Глава 12

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

    Итак, хвалиться этим ради (вопреки) лжи (лживых похвал лжеапостолов) надлежало бы, но не полезно нам. Прийдем тем не менее опять к видениям и откровениям Господа.

  • 2.

    Ст. 2-4 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

    Хотя многие откровения были ему, однако преимущественно пред другими он пожелал сказать о том, которое было ему на пути в Дамаск, как об известном всем, и которое он описал не от своего имени. Знаю, говорит, человека во Христе, назад тому лет четырнадцать, - в теле ли был он, или вне тела был, не знаю, - то есть в то время, когда он был восхищен; так как после откровения он знал, что рассудок его был восхищен и спутники его говорили, что тело его никуда не было перемещено. Восхищен был он до третьяго неба, - или до третьего из небес, как и Греки говорят, ибо то царство небесное есть, а не небо, - или можно относить это к тем двум небесам, которые перечисляет нам Моисей (Быт 1:6), - или же небес, созданных вместе с землею (Быт. 1:1), много, а нам они кажутся одним. Давид объясняет дело в том смысле, что небес много, когда говорит: «небеса проповедуют славу Божию, и дела рук Его возвещает твердь» (Пс 18:1), - и Апостол говорит: «дела рук твоих суть небеса» (Евр 1:10) из Пс. 1:26), - и в другом месте: «восшел Он превыше всех небес» (Еф 4:10). Неизреченными же называет те слова, кои слышал о рождении Сына. Услышал их, и стали они благоугодны ему. Ведь, из-за этого он и упорствовал и преследовал церкви. Также и священники и книжники Иудейские соблазнялись именно тем, каким образом мог бы родиться Бог: «человек - Ты, говорили, и Себя Богом делаешь» (Ин 10:33).

  • 3.

    И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает)

    См. Толкование на (2 Кор 12:2)

  • 4.

    что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

    См. Толкование на (2 Кор 12:2)

  • 5.

    Ст. 5-7 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

    О таковом роде предметов, говорит, похвалюсь, о себе же не похвалюсь, разве безсилием: ибо лжеапостолы украшались не тем, что составляло их собственность; Апостол же сообщает под именем других о своем собственном. Ибо если захочу хвалиться другими откровениями, то отнюдь не окажусь лжецом, ибо истину скажу, но воздерживаюсь (опасаясь), чтобы, подобно тем, кои приняли меня за Бога и хотели принести в жертву (Деян 14:11) и 28:6), также и другие не думали обо мне как бы о Боге, ради откровений, сверх того, что видит кто во мне, или что слышит от меня. Но да не превозношусь по причине величия (превосходством) откровений, о коих я не сообщил вам, дано мне жало плоти - ангел сатаны, да удручает меня, да не превозношуся. Жало же это было: или его немощь, как говорят некоторые, или Александр медник (2 Тим 4:14), как говорят другие.

  • 6.

    Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

    См. Толкование на (2 Кор 12:5)

  • 7.

    И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

    См. Толкование на (2 Кор 12:5)

  • 8.

    Ст. 8-9 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

    Ради сего трижды Господа умолял я, да отступит от меня. И сказал (мне): достаточна тебе благодать моя, которая поражает жало твое; ибо сила моя в немощи совершается, поелику сила благодати с помощью немощных совершается. Но в этом не был услышан: поелику откровение и о том, что не был услышан, сделано было ему, дабы убедить его, почему не был услышан. Лучше будет мне хвалиться в немощи, то есть ожидать немощи, чтобы вселилась в меня сила Христова.

  • 9.

    Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

    См. Толкование на (2 Кор 12:8)

  • 10.

    Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.

    Посему благодушествую в немощах, в обидах и в гонениях; ибо когда я немощен в этом внешнем, тогда силен я во внутреннем.

  • 11.

    Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.

    Вот, неразумен даже стал я и хвалюсь; поелику вы послушанием своим, оказав повиновение нашим хулителям и гордецам, принудили меня дойти до этого. Ибо надлежало вам, пока мы хранили молчание, свидетельствовать за нас пред нашими хулителями; поелику в любом из всех даров, кои даются чрез Духа, никакого не имел я недостатка у вас пред наивысшими Апостолами.

  • 12.

    Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.

    Хотя и ничто я, по делам моим, знамения, однако, Апостолов я совершил у вас. И мы явили вам то, что превозносят люди, - мы были у вас во всяком терпении вместе с знамениями и чудесами и силами, кои совершали мы, но никоим образом не властвовали (над вами при помощи их), ибо всем и всячески угождали мы.

  • 13.

    Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.

    Ибо (что есть такое), в чем вы умалены были против прочих церквей, если только не тем, что я нисколько не отягчил вас, то есть едва допустил нечто принять от вас?

  • 14.

    Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.

    Ибо не ищу вашего, но вас: ведь (ибо) не дети родителям скопляют имение тайно или явно, но родители детям.

  • 15.

    Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.

    Я же преохотно буду тратить и истрачиваться, не за имения ваши, но за души ваши. И если я люблю вас всею моею любовью, то почему же я менее любим вами?

  • 16.

    Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.

    Но пусть я ничем не отягчил вас: может быть, как человек хитрый я благоразумием (лукавством) вас обирал?

  • 17.

    Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?

    Разве чрез тех, коих посылал к вам, я обманул вас?

  • 18.

    Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?

    Разве Тит совершил какое-либо лихоимство у вас в то время, когда я посылал его к вам? Не одним ли и тем же духом, не одними ли и теми же стопами моими ходил он у вас, чтобы не быть бременем для кого-либо из вас?

  • 19.

    Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.

    Далее: что я делаю и что повелеваю тем, коих посылаю к вам, то это ради назидания вашего делаю.

  • 20.

    Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков

    Но боюсь, чтобы я, когда прийду, не нашел вас не такими, какими желаю, - чтобы не было раздоров, зависти и пр.

  • 21.

    чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

    Дабы опять, когда прийду, не уничижил меня Бог у вас: то есть да не пошлет мне Бог скорбь ради вас, и я буду оплакивать многих из согрешивших и не раскаявшихся.

Ничего нет для сопоставления.