Глава 11

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Огнь потреби часть от полка за то, что у Египтян научились хулам, и у пришельцев, бывших среди них, похотению.

  • 7.

    Ст. 7-8 Манна же бяше аки семя кориандрово. Сказанное о манне, что она была подобна семени кориандра, показывает, что всякая пища из нее могла быть приготовляема, что она имела и вкус, и сочность, и приятность всякой пищи. Вид ея, яко вид кристалла; то есть видом была подобна льду. И меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху из нея потребники; и при этом манна принимала различный вкус. Вкушающие манну, измолотую в жерновах, изображают совершенных; толкущие в ступах представляют праведников; вкушающие манну, сваренную в горшках, представляют кающихся, потому что хлеб их растворен слезами; а делающие из манны потребники изображают грешных, которые питают помыслы свои прахом и пеплом, и едят недозволенное им.

  • 8.

    народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем.

    См. Толкование на (Чис 11:7)

  • 11.

    Ст. 11, 13, 25-26, 28 И рече Моисей ко Господу: … откуду мне мяса, дати всем людем сим? В сих словах видно не сомнение Моисея, а только желание наперед знать, как сие будет, и откуда даны будут мяса. И уя от духа, иже на нем, и возложи на семдесят мужей. Как древесные плоды получают жизненный сок из древесных ветвей; так семьдесят старцев ощутили, что дух, источаясь из Моисея, вошел в их внутренность. Сказанное же, что взято от духа в Моисее и дано семидесяти старцам, не означает, что отъят дух у Моисея, но дает разуметь, что все разумные существа приемлют Духа от Христа. Двое из семидесяти Элдад и Модад пророчествоваша в полце. Иисус говорит Моисею: запрети им. Почему же сказал он это? Говорят, будто бы пророчествовали они: Моисей извел нас из Египта, введет же в землю обетования Иисус. Потому и сказал Моисей: я не ревную о сем, и желал бы, чтобы весь народ соделался причастником дара пророчества, и Господь вместо духа лукавого, который теперь ими движет, отгнав его, дал им Духа Своего Святого.

  • 13.

    откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса.

    См. Толкование на (Чис 11:11)

  • 16.

    Ст. 16-17 Собери семдесят старцев, и да приведеши я ко скинии, и уйму от духа, иже в тебе, и возложу на ня. Собери семьдесят старцев, чтобы помогали Тебе в делах народных; и уйму от духа, иже в тебе, и возложу на ня, чтобы не превозносились пред тобою, зная, что они причастники той силы, которая в тебе.

  • 17.

    Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.

    См. Толкование на (Чис 11:16)

  • 18.

    Ст. 18, 20 Говорят: кто ны напитает мясы? И даст Господь вам мяса ясти, и будете ясти, дондеже изыдет из ноздрий ваших: и будет в мерзость, то есть сделается для вас так отвратительно, как и пища, переваренная в желудке. В таинственном смысле означается сим в народе еврейском то похотение, остающееся доныне, с каким вожделевают совершать свою пасху после того, как видели они истинную Жертву, принесенную на Голгофе, и отринули ее, как отцы их отринули манну с небеси. Но уразумевай, что мерзость есть двоякая: плотская и духовная: одна вредит чреву, другая душе. Убоимся той и другой; ибо когда Евреи ели крастелей без вожделения, сие было в пользу им; а когда стали есть с жадностью, тогда, поелику ели по вожделению и не по мере потребности, прежде бывшее для них полезным сделалось вредным. Поэтому, весьма много и безмерно безумны те, которые преступают пределы, назначенные природою, и в пище следуют своему вожделению. Если бы уловить для них всех рыб, какие есть в море, то и сие не удовлетворило бы их похотливости.

  • 20.

    но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта?

    См. Толкование на (Чис 11:18)

  • 25.

    И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.

    См. Толкование на (Чис 11:11)

  • 26.

    Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане.

    См. Толкование на (Чис 11:11)

  • 28.

    В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.

    См. Толкование на (Чис 11:11)

  • 33.

