа признание священника было свидетельством, что болезнь действительно исцелена. «Во свидетельство им» – и в том смысле, что Господь не разрушает закона, но исполняет оный» (Злат., Феофил., Евф. Зигаб.); «когда Меня станут обвинять как нарушителя закона, ты будешь свидетельствовать против сего, потому что приказываю тебе принести, что предписывается законом» (Феофил.). 5-6.«Капернаум»: ср. прим. к Мф. 4:13. – «Сотник»: начальник сотни солдат римского гарнизона, каковые гарнизоны стояли стражей в некоторых городах Иудеи, подвластной тогда римлянам. Он был язычник по рождению (ср. ст. 10), но, вероятно, внутренне был расположен к иудейству и иудеям (ср. Лк. 7:3 и дал.), почему и обращал особенное внимание на необычайные дела Иисусовы и расположен был к вере в Него, с каковой верою он обратился ко Христу, прося об исцелении раба своего. – «Лежит в расслаблении»: ср. прим. к Мф. 4:24. Род расслабления не обозначен. Кажется, болезнь была очень сильна, может быть одна из тех каталепсий, обычных в жарких странах, с сильными спазмами, которые, являясь вдруг, угрожают жизни опасностью («жестоко страдает»). «Сотник не принес слуги на одре, веруя, что Христос может исцелить его и заочно» (Феофил.). 7.«Я приду и исцелю его»: Господь видел веру сотника, хотя она прямо и не высказана им, а потому, и для обнаружения сей его внутренней веры, так решительно выразил намерение исцелить слугу. В других случаях, Он требовал предварительно исцелению исповедания веры; здесь Он уже видел ее, и готовностью исполнить просьбу сотника еще более вызвал исповедание этой веры его.
8-9.«Я недостоин… скажи только слово»: первое выражение обнаруживает великое смирение сотника и показывает, что он сознавал свою духовную бедность и как человек, и как язычник. Это сознание раскрыло перед ним неизмеримое расстояние между ним и Иисусом и недостоинство его – принять Сына Божия в дом свой. Выражение: «скажи только слово» – указывает в сотнике твердую веру в Господа, как чудотворца, для которого довольно произнести одно слово, чтобы сделалось так, как Ему угодно. – «Подвластный человек и пр.»: «от собственной подвластности показывает, что и одним словом (Иисус) может» (исцелить слугу) (Зигаб.). Сотник полагает, что если он, точно исполняя распоряжения начальства, и сам распоряжается подвластными себе по своей воле, и они не могут не слушаться его распоряжений: то тем более Иисусу, всесильному чудотворцу, стоит только сказать слово, и болезнь должна повиноваться ему, должна оставить его слугу. Древние римляне и греки нередко олицетворяли болезни (а равно и смерть), считая их как бы живыми существами, вселяющимися в человека и производящими такое или другое расстройство в организме. Может быть и сотник так представлял и думал, что одному слову Господа Иисуса должна повиноваться болезнь его слуги и отойти от него (ср. Злат. и Феофил.).
10-12.«И в Израиле не нашел Я такой веры»: Израиль – имя, данное патриарху Иакову богоборцу (Быт. 32:28-29). От него иудеи и евреи назывались израильтянами, или просто Израилем, и носили это имя до времен разделения царства иудейского на два, после Соломона; с тех пор израильтянами стали называться по преимуществу 10-ть отделившихся колен, вероятно потому, что они составляли большую часть еврейского народа. После плена вавилонского это название опять усвояемо было всем евреям без различия (ср. Мф. 10:6. Деян. 7:42. Евр. 8:8). Смысл изречения: Я не нашел примера такой веры даже между иудеями, «которые имели свидетельства писаний о Мне» (Евф. Зигаб.). – «Многие придут с востока и запада»: Господь воспользовался этим случаем, чтобы провозгласить всеобщность новоустрояемого царства своего, вопреки предрассудкам иудеев, полагавших, что царство Мессии откроется собственно только для них и тех из язычников, которые примут их религию, тогда как все остальные будут осуждены и порабощены им, евреям. Господь говорит, что многие из язычников будут приняты в царство Мессии. – «С востока и запада»: из отдаленных стран всего света, так как восток и запад, по библейскому словоупотреблению, означают целый свет с отдаленными