< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их

    Пославши учеников, Господь сам уклонился от них, чтобы дать им место и время делать, что велел. Если б сам Он находился с ними и исцелял, то никто не захотел бы идти к ученикам.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 2.

    Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

    А Лука говорит, что ученики сами возвестили Иоанну о чудесах Христовых, и тогда уже Он послал их ((Лк 7:17)). Впрочем, это никакого не заключает в себе затруднения, а стоит только замечания: в этом обнаруживается зависть учеников Иоанна к Иисусу. Но что говорится далее, должно быть тщательно исследовано. Что же именно? То, что сказал Иоанн - см. Толкование на (Мф 11:3)

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 3.

    сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого

    Тот, который знал Иисуса еще до чудес, извещен был о Нем от Духа, слышал от Отца, проповедовал о Нем перед всеми, посылает теперь узнать от Самого: Он ли это или нет? Но если сам не знаешь, точно ли это Он, то как же считаешь себя достойным вероятия, сказав свое мнение о неизвестном?

    Свидетельствующий о других, наперед сам должен быть достоин вероятия. Не ты ли говорил: Недостоин развязать ремень обуви ((Лк 3:16))? Не ты ли говорил: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым ((Ин 1:33))? Разве ты не видал Духа в виде голубя? Разве не слыхал гласа? Разве не ты удерживал Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя ((Мф 3:14))? Разве не ты говорил ученикам: Ему должно расти, а мне умаляться ((Ин 3:30))? Разве не ты учил весь народ, что Он будет крестить их Духом Святым и огнем ((Лк 3:16)) и что Он есть Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ((Ин 1:29))? Не проповедовал ли ты всего этого о Нем прежде знамений и чудес? Как же теперь, когда Он всем стал известен и слух о Нем прошел всюду, и мертвые воскресли, и бесы изгнаны, и столько произведено знамений, – тогда уже посылаешь ты спрашивать у Него?

    Что это значило? Ужели все слова Иоанна были какой-нибудь обман, подлог, басня? И какой разумный человек сказал бы это? Не говорю уже об Иоанне, который взыграл во чреве матернем, проповедовал Христа прежде своего рождения, был гражданином пустыни, показал образец ангельской жизни. Напротив, если бы он был даже одним из людей обыкновенных и самых ничтожных, то не мог бы сомневаться после многочисленных свидетельств, данных как им самим, так и другими.

    Отсюда видно, что Иоанн посылал не по сомнению, и спрашивал не по неведению. Никто также не может сказать и того, чтобы он, хотя верно знал Иисуса, будучи в темнице, стал боязливее. Он не ожидал себе освобождения из темницы; а если бы и ожидал, то не изменил бы благочестию, твердо решившись принять всякую смерть. В самом деле, будучи к тому готовым, не показал бы он такого мужества перед целым народом, привыкшим проливать кровь пророков. Не осмелился бы обличить такого жестокого тирана, с таким дерзновением, среди города и торжища, во всеуслышание делая ему сильные выговоры, как малому ребенку.

    Если же он стал и боязливее, то как не постыдился учеников своих, перед которыми столько раз свидетельствовал о Христе, но через них стал спрашивать, когда надлежало через других, и хотя верно знал, что ученики его завидовали Иисусу и желали найти какой-либо случай? Как не постыдился народа иудейского, перед которым столько раз проповедовал о Христе? Да и как могло это служить ему к освобождению от уз? Не за Христа он ввержен был в темницу, не за то, что проповедовал Его силу; но за то, что обличал беззаконный брак. Не навлекал ли он этим на себя нарекания, что он подобен бессмысленному ребенку, или совершеннолетнему безумцу?

    Итак, что же значит такой поступок? Из сказанного видно, что сомневаться об Иисусе было несвойственно не только Иоанну, но и всякому, даже человеку совершенно несмысленному и безумному. Нужно, однако, наконец, дать решение. Итак, для чего Иоанн посылал спрашивать? Для того, что ученики Иоанна, как всякий приметить может, не расположены были к Иисусу и всегда Ему завидовали, что явствует из сказанного ими своему учителю.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 4.

    Ст. 4-6 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне

    Бог, зная намерение, с каким Иоанн послал учеников, Христос в тот же час исцелил слепых, хромых и других многих – не с тем, чтобы, уверить Иоанна (на что было уверять уверенного?), но чтобы уверить сомневающихся учеников. И исцеливши, говорит: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют.

    И потом присовокупил: И блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф 11:4), показав тем, что знает и тайные помышления их. Если бы Он сказал: точно, Я Христос, – то, как заметил я, это могло быть для них неприятно и могло навести на мысль, хотя бы они и не высказали ее, подобно иудеям: Ты Сам о Себе свидетельствуешь ((Ин 8:13)). Вот потому сам Он и не говорит этого, а предоставляет им заключать обо всем из чудес, делая через то учение Свое неподозрительным и очевиднейшим.

    А вместе и их обличил тайным образом. Так как они соблазнялись о Нем, то обнаруживши их болезнь и предоставив все дело одной их совести, и никого не сделав свидетелем этого обличения кроме их самих, которые одни понимали это – тем больше привлек их к Себе, говоря: Блажен, кто не соблазнится о Мне, – говоря это, Он разумел собственно их.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 5.

    слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют

    Для учеников Иоанна Спаситель сделал, что нужно было сделать, и они возвратились, уверившись (в том, что Он есть Мессия) посредством чудес, совершенных пред ними.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

    См. также Толкование на (Мф 11:4)

  • 6.

    и блажен, кто не соблазнится о Мне

    См. Толкование на (Мф 11:4)

  • 7.

    Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую

    Теперь надлежало подать нужное врачевство и народу. Ученики Иоанна не подозревали ни в чем своего учителя; между тем в народе, которому неизвестна была цель посольства учеников Иоанна, вопрос их мог породить много неуместных сомнений. Многие могли рассуждать и говорить так: тот, который с такою силою свидетельствовал о Иисусе, ныне переменил мысли свои и сомневается – этот ли, или другой есть Грядущий? Не с тем ли намерением он говорит это, чтобы восстать против Иисуса? Или темница научила его быть осторожнее? Ужели он напрасно прежде свидетельствовал о Иисусе? И так, поелику народ мог предаваться многим подобным сомнениям, то смотри, как Господь врачует его немощь и уничтожает эти сомнения. Когда же они пошли, – говорит евангелист, – Иисус начал говорить народу об Иоанне. Для чего Он начал говорить уже по отшествии учеников Иоанна? Чтобы не подумали, что Он льстит Иоанну.

    Но исправляя сомневающихся, Он не обнаруживает их сомнения, а только разрешает смущающие их помыслы, показывая тем, что Он знает тайные мысли всех. Он не говорит им, как иудеям: Для чего вы мыслите худое ((Мф 9:4))? – потому что, если они и думали так, то думали не по злобе, но потому, что не понимали сказанного. Вот почему Спаситель и не укоряет их, а только исправляет их мысли, и защищает Иоанна, показывая, что он не оставил и не переменил прежнего своего мнения, что он человек не легкомысленный и переменчивый, но твердый и постоянный, и не может во вверенном ему быть неверен. Впрочем Спаситель не произносит о нем прямо Своего приговора, но наперед подтверждает это их собственным свидетельством, показывая, что они не только словами, но и делами своими засвидетельствовали его постоянство, почему и говорит: Что смотреть ходили вы в пустыню?

    Как бы так сказал: для чего вы, оставив города и дома, собирались все в пустыню? Для того ли, чтобы увидеть какого-нибудь жалкого и непостоянного человека? Но это невозможно. Не то показывает ваше великое усердие и всеобщее стечение в пустыню. Такое множество народа, жители столь многих городов, не устремились бы с таким усердием в пустыню на реку Иордан, если бы не надеялись увидеть там великого, удивительного и твердого как камень мужа. Вы ходили смотреть не трость ветром колеблемую, – люди легкомысленные и переменчивые, которые говорят сегодня одно, а завтра другое, и ни на чем не останавливаются, те именно весьма подобны трости колеблемой ветром.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 8.

    Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских

    Но смотри, как Господь, оставив всякое другое зло, обращает внимание на то, которое особенно в это время возмущало их, и отнимает самый предлог к легкомыслию. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Эти слова означают то, что Иоанн не был по природе непостоянен, и это вы доказали своим усердием.

    Но и того никто не может сказать, что он хотя и был по природе тверд, но впоследствии, предавшись роскоши, сделался слаб. Одни из людей от природы бывают слабы, а другие впоследствии времени делаются таковыми. Например, один гневлив по природе, а другой от долговременной болезни приобретает эту страсть. Равным образом одни бывают непостоянны и легкомысленны по природе, а другие от того, что предаются роскоши и неге. Но Иоанн не был таков и по природе, – вы ходили смотреть, говорит Спаситель, не трость, колеблемую ветром, – равно как не потерял он сокровища, которым обладал, предавшись роскоши.

    Что он не был рабом роскоши, это показывает его одежда, пустыня и темница. Если бы он хотел носить дорогие одежды, то жил бы не в пустыне и не в темнице, а в царских чертогах. Он одним молчанием мог бы достигнуть величайших почестей. В самом деле, если Ирод так уважал его, несмотря даже на то, что он обличал его и находился в узах, то тем более стал бы льстить ему, если бы он молчал. Итак, могут ли падать такие подозрения на того, кто самым делом доказал свою твердость и постоянство?

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 9.

    Ст. 9-10 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою

    Изобразив таким образом Иоанна посредством указания на место его жительства, на его одежду и на стечение к нему народа, Спаситель называет его наконец и пророком, говоря: Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мф 11:9). Приведя наперед свидетельство иудеев, Он присоединяет потом свидетельство пророка. Или – лучше, – во-первых, представляет мнение иудеев, которое, как свидетельство врагов, должно составлять сильнейшее доказательство; во-вторых, указывает на жизнь этого мужа; в-третьих, представляет свой суд; в-четвертых, называет его пророком, чтобы совершенно заградить уста их.

    Потом, чтобы не сказали они: что же, если он прежде был таков, а ныне переменился? – Спаситель приводит дальнейшие доказательства, – указывает на его одежду, темницу, и наряду с этим приводит и пророчество. Сказав, что он больше пророка, показывает далее и причину, почему больше. Итак, почему же? По причине близости своей к Пришедшему. Я посылаю, – говорится, – Ангела Моего пред лицем Твоим, т. е., близ тебя. Как во время путешествия царей, те, кто славнее других, идут близ их колесниц, так и Иоанн является пред самым пришествием Христовым. Смотри, как и этим, Господь показал преимущество его!

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 10.

    Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою

    См. Толкование на (Мф 11:9)

  • 11.

    Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

    То есть, ни одна жена не родила человека, который бы был больше Иоанна. Чтобы увериться в достоинстве Иоанна, достаточно и одного приведенного изречения; но если ты хочешь познать его из самих дел его, то представь его трапезу, образ жизни и высоту духа. Подлинно, он жил как бы на небе, и, возвысившись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, проводя все время в песнях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с одним Богом. Он никого не видел из подобных себе, и никому из них не являлся; не питался молоком, не имел ни постели, ни крова, ни съестных припасов, ни других вещей, которыми пользуются люди, и однако же, был кроток и вместе строг. Например, послушай, с какою кротостью беседует он с своими учениками, с каким мужеством – с народом иудейским, и с какою смелостью – с царем. Вот почему и сказал о нем Спаситель: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Но чтобы опять и великие похвалы не породили неприличного мнения о Иоанне в иудеях, которые предпочитали его Христу, смотри, как Господь предотвращает и это зло.

    Как то, что служило к утверждению учеников Иоанна, причиняло вред народу, который почитал его легкомысленным, так и от того, что служило к исправлению народа, больший бы произошел вред, если бы слова Христовы подали повод иудеям предпочитать Ему Иоанна. Потому Христос и это не обинуясь исправляет, говоря: Но меньший в Царстве Небесном больше его ((Мф 11:11)), т. е., меньший по возрасту и по мнению многих. Действительно, о Нем говорили, что Он ест и пьет (Мф 11:19); также: Не плотников ли Он сын ((Мф 13:55))? и везде уничижали Его. И так Христос был больший по сравнению с Иоанном, скажешь ты? Нет, когда Иоанн говорит: сильнее меня ((Мф 3:11)), – не сравнительно говорит это; также и Павел, когда вспоминая о Моисее пишет: Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем ((Евр 3:3)), – не сравнительно пишет; и Сам Спаситель, говоря: И вот, здесь больше Соломона ((Мф 12:42)), – не сравнивает Себя с ним.

    А если и допустить, что Он сравнивает Себя с Иоанном, то делает это для пользы слушателей, по причине их немощи. Люди и прежде весьма уважали Иоанна, а теперь его еще более прославили темница и дерзновение пред царем, и со стороны многих слова Христа легко могли быть приняты за сравнение. И в Ветхом Завете таким же образом исправляемы были души заблудших, – о несравнимом говорилось сравнительно; так, например, когда говорится: Нет между богами, как Ты, Господи ((Пс 85:8)); и еще: Кто Бог так великий, как Бог [наш] ((Пс 76:14)).

    Некоторые говорят, что Христос сказал это об апостолах, а другие – об ангелах; но это несправедливо. Люди, удалившиеся от истины, обыкновенно во многом заблуждаются. В самом деле, к чему говорить здесь об ангелах, или об апостолах? Притом, если Он сказал это об апостолах, то что препятствовало Ему назвать их по имени? Но говоря о Себе, Он справедливо скрывает лицо Свое, как по причине господствовавшего о Нем мнения, так и для того, чтобы не подумали, что слишком превозносит Себя. Спаситель и во многих случаях так поступает. Что же значат слова: в Царстве Небесном? – Т. е., во всем духовном и небесном. Сказав: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, – Спаситель отличил Себя от Иоанна, и таким образом показал, что Его не должно сравнивать с Иоанном.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 12.

    Ст. 12-13 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

    Хотя Христос был рожден и от жены, но не так, как Иоанн, потому что был не простой человек, и родился не так, как обыкновенно рождаются люди, но необыкновенным и чудным рождением.

    От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Какую связь имеют эти слова с тем, что сказано было прежде? Великую, и весьма тесную. Спаситель заставляет и понуждает ими слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то значит – Я грядущий.

    Ибо все, – говорит, – пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф 11:13). Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я – грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходит ко Мне с усердием.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 13.

    ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

    См. Толкование на (Мф 11:12)

  • 14.

    И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти

    Вот, Я пошлю к вам, – говорит Писание, – Илию пророка…. И он обратит сердца отцов к детям (Мал 4:5). Итак, если вы будете внимать со тщанием, то познаете, что он и Илия, так как говорит Писание: Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим ((Мф 11:10); (Мал 3:1)).

    Спаситель не напрасно сказал: И если хотите принять, но чтобы показать, что Он не принуждает их. Я не принуждаю вас, говорит Он. Этими словами Он требует от них самих внимательного размышления и показывает, что Иоанн есть Илия, и Илия – Иоанн: оба они приняли на себя одинаковое служение, оба были предтечами. Потому и сказал не просто: сей есть Илия, но: И если хотите принять, он есть, то есть, если будете смотреть со вниманием на события.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 15.

    Кто имеет уши слышать, да слышит

    Впрочем, и на этом Спаситель не остановился, но желая показать, что нужно быть внимательными к словам: Он есть Илия, которому должно придти, – присовокупил: Кто имеет уши слышать, да слышит ((Мф 11:15)).

    Столь много трудных для уразумения мыслей предложил Он для того, чтобы возбудить в иудеях желание предлагать свои вопросы. Если же и это не пробудило их от усыпления, то тем более не могли бы пробудить ясные и удобопонятные слова Спасителя. Никто, ведь, не может сказать того, что они не смели спрашивать Его и боялись приступить к Нему. Если они искушали Его, спрашивая о делах маловажных, и несмотря на то, что Спаситель тысячекратно заграждал им уста, не отставали от Него, то почему бы не могли спросить о делах нужных, если бы желали узнать о них.