    Мяса бяху им еще в зубех их, и не были еще съедены, и Господь разгневася зело на люди; потому что они не удержались от похотений, и, как говорит Давид, с лукавством говорили: понеже порази камень, и потекоша воды: еда и хлеб может дати (Пс 77:20)? Искусиша Мя се десятое (Числ 14:22)): как говорит Давид, во-первых, преогорчиша восходяще в чермное море (Пс 105:7)); во-вторых, искусиша Бога в безводней; в-третьих, прогневаша Моисеа в стану; в-четвертых, сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному; в-пятых, уничижиша землю желанную; в-шестых, причастишася Веелфегору; в-седьмых, прогневаша Бога на воде пререкания; в-восьмых, смесишася во языцех, и бысть им в соблазн; в-девятых, пожроша сыны своя и дщери бесовом; в-десятых, раздражиша Бога в начинаниих своих. Пришельцы, бывшие среди Евреев, похотением похотев, пришли и с плачем говорили сынам израильским: помянухом рыбы, яже ядохом в Египте. Пришельцы сии, похотевшие рыб, дынь и прочего, изображают лукавые помыслы, которые, овладев душою, влекут ее во след плотских вожделений и внушают ей пренебрежение к вожделению и деланию добродетелей, сей мысленной манны.

1.Народ стал роптать вслух Господа;
и Господь услышал, и воспламенился гнев Его,
и возгорелся у них огонь Господень,
и начал истреблять край стана.

2.И возопил народ к Моисею;
и помолился Моисей Господу, и утих огонь.

3.И нарекли имя месту сему: Тавера,
потому что возгорелся у них огонь Господень.

4.Пришельцы между ними
стали обнаруживать прихоти;
а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали
и говорили: кто накормит нас мясом?

5.Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром,
огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;

6.а ныне душа наша изнывает;
ничего нет, только манна в глазах наших.

7.Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;

8.народ ходил и собирал ее,
и молол в жерновах или толок в ступе,
и варил в котле, и делал из нее лепешки;
вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем.

9.И когда роса сходила на стан ночью,
тогда сходила на него и манна.

10.Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих,
каждый у дверей шатра своего;
и сильно воспламенился гнев Господень,
и прискорбно было для Моисея.

11.И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего?
и почему я не нашел милости пред очами Твоими,
что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?

12.разве я носил во чреве весь народ сей,
и разве я родил его, что Ты говоришь мне:
неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка,
в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?

13.откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему?
ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса.

14.Я один не могу нести всего народа сего,
потому что он тяжел для меня;

15.когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня,
если я нашел милость пред очами Твоими,
чтобы мне не видеть бедствия моего.

16.И сказал Господь Моисею:
собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых,
которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его,
и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;

17.Я сойду, и буду говорить там с тобою,
и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них,
чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.

18.Народу же скажи:
очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо;
так как вы плакали вслух Господа
и говорили: кто накормит нас мясом?
хорошо нам было в Египте, —
то и даст вам Господь мясо, и будете есть [мясо]:

19.не один день будете есть, не два дня, не пять дней,
не десять дней и не двадцать дней,

20.но целый месяц [будете есть],
пока не пойдет оно из ноздрей ваших
и не сделается для вас отвратительным,
за то, что вы презрели Господа, Который среди вас,
и плакали пред Ним,
говоря: для чего было нам выходить из Египта?

21.И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем,
среди которого я нахожусь;
а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц!

22.заколоть ли всех овец и волов,
чтобы им было довольно?
или вся рыба морская соберется,
чтобы удовлетворить их?

23.И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка?
ныне ты увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет?

24.Моисей вышел и сказал народу слова Господни,
и собрал семьдесят мужей из старейшин народа
и поставил их около скинии.

25.И сошел Господь в облаке, и говорил с ним,
и взял от Духа, Который на нем,
и дал семидесяти мужам старейшинам.
И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать,
но потом перестали.

26.Двое из мужей оставались в стане,
одному имя Елдад, а другому имя Модад;
но и на них почил Дух
[они были из числа записанных, только не выходили к скинии],
и они пророчествовали в стане.

27.И прибежал отрок и донес Моисею,
и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.

28.В ответ на это Иисус, сын Навин,
служитель Моисея, один из избранных его,
сказал: господин мой Моисей! запрети им.

29.Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня?
о, если бы все в народе Господнем были пророками,
когда бы Господь послал Духа Своего на них!

30.И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы.

31.И поднялся ветер от Господа,
и принес от моря перепелов,
и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону
и на путь дня по другую сторону около стана,
на два почти локтя от земли.

32.И встал народ, и весь тот день, и всю ночь,
и весь следующий день собирали перепелов;
и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров;
и разложили их для себя вокруг стана.

33.Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено,
как гнев Господень возгорелся на народ,
и поразил Господь народ весьма великою язвою.

34.И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава,
ибо там похоронили прихотливый народ.

35.От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф,
и остановился в Асирофе.