Глава 5

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Выходи теперь со множеством воинов дщерь сильных полчищ, т.е. выходи, дщерь Авраама, Моисея, Иисуса и Давида, когда уже сокрушены возстававшие на нас, и поразившие жезлом ланиту пастыря израилева, т.е. ланиту Седекии царя иудейского. В самой же действительности разумеется здесь Господь наш, истинный Пастырь Израилев, Который в день страдания Своего дал ланиту Свою на заушение, как предсказывали о Нем Пророки Исаия и Иеремия ((Ис 50:6). (Плач 3:29)).

  • 2.

    И ты, Вифлееме, мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века. Здесь говорится о плотском рождении Бога Слова от Девы в Вифлееме Евфрафовом. Не сказал Пророк просто: Он из тебя; но говорит: из тебе изыдет, т.е. изыдет из тебя во плоти; а то естество, по которому Он вечен и есть Бог изначала, не у тебя заимствовала когда изшел из тебя; потому что в естестве том исходит Он от вечности. Но в обоих естествах, и в котором изшел Он от вечности изначала, и в котором изшел из тебя, Он есть один и тот же.

  • 3.

    Даст я, до времене раждающия породит; т.е. Бог продолжит исполнение Своих определений до того времени, когда родит Дева. Прочии от братий Его обратятся к сыном израилевым; т.е. ученики Христовы обратятся с проповедью к сынам дома Израилева, как сказал сам Господь: идите ко овцам погибшим дому Израилева ((Мф 10:6)). Пророк об учениках Христовых говорит: братия Его.

  • 4.

    И станет, и упасет именем Господним, т.е. в лето приятно ((Ис 61:2)). И в славу имене Господа Бога своего обратятся, то есть языческие народы от идолослужения обратятся к прославлению и славословию Господа Бога своего. Ныне возвеличится даже до конец земли, т.е. вначале малочисленное общество верующих во Евангелие возрастет до того, что Евангелие наполнит собою все концы земли.

  • 5.

    И будет мир, т.е. родившийся Старейшина водворит мир между горними и дольними. Сие согласно с тем, что в день рождения Его возвестили Ангелы небесные, говоря: слава в вышних Богу, и на земли мир во человецех ((Лк 2:14)). Егда Ассур приидет на землю нашу, возставим нань седмь пастыри. Ассур, это- Сеннахирим; семь пастырей, это - Исаия, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона и сам Михей. И осмь князей человеческих, т.е. Езекию, Елиакима и других праведных правителей народа иудейского.

  • 6.

    И упасут землю Ассурову оружием, т.е. поразят ее. Сказано: упасут землю Ассурову оружием, но оружием не своим, и землю Невродову, т.е. землю халдейскую, копиями, но копиями не своими, а копиями ея. Ибо не Иудеи и не своим оружием истребили Ассириян, но истребил их Ангел, и истребил их же собственным оружием; и Сеннахирим пал не от копий иудейских, но умерщвлен как бы собственным своим оружием, сыновьями своими. Так, Бог самым делом исполнил то, о чем предсказывает здесь Пророк, говоря: когда придет Ассур на землю нашу, сам Он избавит нас от него. Войско Сеннахиримово истреблено было в земле иудейской, и царь Сеннахирим, ожидая окончания дел в Египте, когда услышал об истреблении войска своего, с поспешностью возвратился из Египта в страну свою.

  • 7.

    И будет останок Иаковль в языцех среде людей многих, окружающих его, аки роса от Господа, и яко капли на злаце; т.е. как роса и дождевые капли не ждут содействия человеческого, так останок Иаковль освободится от своих притеснителей, выйдет из стана Ассириян, не ожидая дозволения их идти, но как скоро увидит, что гонители частью истреблены, частью обращены в бегство. В смысле же таинственном Пророк под образом росы и дождевых каплей представляет кроткое снишествие Эммануила. В таких образах и прежде представляли оное Исаия и Давид ((Ис 26:19). (Пс 71:6)). Не ожидает человека, и не ждет сына человеческаго; ибо к пренепорочному зачатию Эммануилову не нужно было ни мужа, ни сына человеческаго.

  • 8.

    И будет останок Иаковль во языцех среде людей многих, аки лев в скотех в дубраве, и яко львичищ в стадех овчиих, который терзает, сокрушает, разрывает на части, и нет изимающаго. Сие относится к Езекии, осажденному Ассириянами, и к Иудеям, которых как бы под стражею содержал стан ассирийский и готовился вскоре отвести в плен, и которые бестрепетными оставались среди языческих народов, и рукою Ангельскою истребили тех, от кого не смел и не мог избавить их человек.

  • 9.

    Вознесется рука твоя на оскорблющыя тя, т.е. твоя рука, Езекия, вознесется на врагов, пришедших с Сеннахиримом. И вси врази твои потребятся, т.е. погибнут Рапсак и прочие военачальники ассирийские.

  • 10.

    Ст. 10-12 Потреблю колесницы твоя и кони твоя из среды твоея: отвергу волхвующих твоих от руку твоею, и волхвующии не будут в тебе, и потреблю все грады твои. И сие также Пророк говорит об Ассириянах, возвещая, что, по истреблении войска, разрушен будет и царственный город Ассириян.

  • 11.

    истреблю города в земле твоей и разрушу все укрепления твои

    См. Толкование на (Мих 5:10)

  • 12.

    исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя

    См. Толкование на (Мих 5:10)

  • 14.

    И посеку дубравы от среды тебе. Поелику Ассирияне не вразумились истреблением их войска; то в наказание им рукою Вавилонян будут посечены дубравы их, сокрушены идолы их, и разрушен город их.

Ничего нет для сопоставления.