    Если спрашивали о делах касающихся закона, какая, например, первая заповедь, и тому подобном, хотя не было никакой и нужды спрашивать о таких вещах, то как бы не потребовали объяснения на слова Его, когда Он должен был отвечать на их вопросы, а особенно, когда сам располагал и побуждал их к тому? В самом деле, словами: употребляющие усилие восхищают его, Спаситель возбуждает в них желание предлагать Ему вопросы. И словами: Кто имеет уши слышать, да слышит, делает то же самое.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 16.

    Кому уподоблю род сей? – говорит Он. Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали ((Мф 11:16)17).

    По-видимому, и эти слова не имеют никакой связи с предыдущими, на самом же деле они весьма тесно связаны с ними. Христос направляет их все к той же еще главной цели и желает показать, что Иоанн поступал согласно с Ним, хотя происходившее, как, например, вопрос учеников Иоанна, и казалось противоречием. Вместе с тем Он показывает и то, что для спасения иудеев не было оставлено ни одного нужного средства, как и о винограднике говорит пророк: Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему ((Ис 5:4))?

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 17.

    Ст. 17-19 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

    Кому уподоблю род сей? – говорит Спаситель. – Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам ((Мф 11:16)19).

    Смысл этих слов следующий: Я и Иоанн пришли противоположными путями, и поступили подобно ловцам, которые, желая поймать неудоболовимого зверя с двух противоположных сторон, становятся друг против друга, каждый на своем пути, и гонят его от себя, чтобы таким образом он непременно попал в руки того или другого.

    Посмотри, в самом деле, с каким изумлением весь род человеческий смотрит на чудный пост и на эту суровую и посвященную любомудрию жизнь. Для того-то и устроено было, что Иоанн от самого младенчества приучен был к столь суровой жизни, чтобы и чрез это сделать проповедь его достойною веры. Но почему же, скажешь ты, сам Иисус не избрал этого пути? Напротив, и Он шел этим путем, когда постился сорок дней, и обходил страны, уча, и не имея [где главы преклонить].

    Впрочем, Он и другим путем шел к той же цели, и получал пользу от того, которым шел Иоанн, потому что получить свидетельство от человека, идущего путем жизни строгой, значило то же, что и самому идти этим путем, или даже и более. Притом, Иоанн ничего более не показал, кроме строгого образа жизни, так как Иоанн не совершил ни одного знамения, а Спаситель свидетельствовал о Себе и знамениями и чудесами. Таким образом, предоставив Иоанну блистать постом, сам избрал путь противный: участвовал в трапезах мытарей, вместе с ними ел и пил.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 18.

    Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес

    Теперь спросим иудеев: что скажете вы о посте? Хорош он и похвален? Если так, то вам надлежало повиноваться Иоанну, принимать его и верить словам его. Тогда слова его привели бы вас к Иисусу. Или пост тяжек и обременителен? Тогда вам надлежало повиноваться Иисусу и верить Ему, как идущему путем противным. Тот и другой путь мог привести вас к царствию. Но они, подобно дикому зверю, восставали против того и другого.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

    См. также Толкование на (Мф 11:17)

  • 19.

    Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

    И оправдана премудрость чадами ее - то есть: хотя вы и остались неубежденными, но уже не можете обвинять Меня, – как и о Боге Отце говорит пророк: Так что Ты праведен в приговоре Твоем (Пс 50:6). Хотя Бог и не видит никакого плода от Своего о нас попечения, однако же, с Своей стороны исполняет все, чтобы людям бесстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям. А что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения, ты не удивляйся этому: Он говорил так, приспособляясь к немощи слушателей.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

    См. также Толкование на (Мф 11:17)

  • 20.

    Ст. 20-21 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись

    Иисус тогда уже начал порицать города, когда оправдана была премудрость, – когда Он показал, что все исполнено. Так как Он не убедил иудеев, то начинает оплакивать, что еще важнее угроз.

    Он обнаружил пред ними Свое учение и Свою чудодейственную силу; но так как они не оставили своего упорства, то начинает порицать их. Тогда, – говорит евангелист, – начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись, – говоря: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! (Мф 11:20).

    А чтобы тебе увериться, что жители этих городов были злы не по природе, Он упоминает о таком городе, из которого произошли пять апостолов; именно из Вифсаиды произошли Филипп и четыре первоверховных апостола.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 21.

    Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись

    См. Толкование на (Мф 11:20)

  • 22.

    но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам

    См. Толкование на (Мф 11:23)

  • 23.

    И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня

    Спаситель присоединяет к этим городам Содом не без причины, но чтобы увеличить осуждение. Подлинно, сильнейшим доказательством злобы иудеев служит то, что они являются худшими не только современных им, но и всех когда-либо бывших злых людей.

    Подобным образом Спаситель и в другом месте обличает их, сравнивая с ниневитянами и с южною царицею ((Мф 12:41)42). Но там Он осуждает их, сравнивая с праведниками, а здесь – с грешниками, что гораздо тяжелее. Такой способ осуждения употреблял и Иезекииль. Он говорит к Иерусалиму: Через твои мерзости, какие делала ты, сестры твои оказались правее тебя ((Иез 16:51)). Так Иисус везде сообразовался с Ветхим Заветом! Впрочем Он и этим не оканчивает Своего обличения, но наводит на них страх, говоря, что они потерпят гораздо тягчайшие бедствия, нежели жители Содома и Тира, чтобы всеми способами преклонить их к вере – и сожалением, и страхом.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 24.

    но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе

    См. Толкование на (Мф 11:23)

  • 25.

    В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

    Смотри, сколько употребляет Он средств для того, чтобы возбудить в иудеях веру. Он, во-первых, побуждает их к ней похвалами Иоанну; изобразив его великим и достойным удивления, представляет достоверным и все то, чем он привлекал своих учеников к познанию Господа. Во-вторых, словами, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ((Мф 11:12)); так свойственно говорить понуждающему, и возбуждающему. В-третьих, уверением, что все предсказания пророков исполнились; отсюда становилось ясным, что пророки предвозвещали о Нем. В-четвертых, уверением, что все то совершилось, чему совершиться от Него надлежало, для чего предложил им и притчу о детях. В-пятых, тем, что порицал неверующих, поражал их страхом и великими угрозами. В шестых, тем, что благодарил за веровавших; слово: славлю Тебя здесь значит: благодарю. Благодарю, – говорил Он, – что Ты утаил сие от мудрых и разумных.

    Что же? Ужели Он радуется о погибели и о том, что они этого не узнали? Никак. Но наилучший путь спасения состоит в том, чтобы презирающих предлагаемое учение и не хотящих принимать его не принуждать, чтобы, если они чрез призывание не оказались лучшими, но отпали и презрели его, самым их отвержением возбудить в них большее расположение к слову. Чрез это и внимающие должны были сделаться тщательнее. Откровение истин одним должно производить в них радость; напротив сокрытие их от других должно произвести в последних не радость, но плач.

    Так Он и поступает, когда плачет о граде. Итак, не беде чьей бы то ни было радуется, но тому, что утаенное от премудрых и разумных познали младенцы. Подобным образом и Павел, когда говорил: Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения ((Рим 6:17)), не тому радуется, что они были рабами греху, но тому, что они, будучи таковыми, сподобились таких благ. Премудрыми же Господь именует здесь книжников и фарисеев, и говорит это для того, чтобы учеников Своих сделать более усердными и вместе показать этим премудрым, сколь великих рыбари удостоились благ, которых все они лишились. Называя же их мудрыми, говорит не о мудрости истинной и достохвальной, но о той, которую они приписывали своим силам. Потому и не говорит: открыл безумным, но: младенцам, то есть, непритворным, простым, и показывает, что фарисеи не получили этих благ не потому только, что не были того достойны, но и лишились их по самой справедливости.

