< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 15

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-2 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

    Тогда - когда же это? После того, как Он сотворил бесчисленные знамения, после того, как исцелил недужных прикосновением к краю риз Его. Для того-то евангелист и означает время, чтобы показать крайнюю, ничем непреодолимую злобу книжников и фарисеев. Но что значат слова: иже от Иерусалима книжницы и фарисее? Книжники и фарисеи были рассеяны по всем коленам, и разделены на двенадцать частей; но те из них, которые жили в главном городе, были гораздо злее прочих, так как большею пользовались честью и более надмевались. Смотри же, как они и самым вопросом своим уловляются. Они не говорят: почему ученики Твои преступают закон Моисеев, но - почему нарушают предание старец? Отсюда видно, что священники много вводили нового, хотя Моисей под страхом великого наказания и со многими угрозами запрещал им что-либо прилагать к закону, или отнимать от него, говоря: да не приложите к словеси, еже аз заповедаю вам днесь, ниже да отъимете от него (Второз. IV, 2). И тем не менее они вводили новые постановления, каково было и то, что не должно есть неумытыми руками, что чаши и котлы надобно омывать и самим омываться. Тогда как иудейскому народу надлежало уже оставить прежние постановления, они навязывали ему еще более, опасаясь лишиться власти и желая, чтобы их тем более страшились, что они и сами законодатели. От этого дело дошло до такого нечестия, что их заповеди сохраняли, а Божии нарушали; и столь велика была власть их, что это не почиталось уже и преступлением. Потому на них и лежала двойная вина: и за то, что вводили новые постановления, и за то, что, оставляя без внимания Божии заповеди, тем более вступались за свои. Умалчивая о других постановлениях, достойных только смеха, - как-то, о омовении кувшинов и котлов, - они выставляют на вид то, что по-видимому более заслуживало внимания, желая, как мне кажется, привести чрез это Господа в гнев. Потому упоминали и о старцах, чтобы, в случае неуважения к ним, иметь предлог к обвинению Господа. Но сперва следует рассмотреть, почему ученики ели неумытыми руками? Итак, почему же они так поступали? Это они делали не с намерением, но потому, что презирали уже излишнее, и заботились об исполнении необходимого. Они не считали законом умываться, ни оставаться неумытыми, но поступали так, или иначе, как случалось. И могли ли они заботиться об этом, когда не заботились даже о самой пище, необходимой для них? И тогда как им часто случайно приходилось есть неумытыми руками, - как например, когда в пустыне принимали пищу, или когда рвали колосья, - пренебрегающие всегда великим и заботящиеся много о излишнем поставляют им это в вину.

  • 2.

    зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб

    См. Толкование на (Мф 15:1)

  • 3.

    Ст. 3-6 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим

    Что же Христос? Он не стал ни порицать, ни защищать поведения учеников, но на обвинение фарисеев и сам отвечал обвинением, унимая дерзость их и показывая, что согрешающий в великих делах не должен с такою заботливостью подмечать в других маловажные проступки. Вас бы надлежало подвергнуть обвинению, - говорит Он, - а вы сами обвиняете других. Заметь, что когда Он хочет какое-либо постановление отменить, то делает это в виде отповеди; так и теперь поступил. Он не тотчас обращается к учиненному проступку, и не говорит, что он ничего не значит, - иначе Он увеличил бы их дерзость; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид преступление гораздо важнейшее, и возлагая его на главу их. Он не говорит и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, чтобы не подать им случая к обвинению Себя; но и не охуждает поступок учеников, чтобы не подтвердить постановления. Равно не обвиняет и старцев, как людей законопреступных и порочных (иначе фарисеи отвратились бы от Него, как от ругателя и оскорбителя); но, все это оставив, избирает другой путь и, порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем сделавших самые постановления. Он не упоминает вовсе о старцах, но в обличении, направленном против одних, низлагает и других, и показывает, что они вдвойне грешат, не покоряясь Богу и угождая людям. Он как бы так говорит: обыкновение повиноваться старцам, оно-то и погубило вас. Правда, Он не говорит этого, но то же самое дает разуметь в следующем ответе: почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше? Бог бо заповеда: чти отца и матерь, и: иже злословит отца или матерь, смертию да умрет. Вы же глаголете: иже аще речет отцу или матери: дар, имже бы от мене пользовался еси; и да не почтит отца своего, или матере; и разористе заповедь Божию за предание ваше (ст. 3-6).

    Господь не сказал: за предание старцев, но - за предание ваше; также не сказал: старцы же глаголют, но - вы глаголете, смягчая тем Свою речь. Книжникам и фарисеям хотелось показать, что ученики Его нарушают закон; Христос, напротив, показывает, что они сами делают это, а ученики не подлежат обвинению. Постановление человеческое не есть закон (потому Он и называет его преданием), а особенно постановление людей беззаконных. Но так как предание, повелевающее умывать руки, не было противно закону, то Христос приводит другое, противное закону, именно следующее: фарисеи учили юношей, под видом благочестия, презирать отцов. Каким образом? Если кто из родителей говорил сыну: дай мне эту овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара; и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога - под предлогом обязанности к родителям. Впрочем Господь не прямо указывает на это, но сначала читает им закон, в котором показывает, что Бог строго требует почтения к родителям. Чти, говорит Он, отца твоего и матерь, да будеши долголетен на земли. И еще: иже злословит отца или матерь, смертию да умрет. Но, умолчав о награде, которая принадлежит почитающим родителей, Христос упоминает только о том, чего надобно страшиться, т. е. о наказании, которое угрожает непочитающим родителей, желая таковых устрашить, равно как и благонамеренных ободрить, указывая таким образом на настоящих виновников, достойных смерти. Если, говорит Он, непочтительные на словах наказываются, то тем более будете наказаны вы, непочтительные на деле, и не только сами так поступающие, но и других научающие тому же. Как же вы, которым и жить не подобало бы, обвиняете учеников? Что удивительного, если вы Меня, доселе неизвестного вам, так много оскорбляете, когда являетесь такими дерзкими и пред Отцом? Так Христос везде говорит и показывает, что из неуважения к Отцу и происходит такое безумное высокомерие их. Некоторые изъясняют иначе это выражение: дар, имже бы от мене пользовался еси, именно: я не обязан почитать тебя, и это мой дар тебе, если я стану тебя почитать [Смысл толкования таков: если я приношу тебе дар, то это зависит только от моей воли, это - дело моей милости, потому что этот самый дар я мог бы посвятить Богу]. Но Христос не о таком оскорблении упоминал здесь. Евангелист Марк выражает это яснее, говоря: корван, иже аще от мене пользовался еси (Марк 7:11), что не означает ни дара, ни одолжения, но собственно выражает приношение.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 4.

    Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет

    См. Толкование на (Мф 15:3)

  • 5.

    А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался

    См. Толкование на (Мф 15:3)

  • 6.

    тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим

    См. Толкование на (Мф 15:3)

  • 7.

    Ст. 7-9 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим

    Итак, показав, что пренебрегающие законом Божиим не должны обвинять тех, кто нарушает предание старцев, Он то же самое показывает и из слов пророка. По строгом обличении, Он простирает речь Свою далее, что и всегда делает, представляя в доказательство Писания, и тем показывая Свое согласие с Богом. Что же говорит пророк? Людие сии устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя, учаще учением, заповедем человеческим (Ис 29:13). Видишь ли, как пророчество совершенно согласно со словами И. Христа и как оно еще прежде возвещало злобу иудеев? Что Христос осудил ныне, о том еще прежде говорил Исаия, т. е., что иудеи заповеди Божии презирают. Всуе, говорит чтут Мя, а о Своих постановлениях прилагают великое старание: учаще учением, заповедем человеческим. Потому справедливо ученики и не соблюдают этих постановлений. Итак, нанесши иудеям смертельный удар и усилив обличение и делом, и собственным суждением, и словами пророка, Господь перестает говорить с ними, так как они не могли уже исправиться, но обращает речь Свою к народу, чтобы преподать ему высокое, великое и исполненное многого любомудрия учение. Пользуясь этим случаем, Он присовокупляет большее, и совсем уже отвергает постановления о пище. Но заметь, когда это? Когда прокаженного очистил, когда нарушил покой субботный, когда показал Себя царем земли и моря, когда установил закон, когда грехи отпустил, когда мертвых воскресил, когда представил многие доказательства Своей божественности: тогда начинает рассуждать и о пище.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня

    См. Толкование на (Мф 15:7)

  • 9.

