- 1.
Ст. 1-10, 15, 17 И видевше людие, яко умедли Моисей снити с горы, принуждаху Аарона: сотвори нам боги, иже пойдут пред нами. Моисей бо, сей человек, иже изведе нас от земли египетския, не вемы, что бысть ему. Разве Моисей не при вас взошел на гору, не пред вашими очами вступил в облако? Идите на гору, и если не найдете ни Моисея, ни Иисуса, делайте, что вам угодно. Если с вами манна, с вами крастели, с вами столп и облако; то как нет с вами Моисея, когда с вами все, что сделано его рукою? Аарон препирался с народом, но увидел, что и его хотят побить камнями, как побили Ора, к которому Моисей, восходя на гору, повелел народным старейшинам до возвращения своего с горы ходити на суд (Исх 24:14). Ибо после сего об Оре уже не упоминается; почему и говорят, что во время возмущения против Аарона, при слиянии тельца, Ор умерщвлен, как воспрещавший Евреям изменить Богу. Посему, Аарон, чтобы избежать смерти, и чтобы Евреи не подверглись наказанию за убиение его, и вместо одного тельца не сделали себе многих богов и не возвратились к Египту, хотя бы и не вошли в самый Египет; - с хитрым намерением посылает принести усерязи жен своих, надеясь, что жены, или жалея серег своих, или из любви к Богу, отклонят мужей от слияния тельца. Однако же написано: изъяша вси людие усерязи златы, яже во ушесех их, и принесоша к Аарону. Как дороги им были серьги, когда брали их у Египтянок, так и теперь дорог стал телец, так что на слияние его отдают и серьги свои. Художники взяли золото, сделали болван и слили тельца, и все сказали: вот бог твой, который извел тебя из земли египетской. Так, Евреи отвергли Бога, Который сотворил для них все чудеса на море и на суше, и тельцу, которого возлюбили, приписали то, чего он не сделал. И сказанное, что Аарон, устрашившись, создал тельцу алтарь, делает вероятным, что Ор был умерщвлен, когда народ заставлял их священнодействовать пред тельцом. Но Аарон, чтобы продолжить время до возвращения Моисеева с горы, говорит: праздник Господень утре. И обутренневав приносят тельцу жертвы. Те самые, которые ели манну, пили воду, источенную Моисеем, и были под облаком, теперь восташа играти пред тельцом. И рече к Моисею: то есть, Бог истины сказал богу народа: беззаконноваша людие твои, ихже извел еси из земли египетския. Сотвориша себе тельца, и реша: сей бог твой, иже изведе тя из Египта. Бог открывает сие Моисею, чтобы побудить его к молитве. Почему, вместо того, чтобы сказать: удержи Меня, чтобы не погубил их, говорит: остави Мя, и потреблю их. Ибо, если бы Бог хотел погубить народ, то не открыл бы народного грехопадения тому, кто готов был ходатайствовать за народ. А потому, если Бог открыл Моисею, то сие самое показывает, что не был намерен погубить народ. Таким образом, Бог сперва Сам вознамерился простить Евреев, а потом и Моисея побудил молиться за них. Но чтобы грех прощен был не даром, и чтобы прощение не послужило к большему вреду, Бог открывает Моисею, что погубит народ, чтобы, когда Моисей принесет за них молитву и грех будет прощен, и самое прощение было многоценнее в глазах Евреев, и молившийся за них возвысился в их мнении. Когда же Моисей молитвою своею и воспоминанием об отцах их умилостивил Бога на горе; тогда вместе с Иисусом возвратився Моисей, сниде с горы: и две скрижали в руку его. И рече Иисус: глас ратный в полце. Если бы Иисус до сего времени был в стане: то не сказал бы сего; потому что знал бы о слиянии тельца. Не сказал бы также сего, если бы он был при Моисее; потому что слышал бы, что Бог сказал Моисею: беззаконноваша людие твои. Посему, Иисус не был ни с Моисеем, ни с народом, но оставался между Моисеем и народом; то есть семь дней пребывал вместе с учителем; а после того, как воззвал Господь Моисея, остался уже один без учителя.
- 2.
И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 3.
И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 4.
Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 5.
Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 6.
На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 7.
И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 8.
скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 9.
И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный;
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 10.
итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 15.
И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 17.
И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.
См. Толкование на (Исх 32:1)
- 19.
Ст. 19-20 И егда приближашеся Моисей к полку, узре тельца и лики; и сокруши принесенные с горы скрижали под горою. Ибо к чему были бы заповеди народу, который Законодателя променял на тельца? Поелику же Моисей не знал, кем слит телец; то сожже тельца, и сотре его, и разсыпа прах его по воде, и напои ею люди; и виновные в слиянии тельца опухли от праха сего тельца. Ибо, хотя серьги давал весь народ, однако же были и такие, которые сделали это из страха, как и сам Аарон из страха создал алтарь тельцу. Посему, прах тельца произвел опухоль в тех только, которые измыслили сие дело, и других побудили требовать исполнения.
- 20.
и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
См. Толкование на (Исх 32:19)
- 26.
Ст. 26-28 Ста же Моисей во вратех полка, и рече: аще кто есть Господень да идет ко мне; снидошася убо к нему вси сынове Левиины. И рече им: сия глаголет Господь Бог Израилев: препояшите кийждо свой меч при дебре. Бог не говорил сего Моисею, хотя изрек и большее, прежде нежели умилостивлен был Моисеем. Ибо, после того, как умолен был Моисеем, сказано: и умилостивися Господь о зле, еже рече сотворити людем Своим. Моисей на горе - молитвенник, а под горою - каратель; пред правосудием он - умилостивитель, а в стане - ревнитель, потому что наказывая исполняет Божие определение. Пройдите и возвратитеся от врат до врат сквозе полк, и убийте кийждо брата своего, и кийждо ближняго своего, и кийждо соседа своего, то есть, убивайте всех на ком видно знамение тельца, сродник ли это, или ближний, брат ли, сын ли, отец ли. И сотвориша сынове Левиины, якоже глагола им Моисей, и паде от людей в той день до трех тысящь мужей.
- 27.
И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
См. Толкование на (Исх 32:26)
- 28.
И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
См. Толкование на (Исх 32:26)
- 31.
Ст. 31-32, 34. И возвратися Моисей ко Господу Богу, и рече: истинно согрешиша людие сии грех велик. И ныне остави им грех их: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси. Лучше для меня лишиться будущей жизни, нежели видеть гибель народа сего. Моисей, прося себе смерти за народ, изобразил тем смерть сына Божия, восприятую за все народы. И се Ангел Мой предъидет пред тобою, то есть, пойдет пред тобою вместо меня Ангел. И в день посещения Моего рукою его посещу на них грехи их. Сим не только ободряет, но предостерегает и устрашает народ. Се Аз посылаю Ангела Моего пред тобою, остерегайся его, имя бо Мое на нем (Исх 23:20). Поелику он исполняет Божие дело, то на нем имя Божие
- 32.
прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
См. Толкование на (Исх 32:31)
- 34.
итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.
См. Толкование на (Исх 32:31)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Исход > Глава 32
Глава 32
Ничего нет для сопоставления.