    А всем этим научает Он нас убегать гордости и ревновать о простоте. Потому и Павел, говоря о том же, пишет подробнее так: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым ((1Кор 3:18)). Так раскрывается благодать Божия! Но почему же Он благодарит Отца, когда Он сам это сотворил? Как Он молится и ходатайствует за нас пред Богом, показывая тем многую любовь к нам в ином месте, так поступает и здесь, и это исповедание исполнено великой Его любви. Этим показывает Он и то, что (фарисеи) не от Него только отпали, но и от Отца. Так Он сам наперед исполнил самым делом то, что сказал ученикам: Не давайте святыни псам ((Мф 7:6)).

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 26.

    ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение

    Далее Он показывает вышесказанными словами и Свою первоначальную волю, и волю Отца; Свою – когда благодарит и радуется о совершившемся; волю Отца – когда показывает, что Отец это сделал не потому, что был умолен, но потому, что Сам по Себе восхотел. Ибо таково, – говорит, – было Твое благоволение, – то есть, так Тебе угодно было.

    А почему от них утаил? Послушай, что говорит на это Павел: Усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией ((Рим 10:3)). Итак, подумай, каковым надлежало быть ученикам, слышащим это, когда они узнали то, чего не знали мудрые, и узнали по откровению Божию, будучи еще младенцами.

    Лука повествует, что Иисус возрадовался и сказал означенные слова в тот самый час, когда семьдесят учеников, пришедши, возвещали о повиновении им бесов; а это самое делало их не только ревностнейшими, но и располагало к большему смирению. Так как они могли удобно впасть в высокомудрие из-за того, что изгоняют бесов, то Он тут же их и располагает к смирению, указывая на то, что победы их над бесами были следствием не собственного их тщания, а действием откровения

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 27.

    Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть

    Далее, чтобы ты не подумал, что, когда Господь говорил: Славлю Тебя…, что Ты утаил сие… и открыл то младенцам, сам по Себе не имел той же силы и не мог совершить того же, – так благодарит, говоря: Все предано Мне Отцем Моим ((Мф 11:27)). И тем, которые радуются, что им повинуются бесы, говорит: чему вы удивляетесь, что бесы вам повинуются? Моя суть вся: Все предано Мне. Когда же слышишь – предано, не предполагай тут ничего человеческого. Это выражение не должно вести тебя к той мысли, будто два Бога нерожденных. А что Он родился и вместе есть Владыка всего, это видно из других многих мест.

    Далее Он предлагает нечто еще более важное, и тем направляет твое разумение: И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына. Незнающим кажется, что эти слова не зависят от предыдущих, между тем как они стоят с ними в тесной связи. Сказавши: Все предано Мне Отцем Моим, Господь дает разуметь эти слова, говоря: чему тут дивиться, что Я Владыка всего, когда Я имею и нечто большее? Я знаю Отца, и единосущен Ему. И на это последнее указывает Он прикровенно, говоря, что Он один так Его знает, потому что слова: Отца не знает никто, кроме Сына – это и означают.

    И заметь, когда Он говорит это апостолам: тогда, когда они получили доказательства силы Его из самых дел, когда не чудодействующим Его только видели, но и сами во имя Его могли производить такие чудеса. Далее, так как он сказал раньше – открыл то младенцам, (разумея Отца), то показывает, что и это Его же дело. Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Не сказано: кому заповедует, или кому повелевает, но: кому Сын хочет открыть. Сын же, открывая Отца, открывает и Себя. Но это последнее, как известное всем, оставляет, а первое предлагает подробнее; и везде так же поступает, когда например говорит: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ((Ин 14:6)). Этими словами Он научает и другому, именно объясняет, что Он во всем согласен и единомыслен со Отцем.

    Не только Я, говорит Он, не противлюсь и не враждую против Него, но никому невозможно и придти к Нему, как только чрез Меня. Так как фарисеев вводило в соблазн в особенности то, что Он казался им противником Бога, то Он всеми мерами и опровергает эту мысль, и старается об этом не менее, чем и о знамениях, или еще и гораздо более. Когда же говорит: Отца не знает никто, кроме Сына, не то разумеет, что все Его не познали, но что никто не имеет об Отце такого знания, какое имеет о Нем Сын.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 28.

    Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

    Потом, возбудив в них проповедью Своею расположение к Себе и показав им неизреченную Свою силу, призывает к Себе, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ((Мф 11:28)). Не тот или другой приходи, но придите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что мне нужно ваше спасение.

    Я, говорит, – успокою вас. Он не сказал: спасу только; но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 29.

    возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

    Не бойтесь, говорит Он, услышав об иге: оно благо. Не страшитесь, услышав о бремени: оно легко. Как же Он прежде сказал: Тесны врата и узок путь ((Мф 7:14))?

    Когда будешь предаваться беспечности, когда будешь унывать. Если же исполнишь заповеданное, бремя будет легким; вот почему Он ныне таковым назвал его.

    И нам это можно исполнить? Если будешь смирен, кроток, скромен. Смирение есть мать всякого любомудрия. Вот почему, как при первоначальном изложении своих божественных законов начал Он со смирения, так и здесь то же делает, и притом обещает великое воздаяние.

    Не другим только полезен будешь, говорит Он, но прежде всех и себя успокоишь: Найдете, – говорит, – покой душам вашим. Прежде будущего воздаяния Он дарует тебе воздаяние еще здесь, и награду предлагает, а тем самым, равно как и тем, что представляет в пример Себя самого, делает слово Свое весьма удобоприемлемым.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

  • 30.

    ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

    Чего ты боишься? говорит Он. Ужели ты, возлюбив смирение, будешь умален? Взирай на Меня и учись от Меня всему тому, что Я делаю: и тогда ясно узнаешь, какое великое благо смирение. Видишь ли, как всеми средствами Он побуждает их к смиренномудрию: то своими делами – научитесь от Меня, ибо Я кроток; то обещаемою им пользою – найдете покой душам вашим; то щедротами своими – Я успокою вас; то облегчением их ига – иго Мое благо, и бремя Мое легко.

    Беседы на Евангелие от Матфея.

1.«Перешел оттуда», где давал наставления Своим ученикам, посылая их на проповедь Евангелия в Иудее и Галилее, – вероятно в окрестностях Капернаума, во время предпринятого Им тогда путешествия по Галилее (Мф. 9:35). – «В городах их»: т.е. в тех городах, в которые Он пришел, – галилейских (ср. Мф. 4:23Мф. 9:35Мф. 12:9), может быть соседних с Капернаумом.