    но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим

    См. Толкование на (Мф 15:7)

  • 10.

    Ст. 10-11 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека

    Все иудейство заключается в преданиях о подобных предметах. И если ты отвергнешь эти предания, то отвергнешь и все его. Таким образом Христос показывает, что и обрезание должно уничтожить. Впрочем, сам Он не внушает оставить этот обряд предпочтительно пред прочими, потому что заповедь об обрезании всех древнее прочих и более уважалась, но чрез учеников утверждает закон об его отмене. Обрезание так было важно, что и ученики, по прошествии уже многого времени желая отменить его, делают это после предварительного рассуждения. Но смотри, как Господь вводит закон: призвав народы, говорит евангелист, рече им: слышите и разумейте (Матф 15:10)! Не просто объявляет им этот закон, но почтительностью и снисходительностью располагает народ к принятию слов Своих (что показал евангелист в слове: призвав). Далее Он пользуется благоприятностью времени: начинает изрекать закон после того, как обличил фарисеев, одержал над ними победу и осудил их словами пророка, следовательно, когда народ удобнее мог принимать слова Его; и притом Он не просто призывает их, но и возбуждает их внимание. Разумейте, - говорит Он, - т. е. размыслите, обратите внимание ваше. Закон, который Я теперь намерен дать вам, достоин этого. Если фарисеи несвоевременно нарушили закон для сохранения своих преданий, и вы их слушали, то гораздо более должны слушать Меня, в надлежащее время поучающего вас высшему любомудрию. Впрочем, Он не сказал, что разборчивость в пище ничего не значит, и что Моисей предписал ее напрасно, или из снисхождения; а говорит в виде увещания и совета, заимствуя доказательство из самого свойства вещи. Не входящее во уста, говорит Он, сквернит человека, но исходящее изо уст (ст. 11). Основываясь на самой природе, Он и изрекает и утверждает закон. Слыша это, фарисеи ничего не сказали вопреки. Не сказали: что Ты говоришь? Тогда как сам Бог дал столько повелений о соблюдении различия в пище, Ты ли даешь такой закон? Но так как Христос совсем заставил молчать их не только тем, что обличил, но и тем, что вывел наружу их коварство, обнаружив тайные дела их и сокровенные помышления, то они молча удалились. Но смотри, как Господь нигде не решается восстать явно против пищи; потому и не сказал - пища, но: не входящее сквернит человека, - что можно было относить и к неумовению рук. Хотя Он говорил о пище, но можно было думать, что Он говорил и об умовении рук. Разборчивость в пище так строго была наблюдаема, что и после воскресения Петр говорил: никакоже Господи! яко николиже ядох скверно, или нечисто (Деян 10:14). Хотя он говорил это и для других, и для того, чтобы иметь самому оправдание против обвинителей, и вместе показать, что Он сколько ни препирался, но не имел успеха, тем не менее показывает, как много думали об этом предмете. Потому-то и сам Христос первоначально не прямо сказал о пище, а употребил выражение: входящее во уста; и после, когда, по-видимому, говорил об этом яснее, опять прикровенно заключил речь Свою, сказав: а еже неумовенными руками ясти, не сквернит человека (ст. 20), чтобы слышавшие думали, что Он с этого начал, и об этом рассуждал доселе. Потому не сказал прямо: пища не сквернит человека; но говорил так, как бы рассуждал об умовении рук, чтобы фарисеи ничего не могли сказать вопреки.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 11.

    не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека

    См. Толкование на (Мф 15:10)

  • 12.

    Ст. 12-20 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека

    Услышав такие речи, соблазнишася, говорится, фарисеи, но не народ. Приступльше, говорит евангелист, ученицы Его реша Ему: веси ли, яко фарисеи слышавше слово соблазнишася (ст. 12)? - хотя Господь и не к ним говорил. Что же Христос? Он не стал выводить их из соблазна, но укорил их, говоря: всяк сад, егоже не насади Отец Мой небесный, искоренится (ст. 13). Он знал, когда должно оставлять без внимания соблазны, и когда не должно. Так, в другом случае Он говорит: да не соблазним их, верзи удицу в море (Матф 17:27); а здесь: оставите их, вожди суть слепи слепцем: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут (ст. 14). Ученики говорили это не столько потому, что заботились о фарисеях, сколько потому, что сами несколько смущались. Но так как сказать это от своего лица не смели, то желали узнать чрез повествование о других. А что они действительно и сами соблазнялись, это видно из того, что ревностный и всегда других предупреждающий Петр подходит и говорит Иисусу: скажи нам притчу сию (ст. 15); открывая свое душевное смущение, но не осмеливаясь явно сказать: я соблазняюсь, он просит изъяснения, дабы избавиться от этого смущения, за что и подвергся укоризне. Что же говорит Христос? Всяк сад, егоже не насади Отец Мой небесный, искоренится. Зараженные учением манихеев говорят, что это сказано о законе; но им заграждает уста то, что сказано выше. Если Господь говорил это о законе, то как же Он выше защищает его, и отстаивает, говоря: почто преступаете заповедь Божию за предание ваше? К чему приводит и слова пророка? Нет, это говорит Он о фарисеях и о их преданиях. Если Бог сказал: чти отца и матерь, то как же сказанное Богом не есть насаждение Божие?

    Равным образом и из последующего видно, что изъясняемые слова сказаны о фарисеях, и о их преданиях, потому что Господь присовокупил: вожди суть слепи слепцем. Если бы эти слова говорил Он о законе, то сказал бы: слепой вождь слепых; но Он не говорит так, а говорит: вожди суть слепи слепцем, отклоняя этим порицание от закона и обращая на них самих. Потом, отделяя от них народ, как уже близкий к тому, чтобы пасть в яму чрез их водительство, говорит: слепец слепца аще водит, оба в яму впадут. Большое зло и слепым быть; но при слепоте не иметь руководителя и занимать должность вождя - двойное и даже тройное преступление. Если при слепоте не иметь вождя, то гораздо пагубнее браться водить другого. Что же Петр? Он не говорит: почему и для чего Ты сказал это; но спрашивает, как бы сказанное было не ясно; не говорит: для чего Ты утверждаешь противное закону, потому что опасается, чтобы Христос не почел его соблазнившимся; но как бы говорит, что сказанное не ясно. А что он в самом деле спрашивал не по причине неясности, но потому что соблазнялся, это очевидно из того, что в словах Господа не было ничего неясного. Поэтому Христос и укоряет его, говоря: единаче ли и вы без разума есте (ст. 16)? Народ, может быть, еще не понимал слов Его, а ученики соблазнились ими. Вот почему сначала они желали узнать о том, спрашивая как бы для фарисеев; когда же услышали произнесенную им тяжкую угрозу: всяк сад, егоже не насади Отец Мой небесный, искоренится, и: вожди суть слепи слепцем, - замолчали. Но Петр, во всех случаях ревностный, и этим не удерживается в молчании, а говорит: скажи нам притчу сию. Что же отвечает Христос? Он отвечает с великою укоризною: единаче ли и вы без разума есте: не у ли разумеваете? Так говорил Он и укорял их, чтобы уничтожить предрассудок, и не довольствуясь этим, присовокупил еще: яко всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит; исходящая же изо уст от сердца исходят, и та сквернят человека. От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Сия суть сквернящая человека; а еже неумовенныма рукама ясти, не сквернит человека (ст. 17-20). Видишь ли, как сильно Он укоряет их? Потом подтверждает сказанное общим законом природы, для исправления их. Говоря: во чрево вмещается и афедроном исходит, Он дает ответ, приноравливаясь к брезгливости иудеев. Он говорит, что пища не остается во чреве, но исходит, между тем как если бы она и оставалась, и тогда не оскверняла бы человека; но они еще не могли вместить этого. Потому и законодатель позволяет оставаться без умовения в то время, пока пища находится внутри, но когда выходит вон, не позволяет. Он повелевает омываться и быть чистым вечером, расчисляя время переваривания и извержения пищи. А нечистота сердца, говорит Он, внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и когда исходит оттоле. Сначала Он исчисляет злые помышления, свойственные иудеям, и уже не заимствует доказательства из природы вещей, но из того, что одни из них порождаются во утробе, а другие в сердце, одни остаются в человеке, а другие не остаются. То, что входит в человека отвне, опять и исходит из него; но что зарождается внутри его, то оскверняет его и по исшествии, и тогда еще более. Такое доказательство употребил Он потому, что ученики, как я уже сказал, еще не могли слушать этого с должною мудростью. Марк (VII, 19) говорит, что Господь этими словами указывал на то, что пища очищается от нечистоты. Но Он не показал вида и не сказал, что есть такую-то пищу не сквернит человека, потому что книжники не стали бы и слушать, если бы Он стал явно говорить это. Потому Он и присовокупил: а еже неумовенныма рукама ясти не сквернит человека.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 13.

    Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится

    См. Толкование на (Мф 15:12)

  • 14.

    оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

    См. Толкование на (Мф 15:12)

  • 15.

    Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию

    См. Толкование на (Мф 15:12)

  • 16.

    Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете

    См. Толкование на (Мф 15:12)

  • 17.

    еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон

    См. Толкование на (Мф 15:12)

  • 18.

    а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека

    См. Толкование на (Мф 15:12)

  • 19.

    ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления

    См. Толкование на (Мф 15:12)

  • 20.

    это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека

    См. Толкование на (Мф 15:12)

  • 21.

    Ст. 21-22 И изшед оттуду Иисус, отъиде во страны Тирския и Сидонския. И се жена Хананейска от предел тех изшедши, возопи к Нему глаголющи: помилуй мя Господи, Сыне Давидов! Дщи моя зле беснуется

    Евангелист Марк говорит, что Христос, и вшед в дом, не може утаитися (Марк 7:24). Но для чего Христос отправился в эти именно страны? Он, отменив для иудеев закон о разборчивости в пище, теперь, простираясь далее, отверзает дверь уже и язычникам. Так и Петр сперва получил повеление отступить от закона (о пище), а потом был послан к Корнилию. Если же кто спросит: как же Христос, говоря ученикам: на путь язык не идите (Матф. X, 10), сам вступает на этот путь? - то мы скажем на это: во-первых, Он не обязан был сам исполнять того, что заповедал Своим ученикам; во-вторых, Он шел в эти страны не проповедовать: на это указывает и Марк, говоря, что Господь скрылся, но не мог утаиться. Как не следовало Христу идти к язычникам первым, так напротив не сообразно было с Его человеколюбием удалять их от себя, когда они сами приходили. Если Ему не надлежало оставлять убегавших от Него, тем более не должно было убегать тех, которые сами Его искали. Смотри, наприм., как вполне достойна была жена благодеяний! Она не смела придти в Иерусалим, потому что опасалась и считала себя недостойною; если бы было не так, то она пришла бы и туда, как это видно из настоящего ее великого усердия и из того, что она вышла за пределы своей земли. Некоторые, толкуя эти слова иносказательно, говорят, что по отшествии Христа из Иудеи к Нему дерзнула приступить Церковь, также вышедшая за пределы свои, потому что Писание говорит: забуди люди твоя и дом отца твоего (Псал 44:11). Христос вышел из пределов Своей страны, а жена из пределов своей, и таким образом они могут встретиться. Се жена Хананейска, говорит евангелист, изшедши от предел своих. Так он называет жену для того, чтобы указать здесь чудо и ее еще более прославить. В самом деле, слыша название хананеянки, представь себе тот беззаконный народ, который извратил в самых основаниях законы природы; а представив это, уразумей силу пришествия Христова. Те, которые были изгнаны для того, чтобы не развратили иудеев, теперь больше иудеев оказывают усердия. Они выходят из пределов страны своей и сами идут ко Христу, а иудеи и пришедшего к Ним Христа гонят от себя. Итак, пришед ко Иисусу, жена одно только говорит: помилуй мя, и своим воплем привлекает к себе народ. Подлинно трогательное было зрелище - видеть жену, вопиющую с таким состраданием, видеть мать, умоляющую о своей дочери, о дочери так жестоко страждущей. Она не осмелилась привести беснующуюся к Учителю, но, оставив ее дома на одре, сама умоляет Его и объявляет только болезнь, ничего более не прибавляя. И не зовет Врача в дом свой, подобно тому князю, который говорил: пришед возложи руку Твою (Матф 9:18), - или тому цареву мужу, который сказал: сниди прежде даже не умрет отрочищ мой (Иоан. IV, 49); но поведав о своем горе и тяжкой болезни дочери, обращается к милосердию Владыки и громким голосом вопиет, прося помилования не дочери своей, но себе самой: помилуй мя! Как бы так говорила она: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь, и сознаю это.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 22.

    Ст. 22-28 И се, жена хананейска, от предел тех изшедши, возопи к нему глаголющи: помилуй мя, Господи, Сыне давидов, дщи моя зле беснуется. Он же не отвеща ей словесе. И приступльше ученицы его, моляху его, глаголюще: отпусти ю, яко вопиет вслед нас. Он же отвещав рече: несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому израилева. Она же пришедши поклонися ему, глаголющи: Господи, помози ми. Он же отвещав рече: несть добро отяти хлеба чадом и поврещи псом. Она же рече: ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши. И изцеле дщи ея от того часа

    Не столько мы умоляем Бога, прося чрез других, сколько сами от себя. Так как Он желает преданности от нас и делает все, чтобы мы доверяли Ему, то когда видит, что мы делаем это сами от себя, тогда особенно и внимает нам. Так Он поступил и с хананеянкой: когда Петр и Иаков ходатайствовали за нее, то Он не удовлетворил прошению; а когда она сама продолжала просить, то Он скоро да­ровал ей просимое. Если Он, по-видимому, не­сколько и медлил, то поступил так не для того, чтобы эта жена ждала, но чтобы она получила больший венец и продолжением просьбы более приблизилась к Нему.

    Беседа на Псалом 4.

    См. также Толкование на (Мф 15:21)

  • 23.

    Ст. 23-28 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час

    Он же не отвеща ей словесе (ст. 23). Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев и неблагодарных вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни закона, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже и ответа. Кто бы не соблазнился о Иисусе, видя поступок так несогласный с молвою о нем? Слышно было, что Он сам обходил селения для того, чтобы исцелять больных; но вот Он отвергает и ту, которая сама пришла к Нему. Кого бы не преклонили такое страдание и такая покорность, с какою умоляла жена о своей злостраждущей дочери? Она не почитала себя достойною благодеяния, и пришла не с тем, чтобы требовать должного; но просила оказать милость и изъявляла только свое несчастие, - и при всем этом не удостоена ответа. Может быть, многие из слышавших это соблазнились; но она не соблазнилась. И что я говорю - из слышавших? Я думаю, что и сами ученики тронулись несчастием жены, смутились и опечалились. Однако, и смутившись, они не смели сказать Ему: окажи ей милость; но приступльше ученицы Его, моляху Его, глаголюще: отпусти ю, яко вопиет в след нас. Так и мы, когда желаем склонить к чему-либо другого, часто говорим не то, что бы хотели. Христос же отвечает: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (ст. 24).