его странами (Ис. 45:6. Мал. 1:11). – «И возлягут с Авраамом» и пр.: Царство Небесное представляется под образом пира, на котором древние восточные народы не сидели, а возлежали; представляется, что на таком пире язычники будут возлежать вместе с патриархами еврейского народа. У иудеев, современников Господа, было такое чувственное представление о царстве Мессии. Иисус Христос, без сомнения, не разделял этого представления со своими современниками в его чувственном виде и смысле, но пользовался им, как образом или символом для изображения высокой духовной идеи об этом царстве (ср. Мф. 26:29. Лк. 13:28. Лк. 14:15, ср. Мф. 20:30. Апок. 19:9. 1Кор. 15:50). Смысл этого образного изречения тот, что многие имеющие уверовать во Христа из язычников, достигнут спасения и блаженства в царстве Мессии, в общении с патриархами и святыми народа еврейского. – «Сыны царства»: иудеи, поколику они, как избранный народ, народ завета, имели преимущественное перед язычниками право на участие в царстве Мессии (ср. Ин. 4:22. Рим. 9:4-5, Рим. 11:16 и дал.). – «Извержены будут во тьму внешнюю и пр.»: образ будущих мучений для тех, кто не удостоится получить блаженство в царстве Христовом. Образ взят от того же образа пира или вечери, как они происходят на востоке, особенно в холодные вечера. Холод и окружающая темнота – противоположность светлой и теплой комнате, где происходила вечеря. Гостей чем-либо виновных выводили из комнаты вечери и заставляли оставаться в темноте и холоде в то время, когда другие в тепле и свете веселились, что для первых, конечно, было крайне неприятно; представляется, что они плачут и скрежещут зубами от досады и холода. Эта тьма кромешная или внешняя, т.е. находящаяся вне (кроме) комнаты пира, плач и скрежет зубовный лишившихся веселья этого пира, и представляются образом вечных мук грешников во аде. 13.«И выздоровел слуга его в тот час»: в который Господь изрек слова сии, слуга выздоровел, и именно от вдали произнесенных Иисусом Христом слов, имеющих в себе Божественную творческую силу.
14-15.«Дом Петров»: Петр был родом из Вифсаиды Галилейской (Ин. 1:44), но в Капернаум вероятно переселился и имел там свой дом вместе с братом своим Андреем. – «Тещу его»: и из послания к Корфинянам видно, что Апостол Петр находился в супружестве (1Кор. 9:5). Так, супружество не было помехою проходить самое высшее служение в церкви, служение Апостольское (ср. Феофил.). – «И служила им»: при столе (ср. Ин. 12:2. Лк. 10:40). 16-17.Молва о чудесах Иисуса Христа привлекла к Нему множество народа, и вечером к Нему принесли множество больных. Он исцелил их одним словом, что показывает и Его благость, и Его божественное могущество. – «Бесноватых»: см. прим. к Мф. 4:24. – «Да сбудется реченное» и пр.: это изгнание бесов и чудотворные исцеления, равно как и другие подобные, были давно еще предсказаны Богом через пророка Исаию. Место приведено из 53-й главы его книги (ст. 4). В сей главе пророк Исаия с ясностью очевидца-евангелиста изображает искупительные страдания Мессии за род человеческий. В своей смерти Мессия взял на себя грехи всех людей и, как следствия грехов, – все немощи и болезни людей, и один за всех удовлетворил правде Божией за грехи всех людей. Евангелист же в словах пророка открывает сверх сего еще и тот смысл, что Мессия – Иисус, врачуя больных и немощных, тем самым снимал с них болезни и немощи и брал их как бы на свои рамена. Слово, переведенное словом – «немощи», у пророка Исаии и евангелиста означает собственно болезни телесные. «Взять» эти немощи означает собственно снять их с немоществующих, уничтожить их, что Господь и исполнил своими чудотворениями, врачуя всякие болезни. Слово, переведенное словом – «болезни», означает собственно болезни – мучения духа. «Понести» эти болезни значит облегчить эти страдания, уничтожить их, успокоив и умиротворив душу, что соделал Господь Своим учением, своими заповедями, своим примером и своим вообще всемогущим влиянием на души людей. 18.