2-3.«Иоанн (Креститель), услышав о делах Христовых»: побуждение к посланию учеников – дошедший до Иоанна слух о делах Христовых. Под делами, конечно, разумеются главным образом чудесные дела Господа; впрочем, нет нужды ограничивать смысл слова только ими, можно разуметь Его действия вообще в обширном смысле (ср. Ин. 5:36). – «В темнице»: в крепости Махерской, на восточном берегу Мертвого моря, куда заключил Крестителя Ирод Антипа (см. Мф. 14:3). Он, находясь в темнице, слышал о делах Господа от своих же учеников (Лк. 7:17), с которыми, как видно из сего места и других, ему дозволено было и в темнице иметь сношения. – «Ты ли тот, который должен придти» (ср. Ин. 6:14Евр. 10:37): т.е. Мессия, который, так как явления Его ожидали давно, а особенно в это время, и так как были уверены в скором Его явлении, назывался просто «грядущим», или имеющим или долженствовавшим придти, может быть применительно к словам Псалмов (Пс. 49:8Пс. 117:26) или Малахии (Мал. 3:1). – «Или ожидать другого»: или Мессия еще только придет, другой, а не Ты? – Что значит этот вопрос от лица Иоанна? Усомнился ли он в том, что Господь Иисус действительно есть Мессия, которого он, Иоанн, был предтечею? Предполагать в Иоанне таковое сомнение, как бы ни утончали оное психологически, как бы ни умаляли силу и значение его, невозможно; это противоречит всей предшествующей деятельности Иоанна: ему были непосредственные откровения и удостоверительные знамения, что крещенный им Иисус есть действительно обетованный Мессия (Ин. 1:32-34), и его понятия о Мессии и Его царстве были истинные и духовные понятия, а не ложные и плотские понятия иудеев (Ин. 1:29, 35Ин. 3:33-36), так что в действиях Иисуса Христа он не мог видеть ничего такого, что могло бы подать ему какой-либо повод хотя мало усомниться в том, что Иисус есть действительно и истинно Мессия. Предполагать с Тертуллианом (contr. Мк. 4:18), что, после того как Иоанн исполнил свое служение в качестве предтечи Мессии, Дух Святой оставил его, и Иоанн, как обыкновенный человек, мог усомниться в Иисусе, как Мессии, нет никаких оснований. Предполагать, что Иоанн хотел удостовериться, тот ли это творит дошедшие до него по слухам дела, которого он крестил и о котором он свидетельствовал как о Мессии, или другой, а равно предполагать, что Иоанн этим вопросом хотел вызвать Иисуса на более решительный образ действий в качестве Мессии – также нет основания; это догадки, не имеющие ни в чем твердой опоры для себя. Справедливо изъяснить сие послание учеников и вопрос, согласно с древними отцами и учителями церкви (Ориг., Злат., Август., Иерон., Илар., Феофил., Евф. Зигаб.), тем, что Иоанн это сделал не для разрешения своего сомнения, а для большего и сильнейшего удостоверения своих учеников в том, что Господь Иисус есть действительный и истинный Мессия, обетованный издревле. «Для чего Иоанн посылал спрашивать? Для того, что ученики Иоанновы, как всякий приметить может, не расположены были к Иисусу и всегда Ему завидовали (ср. Ин. 3:26Мф. 9:14). Ибо они еще не знали, кто был Христос; но, почитая Иисуса простым человеком, а Иоанна более нежели человеком, с досадой смотрели на то, что слава Иисусова возрастала, а Иоанн, как сам о себе говорил, приближался уже к концу. Все это препятствовало им придти к Иисусу, так как зависть преграждала доступ. И хотя Иоанн, доколе находился с ними, часто их вразумлял и учил, впрочем, и тем не убедил. Когда же приближался уже к смерти, еще более о том заботился…, и сам уже не дает им советов, посылает не всех, а только двоих, о которых может быть знал, что они способнее прочих уверовать, дабы вопрос не был подозрителен и дабы они из самых дел увидели разность между ним и Иисусом (свт. Златоуст, раскрывая подробно это свое толкование, опровергает некоторые другие, принятые в его время, толкования).

4-6.«Скажите Иоанну»: кто прислал с вопросом, тому посылает и ответ, хотя, по вышесказанному, не Иоанн нуждался в этом удостоверительном ответе, а ученики его. – «Что слышите и видите» и пр., ев. Лука говорит, описывая то же событие, что Иисус в это время многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение (Лк. 7:21). Указывая на сии чудотворения Свои, Господь тем самым отвечает на вопрос Иоанна утвердительно, т.е. что Он есть действительно Тот, который должен придти – Мессия: ибо такие дела, по пророчеству Исаии (Ис. 35:5 и дал., Ис. 61:1 и дал.) должен творить Мессия. Пророки, хотя творили чудеса, но не столь поразительные и не в таком обилии; при том же Господь творил их во Свое имя и Своим собственным могуществом, тогда как пророки творили их во имя Божие и силою Божией. Он посему творил такие чудеса и так, какие и как мог творить только Мессия. – «Нищим благовествуется»: нищие – бедные, несчастные, по мнению мира, труждающиеся и обремененные (ст. 28). Таковые по преимуществу собирались вокруг Господа, возвещавшего им наступление царствия Божия; им принадлежало участие в сем царстве, если они, как нищие духом, глубоко чувствовали потребность спасения, с любовью и усердием слушали слово Его и передавали оное другим. Блаженный Феофилакт под нищими разумеет также «Апостолов, которые, как рыбари, действительно были нищи и презираемы за свою простоту». – «Не соблазнится о Мне»: соблазниться о ком значит усомниться в чьем-либо достоинстве, иметь ложные, уничижительные представления, по какому-либо поводу, вследствие сего – не доверять такому лицу или глумиться над ним (ср. Мф. 13:57Мф. 26:31, 33). Блажен, кто не соблазнится Моим уничижением или бедностью Моей жизни до того, чтобы из-за сего не верить Мне или отвергать Мое учение. Блажен, кто, сквозь покров смирения, по делам Моим видит и признает во Мне истинного Мессию. Конечно, это относится не к Иоанну, который еще в то время, когда Господь не творил чудес, исповедал Его истинным Мессиею, Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира. Слова сии относятся к обличению соблазна учеников Иоанна. «Ибо как они соблазнились о Нем, то обнаружив их болезнь, и никого не сделав свидетелем сего обличения, кроме их самих, которые одни понимали сие, тем более привлекал их к Себе, говоря: «блажен, кто не соблазниться о Мне». Ибо сими словами метил собственно на них» (Злат., ср. Феофил.).

7-8.«Когда они пошли»: «для чего Он начал говорить уже по отшествии учеников Иоанновых? Дабы не подумали, что Он льстит Иоанну» (Злат.). – «Говорит народу»: «для учеников Иоанновых Спаситель сделал, что нужно было сделать, и они возвратились, уверившись в том, что Он есть Мессия, посредством чудес, совершенных перед ними. Теперь надлежало подать нужное врачевство и народу… Ибо вопрос их мог породить много неуместных сомнений» (Злат., ср. Феофил.). – «О Иоанне»: о его характере и служении, чтобы показать свое отношение к нему, как к Своему предтече, и вместе с тем устранить те неуместные сомнения, которые мог возбудить в народе вопрос учеников Иоанновых. Народ мог подумать, что Иоанн или 1) непостоянный, колеблющийся человек, который говорил прежде одно, а теперь думает другое об Иисусе; или 2) что он в темнице махерской переменился и желал изменить свою строгую жизнь на удобства житейские, на более изнеженную и роскошную жизнь, отказавшись от прежнего своего служения. Всякие подобные неуместные предположения устраняет Господь, ссылаясь на собственное сознание слушателей о том, чего они прежде ожидали от Иоанна и что нашли. Думали ли они, выходя к нему в пустыню, видеть в нем человека колеблющегося, не с твердыми убеждениями, не с твердым словом (ст. 7), или человека, склонного к изнеженности (ст. 8)? Нет, они видели в нем пророка; он был даже более чем пророк ветхозаветный (ст. 9). «Разрешает смущающие их помыслы, показывая тем, что Он знает тайные мысли всех (Злат.). – «Ходили вы в пустыню»: когда Иоанн проповедовал там, приготовляя людей к принятию Мессии (Мф. 3:2 и дал.). – «Трость ли ветром колеблемую»: место, где проповедовал и крестил Иоанн, ежегодно омываемое Иорданом при разливе его, изобиловало тростником легким, тонким и гибким, удобно и легко колеблемым от ветра. Эти легкие колеблющиеся тростники представляются образом людей, непостоянных в своих убеждениях и образ действий, которые в одно время говорят и делают то и так, а потом иначе. Предложенным вопросом Господь самих служителей Своих призывает во свидетели того, что Иоанн не непостоянный человек, не мог изменить своих мыслей об Иисусе и отказаться от прежних своих свидетельств о Нем, как пришедшем Мессии (ср. Феофил.). – «Одетого в мягкие одежды»: легкие, мягкие из тонкого льна одежды, на которые здесь содержится указание, были одеждами людей изнеженных, богатых, преданных роскоши, и служили не столько покровом для тела, сколько изысканным украшением. – Видели ли что подобное на Иоанне? Стремился ли он когда-либо не только к роскоши, но даже к простым удобствам жизни? Можно ли предполагать, что он в темнице не мог вынести тяжести жизни и, стремясь к удобствам житейским, изменил своему характеру и служению? «Что Иоанн не был рабом роскоши, это показывает его одежда, пустыня и темница» (Злат., ср. Феофил.).