    Как же поступила жена? Умолкла ли она, услышав это? Отошла ли? Потеряла ли бодрость? Нет! Она еще более усилила свои моления. Не так поступаем мы. Если не получаем просимого, то перестаем и просить, тогда как надлежало бы просить еще усерднее. Кого бы не привели в недоумение слова Спасителя? Довольно было и одного молчания, чтобы привесть хананеянку в отчаяние; тем более мог повергнуть в него ответ Христов. Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев и слыша, что просьба ее не может быть исполнена, можно было потерять всякую надежду. И однако жена не потеряла ее, но, видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальною смелостью. Прежде она не смела и явиться пред лице Господа, - сказано: вопиет в след нас; а теперь, когда по причине безнадежности надлежало бы вовсе удалиться, она приступает ближе и кланяется, говоря: Господи, помози ми (ст. 25). О, жена! Неужели ты имеешь более дерзновения, более мужества, нежели апостолы? Нет, - говорит она, - я не имею ни дерзновения, ни мужества; напротив, я стыжусь, но употребляю дерзость вместо мольбы. Может быть, Он почтит мое дерзновение. Но что это? Или ты не слыхала, что Он сказал: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева? Слышала, говорит она; но Он - Господь. Потому-то она и не сказала: попроси и помолися, но - помози ми.

    Что же Христос? Он и тем не удовольствовался, но еще более умножает ее недоумение, говоря: несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (ст. 26). Удостоив ответа, Господь своими словами еще более поразил ее, нежели молчанием. Он уже не ссылается на другого в Свое оправдание, и не говорит: несмь послан; но чем более усиливает она свою просьбу, тем и Он решительнее отказывает. Он уже не овцами называет иудеев, но чадами, а ее псом. Как же поступает жена? Она в самых Его словах находит себе защиту. Если я пес, говорит она, то значит не чужая. Справедливо сказал Христос: Аз приидох на суд (Иоан. IX, 39). Жена любомудрствует, показывает великое терпение и веру, не смотря на свое уничижение; а иудеи, получая исцеления и почести, воздают противным. Я знаю, - говорит она, - что чадам необходимо давать пищу; но и мне она не совсем возбранена, не смотря на то, что я подобна псу. Если мне вовсе нельзя пользоваться пищею, то нельзя участвовать и в крохах. Если же я могу иметь хотя малое участие в ней, то мне она не совсем возбранена, не смотря на то, что я подобна псу; или лучше, потому особенно я и имею в ней участие, что подобна псу. Христос знал, что она скажет это. Потому-то и медлил (оказать ей помощь); для того и отказывался даровать ей просимое, чтобы показать ее любомудрие. Если бы Он вовсе не хотел оказать ей помощи, то не оказал бы ее и после этого, и не стал бы снова заграждать ей уста. Но как поступил Он с сотником, сказав: Аз пришед исцелю его (Матф 8:7), чтобы мы узнали о благочестии этого мужа и услышали от него слова: несмь достоин, да под кров мой внидеши; как поступил Он с кровоточивою, сказав: Я чух силу изшедшую из Мене (Лук 8:46), чтобы чрез то сделать известною веру ее; как поступил с самарянкою, чтобы показать, что она не отошла от Него и после обличения, - так поступает и теперь. Он не хотел скрыть столь великой добродетели жены, и то, что говорил ей, говорил не для того, чтобы укорить ее, но чтобы призвать к Себе и открыть скрытое сокровище.

    Но ты, вместе с верою, познай и смиренномудрие ее. Господь назвал иудеев чадами; а она не удовольствовалась этим, но назвала их и господами. Так далека она была от того, чтобы завидовать славе других! И пси, - говорит она, - ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих (ст. 27). Видишь ли благоразумие жены? Она не стала противоречить, не завидовала похвалам других и не оскорбилась собственною обидою. Какая твердость духа! Христос говорит: несть добро, - она ответствует: ей, Господи! Он называет иудеев чадами, - а она господами. Он называет ее псом, - а она приписывает себе и действие свойственное псу. Видишь ли ее смирение? Теперь посмотри на высокомерие иудеев. Семя Авраамле есмы, говорят они, и никомуже работахом николиже; мы рождены от Бога (Иоан 8:33), 41). Не так поступает жена. Она называет себя псом, а их господами; и за это-то сделалась чадом.

    Что же Христос? О, жено, - восклицает Он, - велия вера твоя (ст. 28)! Для того, и медлил Он доселе оказать помощь, чтобы сказать эти слова и увенчать жену. Буди тебе, якоже хощеши, - т. е. вера твоя может сделать и больше этого, но буди тебе, якоже хощеши! Это восклицание подобно повелению: да будет небо - и бысть. И исцели дщи ея от того часа. Видишь ли, как много она способствовала к исцелению своей дочери? Потому-то и Христос не сказал: да исцелеет дщерь твоя, но: велия вера твоя, буди тебе, якоже хощеши, - чтобы ты знал, что сказанное ею были не пустые или льстивые слова, а выражали великую силу веры. Наилучшее доказательство и свидетельство последней заключается в самом событии, - именно дочь ее тотчас же исцелилась.

    Заметь, что она совершила то, в чем побеждены были и чего не могли сделать апостолы. Такова сила неотступной молитвы! Бог хочет, чтобы мы в нуждах своих сами более просили Его, нежели другие ходатайствовали за нас. Хотя апостолы и более имели дерзновения, но жена показала великое терпение. Исполнив прошение жены, Христос оправдал Себя в медленности пред учениками и показал, что Он справедливо не согласился на их просьбу.

    Толкование на Святого Матфея Евангелиста.

    См. также Толкование на (Мф 15:22)

  • 24.

    Он же отвещав рече: несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому израилева

    См. Толкование на (Мф 15:22) и (Мф 15:23)

  • 25.

    Она же пришедши поклонися ему, глаголющи: Господи, помози ми

    См. Толкование на (Мф 15:22) и (Мф 15:23)

  • 26.

    Он же отвещав рече: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом

    См. Толкование на (Мф 15:22) и (Мф 15:23)

  • 27.

    Она же рече: ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих

    См. Толкования на (Мф 15:23) и (Мф 15:22)

  • 28.

    Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши. И изцеле дщи ея от того часа

    См. Толкование на (Мф 15:22) и (Мф 15:23)

  • 29.

    Ст. 29-31 И прешед оттуду Иисус, прииде на море Галилейское: и возшед на гору, седе ту. И приступиша к Нему народи мнози, имуще с собою хромыя, слепыя, бедныя, немыя и привергоша их к ногама Иисусовыма, и исцели их. Якоже народом дивитися, видящим немыя глаголюща, бедныя здравы, хромыя ходяща и слепыя видяща: и славяху Бога Израилева

    Господь иногда сам ищет больных, а иногда выжидает, чтоб они сами приходили к Нему, и хромых возводит на гору. Теперь они уже не прикасаются и к одежде Его, но начинают рассуждать правильнее: повергаются к ногам Его и обнаруживают сугубую веру; не смотря на хромоту свою, всходят на гору, и ничего другого не требуют, кроме того, чтобы повергнуться к ногам Его. Весьма удивительно и странно было видеть, что те, которых прежде носили, теперь ходят сами, слепые не имеют нужды в руководителях. Но и самое множество исцеляющихся и легкость исцеления приводили в удивление народ. Знаешь ли, почему жену исцелил Он после такого промедления, а этих тотчас? Не потому, что они были достойнее ее, но потому, что она более их имела веры. Для того Он и отлагает и медлит исцелить ее, чтобы показать ее твердость, а этим тотчас подает дар для того, чтобы заградить уста неверных иудеев и лишить их всякого оправдания. Подлинно, кто более получает благодеяний, тот большему подвергается и наказанию, когда бывает неблагодарен, когда и самая честь не делает его лучше. И богатые потому наказываются сильнее бедных за свою жестокость, что они и в изобилии не были сострадательны.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 30.