«На другую сторону»: от Капернаума, лежавшего на западной стороне Генисаретского озера, следовательно на восточную сторону. Он хотел, как видно, удалиться от множества народа в уединенное место, может быть, для молитвы, как Он имел это в обычае (ср. Мк. 1:35), «или для того, чтобы научить нас скромности, укротить иудейскую зависть и убедить нас ничего не делать из тщеславия» (Злат.). 19-20.«Книжник»: см. прим. к Мф. 2:4. – «Один» некто из книжников. – «Я пойду за Тобою» и пр.: буду Твоим учеником в ближайшем, тесном значении слова (ср. Мф. 4:19-22). Может быть, он был одним из учеников Христовых в обширном смысле слова, одним из Его последователей, на что, по-видимому, указывают слова следующего стиха: «другой из учеников Его». Как ни превратны были взгляды и нравы книжников и фарисеев, но были, как видно, между ними и люди с добрыми чувствами, которые удивлялись учению и действиям Господа, искренно привязывались к Нему и желали быть Его учениками; но, может быть, в душе их крылись иногда и корыстные побуждения – следовать за Господом (ср. Злат., Феофил.), почему Господь и отклонял их от сего, как отклонил и упоминаемого здесь книжника. – «Сын Человеческий»: смиренное название, которым особенно любил именовать Себя Господь. Сын Человеческий значит то же, что человек вообще (Пс. 8:5. Иез. 2:1, 3. Иез. 3:1, 3 и др.). Могущий разуметь, впрочем, мог видеть в этом наименовании нечто высшее, чем просто – человек, нечто славное и великое, именно – достоинство и величие Мессии. Это название заимствовано собственно из книги пророка Даниила, где изображается видение, бывшее этому пророку (Дан. 7:13), как на облаках небесных шел «подобный сыну человеческому и пришел пред Вечного, и дана была ему честь и власть и царство, и все народы, племена и поколения стали служить Ему, владычество Его – владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не исчезнет». Очевидно из этого описания, что в нем изображается Мессия, Которому дано царство и владычество вечное от Бога. В пророчестве Мессия назван не прямо Сыном Человеческим, но подобным Сыну человеческому. И о Христе Апостол говорит, что Он, будучи образом Божиим, сделался «подобным человекам и по виду стал как человек» (Флп. 2:7); ибо, хотя Он был истинным человеком, но не как обыкновенный человек, отличался от всех людей, поелику не имел греха. Таким образом, название – «Сын Человеческий» означает Мессию. Господь особенно любил Себя называть так, может быть, для того, чтобы показать свое братство с людьми, свою особенную близость к ним. Как название – Сын Божий в приложении к Иисусу Христу означает Его единство с Богом Отцом, так и название – Сын Человеческий означает Его единство с людьми по человеческой природе, и Он, обращаясь среди людей, посему часто именует Себя так. – «Не имеет, где голову приклонить»: не имеет места, которое бы мог назвать Своим собственным, хотя как Бог всем обладает. Указывает, вероятно, на образ Своей жизни страннической, так как ради проповеди Он постоянно переменял места. 21-22.«Из учеников»: в обширном смысле слова. – «Прежде»: чем последую за Тобою неотступно и постоянно, т.е. прежде чем сделаюсь постоянным, неразлучным с Тобою, учеником Твоим. – «Похоронить отца»: у евреев было в обычае хоронить мертвых в самый день смерти (Деян. 5:6 и дал.) и было священною обязанностью для детей находиться при похоронах своих родителей (Быт. гл. 25, Тов. 4:3). – «Иди за Мной»: будь Моим учеником (Мф. 4:19-22). – «Предоставь мертвым» и пр. Два раза употребленное слово «мертвый» имеет здесь два разных значения: на первом месте поставленное означает мертвых «духовно», на втором – мертвых в собственном смысле, «телесно» умерших. Иудеи употребляли слово «мертвый» в приложении к человеку, который безразлично относится к какому-либо предмету, или лучше, на которого известный предмет не имел влияния. Так быть мертвым для мира, для закона (Рим. 7:4), для греха (Рим. 6:11) означает, что мир, закон, грех не имеют влияния на человека, не имеют власти над ним, что он свободен в отношении к ним, действует так, как будто бы их не было. Труп в могиле не чувствителен ни к радостям, ни к горестям житейским. Так бывают люди мертвые и для религии, не понимая ни красоты, ни