9-10.«Пророка»: иудеи действительно почитали Иоанна за пророка (Мф. 14:5Мф. 21:26). Господь, подтверждая справедливость сего мнения, говорит, что Иоанн даже более чем пророк. Он более других пророков «по причине близости своей к пришедшему» (Злат.). Он не только последний и величайший из ветхозаветных пророков, но вместе предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь (ср. Феофил.). Притом самое пророчество его о Христе яснее, чем пророчества других ветхозаветных пророков. Иудеи смотрели как на великих пророков особенно на тех, которых пророчества о Христе были яснее других. Посему Исаию они поставляли выше прочих пророков, но Иоанн превзошел и его. Как предтеча Мессии, он говорил о Нем так ясно и точно, как не мог говорить ни один из ветхозаветных пророков, прямо указывая на пришедшего Мессию перстом. Посему он более пророка. – «О котором написано»: через пророка Малахию – Мал. 3:1. Место приведено свободно по еврейскому тексту. То же пророчество в сущности у Исаии (Ис. 40:3). У Малахии Бог Иегова говорит, что Он перед Своим лицом пошлет Ангела уравнять путь перед Собою. Изъясняя истинный смысл этого древнего пророчества, Господь относит послание Богом вестника (ангела) к Своему пришествию, называя таковым вестником Предтечу своего Иоанна. – «Приготовит путь»: уравняет путь – образное выражение приготовления народа к пришествию Мессии (ср. прим. к Мф. 3:3).

11.«Из рожденных женами»: из всех вообще людей, которые обозначаются здесь по их прирожденному свойству – слабости, несовершенству, греховности и т.п. – «Бóльший»: высший, совершеннейший, лучший. – «Меньший» же и пр.: что значит это изречение? Перед кем унижается больший из рожденных женами, величайший из людей? Несообразно думать, чтобы член царства Мессии (Царства Небесного) меньший, т.е. всякий христианин, был больше Иоанна; нельзя даже думать, чтобы и меньший из Апостолов («сих малых» – Мф. 10:42) был выше Иоанна. Справедливее думать, вместе с древними толкователями (Злат., Илар., Феофил., Евфим. Зигаб.), что под меньшим Спаситель прикровенно разумеет Себя Самого. «Дабы великие похвалы не породили неприличного мнения о Иоанне в иудеях, которые предпочитали его Христу, смотри, как Господь предотвращает и сие зло. Ибо, как то, чтó служило к утверждению учеников Иоанновых, причинило вред народу, который почел его легкомысленным, так и от того, чтó служило к исправлению народа, бóльший бы произошел вред, если бы слова Христовы подали повод иудеям предпочитать ему Иоанна. Посему и это не обинуясь исправляет, говоря: «меньший в Царстве Небесном больше его, т.е. меньший по возрасту и по мнению многих; ибо об Нем говорили, что Он ядца и винопийца, также: «не плотников ли Он сын», и везде унижали Его… Говоря о Себе так (меньший), Он справедливо скрывает лице Свое как по причине господствовавшего о Нем мнения, так и для того, чтобы не подумали, что Он слишком превозносит Себя» (Злат., ср. Феофил.).

12.«От дней Иоанна Крестителя»: с того времени, как Иоанн Креститель вышел на проповедь о наступающем царстве Божием, царстве Мессии. – «Силою берется» как бы завоевывается (βιάξεται). Сим впрочем означается собственно не столько трудность в достижении Царства Небесного со времени проповеди Крестителевой, как это может показаться с первого взгляда, даже вообще не столько способ, как достигается Царство Небесное людьми: ибо оно всегда достигалось не без усилий, а для ветхозаветных, живших до Иоанна – под законом, достижение оправдания перед Богом еще труднее было, чем для христиан, которым дано более средств достигать сего царства. Сими словами образно обозначается преимущественно та сила, та стремительность, препобеждающая все препятствия, с какою устремились со времен Крестителя люди к достижению Царства Небесного. Великое множество людей устремилось к Иоанну, когда он явился с проповедью о царстве Мессии, чтобы слушать эту проповедь, как бы силой хотели взять Царство Небесное (образ взят от осады и взятия крепости или города). И это продолжается, говорит Господь, «доныне»: ибо толпы народа не перестают стремиться – внимать проповеди Христовой о Царстве Небесном, с лишениями и усилием ищут слышать эту проповедь и восхитить это царство. И таковые, употребляющие усилие, стремящиеся, достигают, получают это царство. Св. Златоуст так перефразирует это изречение: «с каждым днем возрастает вера в Меня, ибо сделалась столь ясною и очевидно, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходит ко Мне с усердием». – «Употребляющие усилие» (βιασταί), следовательно, суть все верующие, в их усиленном, горячем стремлении к Царству Небесному.

13.«Ибо все пророки» и пр.: причина, по которой со времени Иоанна явилось такое горячее стремление к Царству Небесному. Все пророки и закон прорекали до Иоанна; до него продолжался период ветхозаветного пророчества, и он явился как последний ветхозаветный пророк и вместе предтеча Мессии. Поэтому такое пламенное стремление к царству Мессии не могло возникнуть прежде Иоанна, а только с его явлением, когда заключился период ветхозаветных пророков, и царство Мессии объявлено через Иоанна не только близким, но уже и наступившим. – «И закон»: ибо с Моисея, законодателя ветхозаветного, начинается период пророчества (Ин. 5:46Деян. 7:37Рим. 10:6Рим. 11:19), хотя пророчество не составляет существенной черты закона, почему закон здесь не поставлен после пророков.

14.«Если хотите принять»: основание такой условной речи в том, что изрекаемое Христом до такой степени отличалось от обычных представлений иудеев, что могло возбудить в них недоверие к словам Христовым, особенно когда положение Иоанна, заключенного в темницу, по понятиям иудеев, было не согласно с тем, что хочет сказать о нем Иисус Христос. – «Он есть Илия» и пр.: великий пророк, который взят был на огненной колеснице на небо (4Цар. 2:11). Пророк Малахия предсказывал (Мал. 4:5-6), что Илия будет послан пред лицем Мессии, чтобы приготовить Ему путь. Это, конечно, не значило, что сам ветхозаветный Илия должен явиться, а подобный оному Илии, или, как говорится в Евангелии от Луки, человек «с духом и силою Илии» (Лк. 1:17). Но это пророчество было понято иудеями в собственном смысле; они ожидали самого Илию, Иеремию или некоторых других пророков, которые приготовят путь Мессии (Мф. 16:14Мф. 17:10Ин. 1:21). Господь объясняет истинный смысл пророчества, указывая Илию в Иоанне, и так как это до такой степени противоречило убеждению иудеев, что могло показаться им совершенно невероятным, – то Он и предваряет это объяснение речью: «если хотите принять».

15.«Кто имеет уши» и пр.: Господь часто пользуется этим выражением. Кажется, оно было народной пословицей, или обычным выражением народных учителей-раввинов, и означало, что должно слушателям быть особенно внимательными к словам, которые сим выражением предваряются или сопровождаются. Поелику Господь особенно высокое значение придавал своей речи об Иоанне, то Он и заключает ее призванием к внимательности: пусть тот между вами, кто способен понимать не для всех понятный смысл некоторых событий и значение некоторых лиц, пусть будет внимателен, пусть вникнет и поймет!

16-17.«Кому уподоблю род сей»: от речи о великом Иоанне и высоком его служении Спаситель обращается к изображению отношений народа к Иоанну и Себе, указывая, как этот род строптивый и упорный (в массе) не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Христовыми. Господь уподобляет современное поколение (γενεά) иудеев детям, жалующимся на своих товарищей за то, что эти товарищи не присоединяются к их играм, ни веселым, ни печальным, и укоряют их за то. – «Сидят на торжищах» или «улице»: месте общих детских игр. – «Товарищам»: которые тут же на улице, но не участвуют в общих играх. – «Играли на свирели»: был (как и есть) обычай, что по случаю праздников или особых торжеств совершались пляски под звуки свирели и других музыкальных инструментов (ср. Мф. 25:1-12). Как дети всех времен, и тогдашние дети подражали взрослым, и в своих детских играх делали то же, что взрослые. – «Пели печальные песни»: похороны, как мы замечали уже (прим. к Мф. 9:23), сопровождались печальными причитаньями и иногда также под музыку; вероятно в кругу детских игр входило подражание и этим причитаньям. Дети и представляются невольными и жалующимися на своих товарищей, что те не принимают участия ни в того, ни в другого рода играх их, упрекают и поносят их.