    И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их

    См. Толкование на (Мф 15:29)

  • 31.

    так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева

    См. Толкование на (Мф 15:29)

  • 32.

    Ст. 32-34 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок

    И прежде Христос, намереваясь сотворить подобное чудо, сперва исцелил страждущих телесными болезнями; и теперь делает то же самое: приступает к чудодействию после исцеления слепых и хромых. Почему же тогда ученики сказали: отпусти народы, а теперь этого не сказали, хотя прошло уже три дня? Или сами стали уже лучшими, или видели, что народ не слишком чувствовал голод, славя Бога за оказанные ему благодеяния? Но смотри, как Христос и теперь не просто приступает к чудодействию, но вызывает на него учеников. Народ, пришедши для исцеления болезней, не осмеливался просить хлеба; но Христос, будучи человеколюбив и попечителен, дает и не требующим, и говорит ученикам: милосердую о народе, и отпустити их не ядших не хощу. Но чтобы кто-нибудь не сказал: они пришли с запасом хлеба, - Христос говорит: три дни уже приседят Мне; следовательно, если бы пришли и с запасом, то запас истощился бы. Потому-то и чудо сотворил Он не в первый и не во второй день, но когда вышло у них все, - чтобы, наперед восчувствовав нужду, тем с большим восторгом приняли чудо. Для того и говорит: да не ослабеют на пути, показывая тем, что далеко было до селения и что у них ничего не осталось. Но если ты не хочешь отпустить их голодными, почему не творишь знамения? Чтобы своим вопросом и ответом учеников возбудить в них большее внимание, и дать им случай показать веру свою, подойти к Нему и сказать: сотвори хлебы. Но и тут они не поняли цели вопроса. Вот почему после, как повествует Марк, Христос и говорит им: так ли окаменели сердца ваши? Очи имуще не видите, и уши имуще не слышите (Марк. VIII, 17, 18)? Если бы этого не было, то для чего говорить ученикам, и давать знать, что народ достоин благодеяния, и прибавлять, что Он милосердует о нем? Матфей говорит, что после Он еще укорял их, говоря: маловери, не у ли разумеете, ниже помните пять хлебы пятим тысящам, и колико кош взясте? Ни ли седмь хлебы четырем тысящам, и колико кошниц взясте (Матф 16:8)? Так согласны между собою евангелисты. Итак, что ж ученики? Они еще пресмыкаются долу и, хотя Христос всячески старался запечатлеть в их памяти это чудо, и вопросом, и ответом, и тем, что сделал их раздаятелями (хлеба), и что короба остались, - но они все еще оставались несовершенными, почему и говорят Ему: откуду нам в пустыни хлебы толицы (ст. 33)? И раньше, и теперь они все поминают о пустыне; и хотя говорят это не рассудив надлежащим образом, но самое чудо и здесь не подвергают никакому сомнению. Но чтобы кто-нибудь не сказал, - как я уже и прежде заметил, - что Он хлебы получил из какого-нибудь ближайшего селения, то указывается на самое место, чтобы чудо было вне сомнения. Потому-то как первое, так и это чудо Он творит в пустыне, далеко отстоящей от селений. Но ученики, ничего этого не понимая, говорили: откуду нам в пустыни толицы хлебы? Они весьма неразумно думали, что Он говорит им это в намерении поручить им самим напитать народ. И прежде Он для того говорил: дадите им вы ясти (Мф 14:16), чтобы дать им случай просить Его об этом. Теперь же и того не говорит - дадите им ясти; но что? Милосердую, и отпустити их не ядших не хощу. Этими словами Он еще ближе наводит их на мысль, еще сильнее побуждает и дает разуметь, чтобы они просили Его напитать народ. Эти слова показывали, что Он может не отпустить их голодными, и свидетельствовали о Его могуществе. Это именно и означало слово: не хощу. Но так как они, не смотря и на это, не поняли сказанного Христом и упомянули о народе, и о месте, и о пустыне (сказали именно: откуду нам в пустыни хлебы толицы, яко да насытится толик народ?), то Он уже сам прямо вразумляет их, и говорит им: колико хлебы имате? Они же реша: седмь и мало рыбиц (ст. 34). Не говорят уже: но сии что суть на толико (Иоан 6:9), как прежде говорили. Так, хотя они и не все вдруг понимали, но все же мало-помалу приобретали более высокое познание. И сам Он, возбуждая этим их мысли, спрашивает так же, как и прежде, чтобы самым образом вопроса напомнить им о прежде совершенном чуде. Ты же, приметив из этого их несовершенство, познай вместе и любомудрый их разум, и подивись их любви к истине, как сами они в своих писаниях не скрывают собственных недостатков, и притом великих. В самом деле, не малая вина - так скоро забыть чудо недавно бывшее; за это Господь их и укоряет.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 33.

    И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа

    См. Толкование на (Мф 15:32)

  • 34.

    Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок

    См. Толкование на (Мф 15:32)

  • 35.

    Ст. 35-39 Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские

    Кроме того, познай их любомудрие и в другом отношении, именно: как мало заботились они о чреве, как привыкли немного думать о пище. Находясь в пустыне и пребывая в ней три дня, имели только семь хлебов. Во всем прочем Господь поступает подобно прежнему: рассаживает их на земле и делает так, что в руках учеников не убывают хлебы. Повеле, сказано, народом возлещи на земли: и приемь седмь хлебы и рыбы, хвалу воздав преломи и даде учеником, ученицы же народом (ст. 35-36). Но что за этим следовало, не походило на прежнее. Ядоша, сказано, вси и насытишася, и взяша избытки укрух, седмь кошниц исполнь. Ядших же бяше четыре тысящи мужей, разве жен и детей (ст. 37-38). Но почему тогда от пяти тысяч осталось двенадцать коробов, а здесь от четырех тысяч осталось семь корзин? Итак, для чего и почему остаток был меньше, хотя и евших было меньше? Можно сказать, что или корзины были больше коробов, или если не то, надобно думать, что Господь опять, чтобы сходство чуда не довело их до забвения, таким различием пособляет их памяти, чтобы, помня сделанное иначе, помнили то и другое чудо. Поэтому-то в первом случае число коробов с остатками делает равным числу учеников, а теперь число корзин равным числу хлебов. И в этом Он обнаруживает неизреченную силу и свободу могущества, показывая, что и так и иначе может творить чудеса. Подлинно, делом не малого могущества было то, что Он соблюл число как тогда, так и теперь: тогда было пять тысяч, а теперь четыре тысячи, остатков же было ни больше, ни меньше, в первом случае - числа коробов, а во втором - корзин, хотя число евших было различно. И что далее следует, подобно прежнему. Как тогда, оставив народ, Христос вошел в корабль, так и теперь. И Иоанн тоже говорит (Иоан 6:17). Так как никакое чудо не располагало столько народ следовать за Ним, как чудо хлебов, - даже хотели не только за Ним следовать, но и сделать Его за это царем, - то Христос, избегая даже и вида властолюбия, удаляется после этого чудотворения; и не пеший уходит, но, чтобы не мог следовать народ, входит в корабль. И отпустив, говорит евангелист, народы, влезе в корабль, и прииде в пределы Магдалински (Матф 15:39).

    Беседы на Евангелие от Иоанна.

  • 36.

    И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу

    См. Толкование на (Мф 15:35)

  • 37.

    И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных

    См. Толкование на (Мф 15:35)

  • 38.

    а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей

    См. Толкование на (Мф 15:35)

  • 39.