блага, ни истины ее, будучи глухи к голосу ее; мертвые религиозно или духовно – те, в которых нет религии; в этом смысле мертвыми называются и грешники, в которых религия не действенна; «душа во зле сущая мертва» (Ориг.). Таковы были и те, о которых говорит здесь Спаситель. Оставь мертвых, которые глухи к Моему слову, к Моему делу, которые не понимают и не разумеют его, и которые мертвы по грехам своим (Еф. 2:1), предоставь им хоронить своих мертвецов; а ты, внявший слову жизни, Мною проповедываемому, иди за Мной, продолжай быть Моим учеником. Господь хотел сим, по-видимому не совсем понятным, запрещением отдать последний долг умершему отцу, или – испытать характер и преданность Себе этого ученика, так как истинная любовь ко Христу должна оставить ради Него и родных, и друзей (Мф. 10:37. Лк. 14:26), или – предостеречь и предохранить его от его родных, которые может быть пожелали бы его отвлечь от Христа, представлением ему семейного несчастия и удержать при доме, тогда как он нужен был Самому Господу для дела великого, для Его проповеди, оживляющей мертвых духовно. Может быть Господь видел, что заботы домашние, заботы житейские отвлекли бы совершенно этого ученика от дела Божия, как они нередко, отвлекают людей от искания «единого на потребу», а потому и не позволит ему отходить от Себя. Без сомнения, обязанность детей – повиноваться родителям, воздавать им почтение как при жизни, так и по смерти. Господь и не разрушает сей обязанности; Он поучает только, что ради Евангелия должно все оставлять, когда того требуют обстоятельства; «единое на потребу» должно быть прежде всего (ср. Феофил.). 23-27.«В лодку», приготовленную для отплытия из Капернаума на другую сторону Генисаретского озера (ст. 18). – «Ученики Его»: не Апостолы только, но вообще ученики, ближе стоявшие к Господу, чем множество народа (ст. 18), которых было вероятно много; ибо за Ним следовали и другие суда (Мк. 4:36), что, конечно, увеличивало впечатление от сотворенного Иисусом Христом чуда, о котором повествуется далее. – «Великое волнение»: таковые волнения нередко бывают внезапно на этом озере, окруженном горами с оврагами; ветер, вырываясь из-за гор, производит сильные бури, так что жизнь пловцов внезапно подвергается сильной опасности (Робинсон, Палест. III. 571). – «А Он спал»: на корме, на возглавии (Мк. 4:38). После трудов дневных (ибо это было вечером Мк. 4:35), Господь предался успокоению, несмотря на опасность, показывая своим ученикам, как и во время опасности тело может предаваться успокоению, когда совесть мирна и чиста. – «Спаси нас, погибаем»: это – выражение с одной стороны страха за свою жизнь, с другой – надежды на могущество Господа. С таким же страхом и надеждою и грешник, и каждый христианин должны прибегать к Спасителю, когда обдержит их буря грехов и бедствий. – «Что вы так боязливы, маловерные?» Вы не должны забывать, что Сын Божий с вами, что Он имеет силу сохранить вас, что с Ним вы всюду безопасны. Сим показывает вместе, что «не нашествие искушений, но слабость духа производит страх» (Злат.). «Не называйте их неверными, но маловерными, потому что, когда они сказали: «Господи, спаси нас», показали в сем веру, но слово – «погибаем» не было уже от веры» (Феофил.). – «Запретил ветрам и морю»: повелел ветру перестать; море унялось, и стала великая тишина, в противоположность великому волнению. – «Люди же»: те, которые плыли в других лодках, вместе с лодкою Господа Иисуса. – «Кто это»: что за всемогущее такое лицо, что повелевает стихиями и силами природы? Люди еще не знали, что это – Сам, давно ими ожидаемый Мессия. 28-29.