18-19.«Пришел Иоанн» и пр.: поясняется прямо приточная речь; общий смысл речи в приложении к уподоблению таков: пришел с проповедью Иоанн Креститель, строгий подвижник, ни ядущий, ни пьющий, требовавший покаяния, плача и сетования, и потому не участвовавший в ваших весельях и ликованиях, и вы жаловались на него и упрекали его. Пришел за ним Сын Человеческий (см. прим. к Мф. 8:20), ядущий и пьющий и вы опять жалуетесь, что Он не участвует в вашей скорби, возбужденной проповедью Иоанна. Но это все не более как детская игра с вашей стороны; Божия же премудрость оправдалась в понимающих истинное положение дел, а не смотрящих только на игру детей. – «Ни ест, ни пьет»: т.е. воздерживается от употребления известного рода пищи и от вина, по обету Назорея; вообще ведет себя как строгий подвижник. – «В нем бес»: он одержим нечистым духом и потому отличается странностями, по которым он и не ест и не пьет, т.е. отличается крайней умеренностью, не соответствует их веселому житейскому настроению (они играли на свирели, а он не плясал). – «Ест и пьет»: не воздерживается, как Назорей, от известного рода пищи и от вина, подобно Иоанну, а вот Его упрекают в излишестве их употребления, не соответствующем строгим требованиям Крестителевой проповеди (они пели плачевные песни, а Он не рыдал). Святой Златоуст дает и другое объяснение сему месту, относя «мы» и пр. ко Христу и Иоанну, а «вам» и пр. ко иудеям. «Иисус сказал: «мы играли вам на свирели и вы не плясали, т.е. Я вел жизнь не строгую, и вы не покорились Мне; «мы пели вам печальные песни, а вы не рыдали», т.е. Иоанн проводил жизнь строгую, и вы не внимали ему. Что Господь употребляет простые и не благородные сравнения, ты не удивляйся сему. Он говорил, приспособляясь к немощи слушателей. И Иезекииль часто употребляет сравнения, приличные иудеям, но не сообразные с величием Божиим; но и это есть дело особенного попечения Божия о нас» (Злат., ср. Феофил.). «Жизнь Иоанна уподобляет плачу, потому что Иоанн обнаруживал большую строгость и в словах, и в действиях: а жизнь Христа уподобляется свирели, так как Господь был весьма приветлив ко всем, ко всем снисходителен… Пища Иоанна была грубая и не везде находимая: ни хлеба он не ел, ни вина не пил. Напротив, у Христа была пища обыкновенная: Он и хлеб ел, и вино пил… Проповеднику покаяния так и следовало представлять в себе образ сетования и плача, а Подателю оставления грехов быть веселым и радостным» (Феофил.). – «Оправдана премудрость чадами ее»: чада мудрости суть мудрые, те, которые правильно понимают предметы, события и их взаимное отношение. Истинная, Божественная премудрость, которая явилась в лице и действиях Иоанна, и особенно в лице и действиях воплотившейся Премудрости – Иисуса Христа, «оправдана» – познана, как истинная мудрость, чадами ее, – теми, кто ищет ее, любит ее, приобретает ее; оправдалась именно тем, что они не дозволяли себе увлечься мнением о Христе и Иоанне неправильным, какое имели иудеи (род сей), и узнали в них Мессию и предтечу Его, т.е. имели правильное о них понятие. Св. Златоуст и блж. Феофилакт указывают и другой смысл слова «оправдана» в этом изречении о премудрости: «хотя вы и остались неубежденными, но уже не можете обвинить меня. Так и о Боге Отце говорит пророк: «яко да оправдишися во словесех Твоих». Ибо хотя Бог и не видит никакого плода от Своего о нас попечения, однако же со Своей стороны исполняет все, дабы людям бесстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям» (Злат.). «Когда уже говорит, ни Иоаннова, ни Моя жизнь не нравятся вам, и вы отвергаете все пути спасения, то Я – Премудрость Божия – оказываюсь правым не перед фарисеями, а перед чадами Своими, и вы уже не будете иметь оправдания…, ибо Я со Своей стороны исполнил все; а вы неверием своим доказываете, что Я прав, как не опустивший ничего» (Феофил.).

20-22.«Тогда начал укорять» и пр.: к укоризне, обращенной к «роду сему» (ст. 16) Господь присоединяет укоризну в частности жителям тех городов, «в которых наиболее явлено было сил Его», т.е. необыкновенных действий, знамений и чудес, которые могли обратить к вере в Него сердца неверующих и пробудить в них покаяние, необходимое для вступления в царство Мессии. – «Хоразин, Вифсаида»: небольшие города недалеко от Капернаума; впрочем, положение их в точности неизвестно, по крайней мере, первого из них. – «Вифсаида» буквально значит «дом ловли»; по своему местоположению, кажется на самом берегу (западном) Галилейского озера, городок, вероятно, производил обширную ловлю рыбы. Апостолы Андрей, Петр и Филипп были родом из этого города (Ин. 1:44). Городок этот отличается от другой Вифсаиды, названной Юлиею в честь Юлии, дочери Римского императора, и лежавшей в нескольких верстах к северо-востоку от Галилейского озера. О силах, явленных в Хоразине и Вифсаиде, в Евангелиях не сохранилось сказаний (Ин. 20:30). – «Тир и Сидон»: финикийские города, некогда богатые, великолепные, славившиеся особенно своей торговлей. Они расположены были по берегу Средиземного моря к северо-западу от Иудеи, и потому хорошо были известны евреям. Из Тира Соломон получал большую часть материалов для постройки Иерусалимского храма (2Пар. 2:11-16). Сидон первоначально входил в пределы колена Асирова (Нав. 19:28); но это колено никогда не смогло овладеть им (Суд. 1:31). Эти города были очень древни и славны по своей морской торговле. Жители их, известные своей роскошью, были некогда первыми морскими торговцами тогдашнего мира (ср. Ис. гл. 23. Иез. 26:4-14). Впрочем, блеск их значительно померк около времен Спасителя, сравнительно с прежним, под ударами вавилонян, египтян и римлян, во исполнение древних иудейских пророчеств о них. – Даже и эти роскошные и порочные города, говорит Господь, покаялись бы и обратились к вере в Бога и обещанного людям Мессию, если бы в них соделаны были те необычайные дела, какие Спаситель совершал в помянутых городах галилейских. – «Во вретище и пепле»: вретище – широкая одежда из грубой ткани, одежда по преимуществу бедных. Ее надевали и богатые в знак печали и скорби; знаком того же служило посыпание пеплом и пылью головы (Иов. 1:21Иов. 2:12Иер. 6:26). – «Отраднее будет»: см. прим. к Мф. 10:15.

23-24.«Капернаум»: см. прим. к Мф. 4:13. – «До неба вознесшийся»: вознестись, возвыситься до неба, значит иногда, на языке библейском, возгордиться, замечтаться о себе, о своих мнимых достоинствах и счастье (Ис. 14:13). Капернаум был сравнительно с окружающими его городами, довольно значительный торговый город, лежавший на большой караванной дороге между Газой филистимской и Дамаском сирским. По относительному благосостоянию своему может быть он и представляется возвысившимся до небес, – выше прочих окружающих его городов. Вероятнее, впрочем, что здесь разумеется возвышение Капернаума перед прочими городами тем, что в нем по преимуществу обитал Иисус Христос, проповедовал и творил чудеса, когда жил в Галилее (ср. Феофил. и Злат.). – «До ада низвергнешься»: вознесшийся теперь, унижен будешь после. Слово «ад» не означает здесь места вечного мучения грешников в тесном смысле, как и слово «небо» здесь не означает места вечного блаженства праведников; оно означает здесь только унижение, разрушение. Город знатный некогда, видный между всеми, будет унижен, разрушен. Это предсказание в точности исполнилось. В войнах иудеев с римлянами этот и другие окрестные города до такой степени были опустошены и разрушены, что вместо них остались лишь одни бедные деревеньки. Но это только временное наказание; «в день же суда» жители этого города, не хотевшие внимать слову и делам Господа, будут наказаны строже, чем жители Содома (ср. прим. к Мф. 10:15). – «Оставался бы»: не был разрушен (ср. то же прим.). – «Отраднее»: см. то же примечание. «Вам – тебе»: «вам – сказано жителям этого города, а тебе – самому городу» (Евф. Зигаб.); вам – не слушателям Господа (ср. ст. 22).