    И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские

    См. Толкование на (Мф 15:35)

1-2.«Тогда»: во время вышеозначенного пребывания Господа в земле Генисаретской, «после того, как Он бесчисленные сотворил знамения, после того, как исцелились недужные, прикоснувшись к краю риз Его. Для того-то Евангелист и означает время, дабы показать крайнюю, ничем непреодолимую злобу книжников и фарисеев. А что значат слова: иерусалимские книжники и фарисеи? Книжники и фарисеи рассеяны были по всем коленам и разделены на 12 частей, но те из них, которые жили в главном городе (Иерусалиме) были гораздо злее прочих, так как большей пользовались честью и более надмевались» (Злат., ср. Феофил.). – «Преступают предание старцев» и пр.: предание – все то, что передается устно из рода в род, не записанное в свое время в книгах; частнее здесь разумеются постановления и обычаи, не записанные в законе Моисеевом, но происходившие (будто бы) от Моисея по преданию. Иудеи почему-то верили, что Моисей на Синае получил два закона, один записанный им в книгах, а другой – не записанный, который переходил из уст в уста от родителей к детям и после уже записан в Талмуде. Они думали, что Моисей перед своей смертью передал его Иисусу Навину, он – судьям, они – пророкам и т.д., доколе записали его в Талмуде. Предание это называлось преданием «старцев», т.е. древних мужей, древних предков, и значит – предание древнее, следовательно обязательное, по мнению иудеев. Несмотря на незначительность и мелочность этих преданий, иудеи приписывали им большую даже важность, чем постановлениям Писания. Соблюдение таковых преданий было впрочем пунктом разногласия между фарисеями и саддукеями, из коих последние не приписывали такой важности преданиям. Но предание об умовении рук перед вкушением пищи, кажется, строго соблюдалось всеми иудеями (ср. Мк. 7:3). Строгим исполнением этого предания иудеи вероятно хотели соблюсти чистоту и опрятность, – желание без сомнения похвальное, но дело в том, что из сего обычая они сделали предрассудок, соблюдение которого они еще оградили разными мелочными правилами: о количестве воды, о способе омовения, о числе омовений и пр. Притом же «тогда как иудейскому народу надлежало уже оставить прежние постановления, они (фарисеи) навязывали ему еще более, опасаясь лишиться власти и желая, чтобы их тем более страшились, что они и сами законодатели. Отчего дело дошло до такого нечестия, что их заповеди сохраняли, а Божии нарушали. Посему они заслуживали двоякое и обвинение, – за то, что вводили новые постановления и что, оставляя без внимания заповеди Божии, тем более вступались за свои… Но почему ученики ели неумытыми руками? Это делали они не с намерением, но потому что презирали уже излишнее и заботились об исполнении необходимого. Они не считали законом ни умываться, ни оставаться неумовенными, но поступали так или иначе, как случалось» (Злат.).

3-6.«Сказал им в ответ» и пр.: на обвинение фарисеев (Господь) и Сам ответствовал обвинением, унимая дерзость их и показывая, что согрешающий в великих делах не должен с такой заботливостью подмечать в других маловажные проступки. Он не тотчас обращается к учиненному поступку (учеников) и не говорит, что он ничего не значит, – иначе Он увеличил бы их дерзость; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид преступление гораздо тягчайшее и возлагает оное на главу их. Он не говорит также и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, дабы не подать им случая к обвинению Себя; но и не осуждает поступок учеников, дабы не подтвердить постановление. Равно и не обвиняет старцев…, но, все сие оставив, избирает другой путь, и порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем сделавших сами постановления. Он не упоминает вовсе о старцах, но в обличении, направленном против одних, низлагает и других» (Злат.). – «Бог заповедал» и пр.: это – слова из пятой заповеди десятословия (Исх. 20:12) и закона, изложенного в Исх. 21:17. Чтить отца и мать значит оказывать им должное почтение и словом и делом, повиноваться им, любить их. Злословить родителей значит не только не оказывать им знаков почтения, но оказывать знаки, выражающее непочтение словом или делом. – «Смертью да умрет»: усиленное выражение, означающее, что таковой непременно, неизбежно и необходимо должен быть предан смертной казни. – «А вы говорите», следуя вашим преданиям старцев, «если кто скажет» и пр.: иудеи имели обычай посвящать разные такие или другие предметы из своего имущества Иегове, и закон требовал, чтобы таковые предметы, если они обещаны были для принесения в дар Богу, непременно были принесены Ему (Втор. 23:21-23). Образовалось предание, что, так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, каковы родители: то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только предметы сии обещаны в дар Богу. Таким образом «фарисеи учили юношей под видом благочестия презирать отцов. Если кто из родителей говорил сыну: дай мне сию овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то они отвечали, то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу; итак, ты не можешь получить сего. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара, и оскорбляли родителей под предлогом обязанность к Богу, и Бога – под предлогом обязанности к родителям» (Злат., ср. Феофил.). Таким образом фарисеи и сами нарушали и других учили нарушать заповедь Божию ради преданий своих. Господь конечно не осуждает здесь принесения даров Богу. Евангелие требует сего, как и закон, и Сам Спаситель похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную кружку (Мк. 12:44). Он осуждает только нарушителей заповеди Божией ради предания, лишающих отца и мать потребного и необходимого для них, под предлогом благочестия.

7-9.«Лицемеры»: см. прим. к Мф. 7:5. Лицемер тот, кто старается в своих действиях показать себя нравственно и религиозно лучшим, чем каков он есть на самом деле; общее – тот, «кто кажется не тем, что он есть» (Феофил.). – «Хорошо»: справедливо, верно и точно. – «Пророчествовал о вас Исаия»: Исаия от лица Божия говорил об иудеях своего времени теми словами, которые приличны и иудеям времени Христова, и таким образом, говоря о своих современниках, пророчествовал и о потомках, и пророчество его исполнилось и на иудеях, в частности же на фарисеях, живших при Христе. – «Приближаются устами» и пр.: внешним только образом служат Мне, без участия сердца; молятся устами только, а не духом; исполняют внешние обряды, не стараясь войти в их дух и силу; исповедуют на словах одно, а делают другое. – «Тщетно»: суетно, напрасно, без пользы, ибо их почтение только внешнее, а Бог смотрит не на внешнее, а на внутреннее, на поклонение духом и истиною (Ин. 4:24). – «Уча учениям» и пр.: один Бог может постановить и научить, как должно чествовать Его, как и научил Он в Своем откровении, а иудейские учители выдумали о сем учении и заповеди свои, не согласные с откровением божественным о сем, и ими думали почитать Бога, каковое почтение, очевидно, тщетно, недействительно, не достигает цели.

10-11.«Призвав народ»: «Посрамив и пристыдив тех, оставил их как неисцелимых, и обращает слово к народу, как более достойному» (Евф. Зигаб.), «дабы преподать ему высокое, великое и исполненное многого любомудрия учение» (Злат.). – «Слушайте и разумейте»: усиленное призвание ко вниманию, показывающее важность предлагаемого (ср. Феофил.). – «Не то, что выходит в уста» и пр.: не то, что принимается устами в пищу и питье, «оскверняет», т.е. делает нечистым и виновным перед Богом, человека. – «То, что выходит из уст»: дурные речи, а равно и действия оскверняют человека, ибо выходящее из уст дурное из сердца исходит (ст. 18) и показывает в человеке дурную нравственность. – Осуждается ли здесь предписанная законом и соблюдаемая в христианстве разборчивость в пище? Очевидно нет. Во-первых, здесь выражается лишь общая мысль, что не пища оскверняет человека, а дурная нравственность; о родах пищи здесь нет речи. Во-вторых, сила речи здесь не в слове пища, а в словах об умовении рук (ср. ст. 20). «Не сказал (Господь), что разборчивость в пище ничего не значит, и что Моисей предписал оную напрасно; но, заимствуя доказательство из свойства вещи, говорил: не то, что входит в уста, сквернит человека, но то, что выходит из уст… Смотри, как Господь нигде не дерзает прямо восставать против закона. Посему и не сказал – пища, но – не то, что входит в уста, что можно было относить и к неумовению рук; и хотя Он им говорил сие о пище, но можно было думать, что Он им говорил и об умовении рук. Ибо разборчивость в пище столь строго была соблюдаема, что и после воскресения Петр говорил: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деян. 10:14). Посему-то и Сам Христос первоначально не прямо говорил о пище, но сказал: то, чтó входит в уста, и после, когда по-видимому говорил о сем яснее, прикровенно заключил речь Свою, сказав: «а есть неумытми руками не оскверняет человека» (ст. 20), дабы слышавшие думали, что Он с сего начал и о сем рассуждал доселе» (Злат.). Разборчивость в пище должна быть выражением нравственного состояния или действия, и в сем случае похвальна (1Кор. 10:25-33).