«На другой берег»: (ср. ст. 18) Тивериадского или Генисаретского озера. – «В страну Гергесинскую»: Гергесса и Гераза был значительный город на юго-востоке от Генисаретского озера в Перее или заиорданской области. – «Бесноватые»: см. прим. к Мф. 4:24. – «Вышедшие из гробов»: гробницы у иудеев были обыкновенно вне городов и селений. Это были пещеры, иногда очень обширные, естественные и приспособленные, или нарочно вырытые в холмах и пригорках, и высеченные в скалах. Эти гробницы, по своему положению, в холмах и пригорках, в местах вообще более или менее уединенных, служили убежищем для людей, которым было тяжело людское сообщество, в роде сумасшедших и бесноватых, которым нравились такие убежища по самой своей мрачности, соответствующей их меланхолическому характеру, или тяжелому и мрачному настроению душевному. Таковые гробницы, по словам Иосифа Флавия, служили также убежищем для воров и разбойников, которых довольно бывало по временам в Палестине, особенно в гористых ее местностях. – «Что Тебе до нас»: что Ты хочешь делать с нами? Какое Тебе дело до нас? (2Цар. 16:10. 4Цар. 9:18. 1Езд. 4:3). – «Сын Божий» демоны узнают в Иисусе Христе Мессию Сына Божия и считают Его и врагом и повелителем своим (ст. 31), зная, что Он пришел разрушить дела их. – «Прежде времени»: т.е. прежде страшного суда Христова (Мф. 25:41). – «Мучить нас»: как слуг сатаны изгонять и ввергнуть в ад для мучения (ср. Лк. 16:23. Откр. 14:10, Откр. 20:10). Св. Писание учит, что злые духи в настоящем веке – до времени страшного суда не так связаны, как будут связаны тогда, после сего суда, и что до тех пор им попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения вместе со злыми людьми (2Пет. 2:4. Иуд. гл. 6). Духи знают это и как бы жалуются, что Христос преждевременно пришел мучить их, а потому и просят не посылать их в бездну (Лк. 8:31), т.е. в ад. По толкованию блаженного Феофилакта «мучением называют они непозволение им мучить людей, а выражение – «прежде времени» понимай так, что демоны думали, будто Христос, не терпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени казнить их, чего, впрочем, не случилось, ибо им предоставлено враждовать на нас до кончины века». 30-32.«Стадо свиней»: иудеям запрещено было держать свиней, как животных нечистых. Посему нужно полагать, что это стадо принадлежало не иудеям, а язычникам, жившим в одном городе с иудеями, каковых было не мало, особенно в Галилее и по ту сторону Иордана, т.е. в Перее, где находился и город Гергесса или Гераза; или, можно полагать, что эти животные были предметом торговли иудеев с язычниками, и потому иудеи, хотя вопреки запрещению держали их, но сами не употребляли в пищу. – «В стадо свиней»: в тела пасущихся свиней. Нечистые духи предчувствуют свое изгнание из обладаемых ими и просят позволения войти в животных в намерении «погублением свиней огорчить хозяев их, чтобы они не приняли Христа» (Феофил.). Просьба предполагает, что в одержимых много духов нечистых, а не два только, по одному в каждом. Ев. Лука говорит, что их в одном был легион (Лк. 8:30). – «Бросилось с крутизны в море»: из этих слов видно, что Господь был не в самом городе Гергессе или Геразе, а только в стране или округе Геразинском; был же Он, как видно, около самых берегов Генисаретского моря или озера. – «Погибло в воде»: нечистые духи, одержавшие бесноватых, производили в них, как особенную нравственную черту, свирепость (ст. 28); то же производили они и в нечистых животных, вследствие чего все стадо погибло.
33.«Пастухи же побежали»: без сомнения, они удивились силе и могуществу Господа и испугались. Если же они были иудеи, то, может быть, сознавая незаконность своего промысла, они видели в этом происшествии наказание Божие за нарушение запрещения и, может быть, боялись еще большего наказания. – «Пришедши в город»: разумеется не Гергесса или Гераза, которая была далеко от моря, а какой-то другой, бывший недалеко.
34.«Просили, чтобы Он отошел от пределов их»: пастухи рассказали в городе и об исцелении бесноватых, т.е. о чуде; несмотря на то народ просил Чудотворца удалиться от них. Они или испугались этой всемогущей силы и боялись, чтобы Господь еще чем-либо большим не наказал их, нежели лишением стада свиней, или так ослеплены были привязанностью к своим стяжаниям, что не хотели, чтобы лишивший их части стяжаний долее оставался с ними. И то, и другое, конечно, говорит не в пользу нравственности жителей этой страны, не хотевших видеть у себя Чудотворца – исцелителя бесноватых. «Познай из сего, что где свинская жизнь, там не живет Христос, а живут демоны» (Феофил.).