25-26.«В то время»: ср. прим. к Мф. 3:1. – «Продолжая речь» с подлинника (αποχριθείς) «отвещав», или начав снова речь по известному побуждению, к которому и относится последующая речь, или на которое она служит ответом (ср. Мф. 22:1Мф. 28:5Ин. 2:18Ин. 5:17 и др.). – «Утаил сие» – что? Прямо не указывается здесь. Из самого содержания этого славословия можно заключить, что здесь разумеется откровение ученикам тайн новоустрояемого царства Мессии. – «От мудрых и разумных»: тех, которые сами себя считали мудрыми и умными, не обладая истинной мудростью, а имея лишь мирскую, ложную мудрость; это – лжемудрые, лжеученые, все те, наконец, которые не заслуживают в истинном смысле названия мудрых и разумных (1Кор. 1:26-27). Вероятно, в частности здесь имеются в виду книжники и фарисеи, которые по преимуществу считали себя и считались в народе мудрыми и разумными (ср. Ин. 9:40, Злат., Феофил.). – «Младенцам»: простым, как младенцы, не учившимся еще мудрости у людей, не посещавшим книжнических школ иудейских. Речь идет очевидно, главным образом, об Апостолах Христовых, некнижных и простых как младенцы людях. Им открыты тайны царствия: они приняли и сами проповедуют Евангелие царствия, а мнимо мудрые и разумные не только не принимают сего благовествования, но еще и препятствуют и другим принимать оное, преследуют и самих благовестников. «Слово «утаил» не означает того, что Бог был причиной сего, но сказано в том же смысле, в каком говорил Павел: «предал их Бог в неискусен ум» (Рим. 1:28) и «ослепил помышления их», не означая того, будто Бог сие производит, но относя сие к людям, подающим к тому причину… Почему же от них утаил? Послушай, что говорит на сие Павел: усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим. 10:3)… Итак, что? Ужели Он радуется о погибели и о том, что они сего не узнали? Никак; но наилучший путь спасения состоит в том, чтобы презирающих предлагаемое учение и не хотящих принимать оного, не принуждать» (Злат., ср. Феофил.) – «Таково Твое благоволение»: такова Твоя благая воля, так Тебе угодно, Тебе, премудрому, Который все ведешь к лучшему иногда такими путями, которые могут казаться миру неправильными. Странным миру может показаться, что не мудрым и разумным его открыты тайны Царствия, а простецам; но такова воля Твоя, и – мир узнает, что сделано премудро.

27.«Все мне предано»: «когда слышишь «предано», не предполагай тут ничего человеческого, ибо сие выражение не должно вести тебя к той мысли, будто два Бога перворожденных» (Злат.). Управление миром принадлежит Христу, как ходатаю, как посреднику в искуплении рода человеческого (Еф. 1:20-22), и Он все направляет ко благу святой своей церкви, доколе не предаст все преданное Ему царство опять Богу Отцу (1Кор. 15:24). – «Никто не знает Сына»: природа Сына Божия, тайна единства в Нем Божественного и человеческого естества, высота и чистота Его Божественного характера таковы, что ни один человек не может их вполне понять и узнать; один Бог Отец знает Его совершенно. – «Кроме Отца»: «здесь не обвиняет Духа в неведении, но свидетельствует, что в Отце в первом есть ведение Его естества» (Вас. Вел. 7, 166). То же должно заметить и о дальнейшем изречении: «кроме Сына». – «И Отца не знает никто»: ни человек, ни ангел и никакое творение не может постигнуть и узнать вполне Бога, во свете живущего неприступном. Только «Сын, сущий в лоне Отчи» знает Его вполне (Ин. 1:18). «Когда говорит: и «Отца не знает никто, кроме Сына, не то разумеет, что все Его не познали, но что никто об Отце не имеет такого знания, какое имеет о Нем Сын. То же можно сказать и о Сыне… ибо мы и Сына не знаем так, как должно знать» (Злат.). «Кому Сын хочет открыть»: Бог вполне открылся человеку в Сыне (Ин. 14:8-9) и через Сына (Евр. 1:1). Но чтобы познать Его в Сыне и через Сына, нужно также благоволение и благодать Сына, стяжаемая верою в Него и любовью (Ин. 14:21, 23). Сын хочет всякому человеку открыть Отца, только бы человек сам способен и достоин был принять таковое откровение.

28.«Все труждающиеся и обремененные»: разумеются первоначально обремененные игом закона, постановлений и преданий старцев иудеи, на которых как бы тяжестью какой лежали эти постановления, тем более, что и точному исполнителю их они не давали отрадного и успокоительного чувства свободы от греха (Деян. 15:10Деян. 13:39Рим. 7:7 и дал.). Затем, это воззвание Господа относится ко всем вообще грешникам, бременящимся своими грехами, сознающим опасность своего положения и ищущим освобождения от тяжести греховной. (Блж. Феофилакт разумеет под труждающимися иудеев, как проходящих тяжкое законное послушание и трудящихся в исполнении заповедей закона, а под «обремененными» – язычников, которые обременены были тяжестью грехов). – «Я упокою»: «освобожу вас и от этого труда и от этого бремени» (Евф. Зигаб.); сниму с вас иго ветхозаветного закона, обрядов, постановлений и преданий; сниму с вас тяжесть грехов ваших и дарую вам мир душевный (ср. Ин. 14:27Ин. 16:23Рим. 5:1); вы успокоитесь как усталые путники, пришедшие на ночлег и сложившие тяжелые ноши свои. «Не тот или тот приходи, но придите все находящиеся в заботах, скорбях и грехах… чтобы Я разрешил грехи ваши. Я, говорит, упокою вас; Он не сказал: спасу только, но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности» (Злат.).

29-30.«Иго Мое»: всякая религия налагает на человека известные обязанности, которые составляют для человека как бы иго; точно также и религия Христова возлагает на человека иго учения и бремя заповедей. – Но если сравнивать это иго и бремя с игом закона Моисеева, с игом разных религиозных обрядов языческих культов, с бременем, которое налагает на человека грех вообще: то иго и бремя Христово несравненно легче их, не говоря уже о том, что оно – единственное «иго благое и бремя легкое». Ибо существо сего ига и бремени составляет «любовь» как со стороны Самого Бога, так и со стороны человека. Приходя ко Христу, человек получает прощение грехов и обновление; последуя Ему, он как в счастии, так и в несчастии наслаждается миром, превосходящим всяк ум (Флп. 4:7), какого не может дать мир (Ин. 14:27); при испытаниях, бедствиях, преследованиях он имеет надежду на награду; в тягостях вообще получает благодатную помощь; грешит ли, приемлет прощение по вере и любви. Наконец, «иго сие благо и бремя легко» «по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание» (Григ. Богосл. 4, 170). «Как же Он сказал прежде: узки врата и тесен путь? Когда будешь предаваться беспечности, когда будешь унывать. Если же исполнишь заповеданное, бремя будет легким… И нам это можно исполнить? Если будешь смирен, кроток, скромен: ибо смирение есть мать всякого любомудрия. Если же ты еще боишься и содрогаешься, слыша об иге и бремени, то этот страх не от свойства самой вещи, но от твоей лености. Видишь ли, как всеми средствами Он возбуждает к смиренномудрию, – то Своими дарами: «научитесь от Меня, ибо Я кроток»; то обещаемою им пользой: «найдете покой душам вашим»; то щедротами Своими: «Я упокою вас»; то облегчением их ига: «иго Мое благо, и бремя Мое легко?..» Если же и после всего того добродетель представляется тебе тяжкою: то знай, что порок еще тягостнее… Ибо ничто так не обременяет души, ничто так не ослепляет мысли и не преклоняет долу, как сознание греха» (Злат.).