12-14.«Услышав слово сие»: т.е. слова стиха 11-го, а не 3-6-го, как думают некоторые. Слова сии показались особенно блазнительными потому, что они сказаны были народу. Св. Златоуст, на основании слов Петра (ст. 15), догадывается, что и сами ученики несколько соблазнялись или смущались, только не смели говорить от своего лица, а желали узнать через повествование о других (ср. Феофил). – «Всякое растение» и пр.: под образом растения представляется здесь или учение фарисейское о преданиях старцев, которое Господь осуждает в этой беседе, или сами фарисеи, которым противопоставляет Себя Христос. С растением иногда сравнивается учение (1Кор. 3:6-8). Оно насаждается в духе, чтобы возрастая, в продолжение жизни, приносить плоды добродетелей, обнаруживающиеся в поведении человека. Точно также люди нередко сравниваются с растением или деревом, добрые – с добрым, недобрые – с дурным (см. прим. к Мф. 3:8, 10). Итак, образная речь сия значит: всякое учение, не от Бога происшедшее и с учением Божиим несогласное, а равно и люди, или измыслившие таковое учение, или поддерживающие оное, не устоят перед истиною слова Божия, и рано или поздно разоблачится ложь их. – «Оставьте их»: не следуйте (речь обращена к народу) измышленным ими учениям, которые якобы основываются на преданиях старцев, а между тем не только не согласны с учением Божественным, но еще и разоряют заповеди Божии. – «Оставьте их»: не страшитесь их гнева, не бойтесь их угроз. Повелением оставить фарисеев Господь не внушает последователям Своим оставлять их в их заблуждениях, не делая попыток к их вразумлению и опровержению их ложных учений, ибо Он и Сам делал сие. Он убеждает только не следовать их учениям и не беспокоиться. – «Они слепые вожди слепых»: фарисеи духовно слепы, потому что не следуют свету слова Божия, а измыслили свои учения, которые и закрывают им глаза от истины; руководимые же ими, т.е. народ, слушающий их, духовно слепы по невежеству своему в законе. Высшую степень духовного ослепления фарисеев показывало то, что они сами отрицали слепоту свою (Ин. 9:40). – «А если слепой ведет слепого» и пр.: это было, кажется, народное присловье, взятое из обыденной жизни. «Большое зло и слепым быть, но при слепоте не иметь руководителя и занимать должность вождя, это есть двоякое или даже троякое преступление. Ибо если при слепоте пагубно не иметь вождя, то гораздо пагубнее браться водить других» (Злат.).

15.«Петр»: от лица и прочих учеников (ст. 16, ср. Мк. 7:17). Св. Златоуст полагает, что Петр просил Господа объяснить слова сии не потому, чтобы они были не ясны, а потому что вместе с другими учениками о соблазнялся словами Христовыми, почему в ответе Своем Господь с некоторой укоризной обращается к ученикам (ст. 16). Впрочем может быть ученики действительно не понимали учения Христова о неразборчивости в пище. Закон предписывал строгую разборчивость, а Господь, по-видимому, отменяет ее, и в учениках могло возникнуть недоумение. – «Объясни притчу»: ср. прим. к Мф. 13:3. Слово притча означает иногда всякое неясное изречение или учение. – «Притчу сию»: т.е. изречение, содержащиеся в 11 стихе, а не в 13-14-м, как видно из ответа Господа.

16-18.«И вы – не разумеете»: хотя вам дано знать тайны царствия Божия (Мф. 13:11). Господь «обличает учеников и укоряет за неразумие или потому, что они соблазнились, или потому, что не понимали того, что Он сказал» (Феофил.), или для того, «чтобы уничтожить предрассудок» (Злат.). – «Входящее в уста» и пр.: приемлемое в пищу не соприкасается с духом, в правильном развитии которого состоит нравственное совершенство; пища проходит только в чрево и потом извергается вон, доставив питание телу. Она поэтому сама по себе не оскверняет человека. Здесь, как и во всей этой речи, пища берется лишь сама в себе, без всякого отношения к нравственному состоянию ядущего, а равно и к роду и количеству снедаемого. – «Исходящее из уст» и пр.: «пища если бы даже и оставалась в теле, и тогда не оскверняла бы человека. А нечистота сердца внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и тогда, когда исходит оттоле, – и тогда еще более» (Злат.). «Так блудный помысел, оставаясь в душе, оскверняет человека, а переходя в дело, не только оскверняет его, но доводит до погибели» (Феофил.). Ибо сердце есть средоточная сила души, из которой исходят и добрые и злые действия (ср. Мф. 22:37). Господь не говорит здесь о добрых помышлениях и действиях, исходящих из сердца, а только о злых, оскверняющих человека, так как повод к речи требовал раскрытия предмета только с сей стороны.

19-20.«Из сердца исходят» и пр.: Господь исчисляет то, что, исходя из сердца, оскверняет человека, исчисляет не все, но как бы для примера более общие и обычные греховные действия (ср. Мк. 7:21-22). – «Злые помышления»: это источник всех злых действий человека, так как помысел и намерение обыкновенно предшествуют действию всякому, следовательно и злому. Исходящая из сердца (не мимолетная) злая мысль, даже тогда, когда мы усиливаемся исторгнуть ее, оскверняет нас; она непременно оставляет после себя след в душе, более или менее глубокий. – «Убийства»: или чувственные, через отнятие жизни другого по злобе на него, или духовные, через склонение к смертным грехам (6-я заповедь). – «Прелюбодеяния, любодеяния»: ср. Мф. 5:28 (7-я заповедь). – «Кражи»: присвоение собственности ближнего против его воли; они преступны, как нарушение прямой заповеди Божией, выраженной в десятословии (8-я заповедь). – «Лжесвидетельствования»: утверждения лжи из желания вредить ближнему, – преступление против 9-й заповеди десятословия. – «Хуления»: см. прим. к Мф. 9:13; или против Бога (3-я заповедь), или против ближнего. Употребление множественных чисел указывает на различные случаи, способы и виды убийств, краж и пр.

21.«Вышедши оттуда»: ср. Мф. 14:36. – «В страны Тирские и Сидонские»: ср. прим. к Мф. 11:21. «Если кто спросит, как же Христос, говоря ученикам: «на путь к язычникам не ходите» (Мф. 10:5), Сам вступает на сей путь, то мы скажем на сие, во-первых, что Он Сам не обязан был исполнять того, что заповедал Своим ученикам; во-вторых, Он шел в сии страны не проповедовать; на это указывает и Марк, говоря, что Господь скрылся, но не мог утаиться (Мк. 7:24). Как не следовало Христу идти к язычникам первым, так напротив несообразно было с Его человеколюбием удалять их от Себя, когда они сами приходили. Ежели Ему не надлежало оставлять убегавших от Него, тем более не должно было убегать тех, кои сами искали Его» (Злат., ср. Феофил.).

22.«Женщина хананеянка»: хананеи или хананеяне, древние обитатели Палестины, до времени завоевания ее евреями при Иисусе Навине, теснимые евреями во время и после завоевания ими Палестины, во множестве переселялись на север Палестины, в Сирию и Финикию, и со временем смешались с туземными, сродными впрочем им, племенами (почему женщина, которую евангелист Матфей называет хананеянкой, у Марка называется сирофиникианкой – Мк. 7:26). – «Господи, сын Давидов» (ср. прим. к Мф. 1:1): название Мессии. Женщина эта не только, как видно, знала веру иудеев в пришествие Мессии, но веровала вместе со многими иудеями, что явившийся чудотворец Иисус, Сын Марии, из Назарета, есть именно оный явившийся Мессия. Она могла знать это, ибо слух об Иисусе Христе прошел по всей Сирии (Мф. 4:24). – «Беснуется»: о бесновании см. прим. к Мф. 4:24. Верование, что демоны, входя в людей, мучат их, было и у язычников. «Почему хананеянка говорит – помилуй меня, а не – дочь мою? Потому что та была бесчувственна. Помилуй меня, говорила она, потому что я терплю и чувствую страдания дочери. И не говорит – приди и исцели, а только – помилуй» (Феофил.).

23.«Не отвечал ей ни слова»: Господь поступает так для того, чтобы испытать веру женщины и через таковое испытание обнаружить силу сей веры (ср. Феофил.), а вместе и для того, чтобы показать Своим ученикам и последователям великие плоды усиленной и постоянной молитвы. К тому же направлены и последующие ответы Господа к ст. 24 и 26, как показывают последние слова Его, обращенные к жене в ст. 28. – «Отпусти ее»: скажи ей что-либо в успокоение ее, или исполни ее просьбу, или откажи. – «Кричит за нами»: усиленно просит, неотступно.

24.«Сказал в ответ»: ученикам, а не женщине, которая вопияла сзади. – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»: овцы погибшие – это иудеи (ср. прим. к Мф. 9:36 и Мф. 10:6), весь иудейский народ в противоположность языческому миру. Господь говорит, что Он послан или пришел в мир только к иудеям, а не язычникам, выражаясь так применительно к образу воззрения иудеев на язычников; в сущности же мысль та, что Он к иудеям пришел к первым и прежде, так как им обетован был Мессия, они были народ избранный для приготовления человечества к принятию Мессии, и среди них Он явился. Что Господь пришел в землю принять в Свое царство все народы и языческие, это видно из многих изречений Самого Господа, содержащихся в Евангелии: ср. Мф. 8:11-12Мф. 24:14, 31Мф. 28:18-20 и друг.

25-26.«Не хорошо взять хлеб» и пр.: иудеи были чада или дети Божии (Рим. 9:4), так как их Бог избрал Себе из всех народов и как бы усыновил Себе. Признавая себя чадами Божиими, иудеи с презрением относились к язычникам и называли их позорными именами, например псами, нечистыми животными, подобно тому, как теперь еще мусульмане называют христиан. Жена была язычница, и Господь, применяясь к образу воззрения иудеев, выразил ей, что не хорошо лишать благодеяний, предназначенных иудеям, и как бы передавать их язычникам, все равно как не хорошо отнимать хлеб у детей и отдавать его собакам. Господь, конечно, не имел намерения этими словами выразить презрение к язычникам, какое выражали ими Иудеи, и как бы подтвердить верность такого взгляда иудеев на язычников; мы видим, что Он иначе смотрел на отношение этих последних к царству Своему, считая их более достойными его и способными к принятию его, чем иудеи (Мф. 21:43 и др.). Нет, этими словами Он хотел только испытать и обнаружить силу веры женщины.

27-28.«Так, Господи! но и псы едят крохи» и пр.: отдай лучшую пищу детям, пусть иудеи пользуются великими благодеяниями Твоими; но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, все равно как собаки пользуются крохами, остатками от трапезы, – исцели дочь мою. Весь этот образ речи (ст. 26-27) взят от семейного обеда, остатками от которого питаются и домашние собаки. – «Велика вера твоя». Прекрасно великость или силу веры женщины изъясняет св. Златоуст: «слыша название хананеянки, представь себе тот беззаконный народ, который превратил в самых основаниях законы природы… Те, которые были изгнаны для того, чтобы не развратили иудеев, теперь больше иудеев оказывают усердия. Они выходят из пределов страны своей и сами идут ко Христу; а иудеи и пришедшего к ним Христа гонят от себя… «Но Он не отвечал ей ни слова». Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев и неблагодарных вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет; а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни закона, ни пророков и между тем показывает такое благочестие, Он не удостоивает даже и ответа? Кто бы не соблазнился о Иисусе, видя поступок, столь не согласный с молвою о Нем?.. Но она не соблазнилась… Христос отвечает (на ходатайство учеников): «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»… Довольно было и одного молчания, чтобы привести хананеянку в отчаяние; тем более мог повергнуть в оное ответ Христов. Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев (Апостолов) и слыша, что прошение ее не может быть исполнено, можно было потерять всю надежду. Однако же жена не потеряла оной, но видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальной дерзостью. Прежде она не смела и явиться перед лицо Господа, ибо сказано: «кричит за нами». А теперь, когда по причине безнадежности надлежало бы вовсе удалиться, она приступает ближе и кланяется, говоря: «Господи, помоги мне». Что же Христос?... Удостоив ответа (ст. 26) Господь еще более поразил ее оным, нежели молчанием; чем более она увеличивает свою просьбу, тем и Он решительнее отказывает. Он уже не овцами называет иудеев, а чадами, а ее – псом. Как же поступает жена? Она в самих словах Его находит защиту. Если я пес, говорит она, то значит не чужая. Жена любомудрствует, показывает терпение и веру, несмотря на свое уничижение. Я знаю, говорит она, что чадам необходимо давать пищу, но и мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу. Ежели мне вовсе нельзя пользоваться пищей, то нельзя участвовать и в крохах. Ежели же я могу иметь хоть малое участие в оной, то мне не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу; или лучше, потому наипаче я и имею в ней участие, что подобна псу… Вместе с верою познай и смиренномудрие ее. Господь назвал иудеев чадами, а она не удовольствовалась сим, но назвала их господами. Он говорит: «не хорошо»; она ответствует: «так, Господи». Он называет ее псом, а она приписывает себе и действие свойственное псу… Что же Христос? «О, женщина», восклицает Он, «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему», т.е. вера твоя может сделать и больше сего; но – да будет тебе по желанию твоему. Это воззвание подобно сему: да будет небо – и бысть». – «И исцелилась дочь ее»: особенность сего чуда в том, что оно совершено над больной издали, как и Мф. 8:13Ин. 4:46 и дал.

29.«К морю Галилейскому», т.е. Генисаретскому озеру, по всей вероятности к северным или северо-восточным берегам оного. – «Взойдя на гору сел»: ср. прим. к Мф. 5:1.

30-31.О болезнях, здесь упоминаемых, и исцелении их, см. прим. к Мф. 4:24. – «Народ дивился»: см. прим. к Мф. 9:33.

32-38.Сказание о вторичном умножении хлебов и напитании ими множества народа сходно со сказанием о первом таковом же чуде (Мф. 14:14-21) и не требует подробного объяснения. – «Уже три дня находятся при Мне»: «чтобы кто-нибудь не сказал: они пришли с запасом хлеба, Христос говорит: три дня уже находятся при Мне; следовательно ежели бы пришли и с запасом, то запас истощился бы. Посему-то и чудо сотворил Он не в первый и не во второй день, но когда изошло у них все, чтобы восчувствовав наперед нужду, тем с большим восторгом приняли чудо. Для сего и говорит: «чтобы не ослабли в дороге», показывая тем, что далеко было до селения и что у них ничего не оставалось… Чтобы кто-нибудь не сказал, что Он хлебы получил из какого-нибудь ближайшего селения, то указывается на само место (в пустыне – ст. 33), чтобы уверились в чуде. Посему-то как первое, так и сие чудо Он творит в пустыне» (Злат.).

39.«Прибыл в пределы Магдалинские»: в окрестности города Магдалы, на западном берегу Генисаретского озера, несколько ниже Тивериады. Магдала – тот городок, из которого происходила Мария Магдалина.