- 1.
Ст. 1 - 11. Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир с Израилем и остались среди их, тогда он весьма испугался, потому что Гаваон был город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые. Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать: придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него. Жители Гаваона послали к Иисусу в стан Израильский, в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах. Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно, потому что всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом
Когда человеческая душа соединяется со словом Божиим, она, без сомнения, тотчас же приобретает недругов и те, кто прежде были друзьями, обращаются во врагов. И пусть она ожидает этого не только от людей, но твердо знает, что ей грозит это и от враждебных сил и духовных непотребств. И [часто] бывает так, что стремящийся к дружбе с Иисусом знает, что ему должно сносить враждебность многих. <…> Итак, ныне жители Гаваона, какого бы рода они ни были, терпят нападки из-за дружбы с Иисусом, и хотя они суть дровосеки и водоносы, то есть хотя они наименее достойные в Церкви, тем не менее из-за того, что имеют отношение к Иисусу, они терпят нападки пяти царей. Но, однако, даже эти жители Гаваона не отвергаются и не презираются Иисусом и вождями и старцами Израилевыми, но получают поддержку в своем беспомощном состоянии.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 2.
тогда он весьма испугался, потому что Гаваон был город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его люди храбрые
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 3.
Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, чтобы сказать
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 4.
придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 5.
Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 6.
Жители Гаваона послали к Иисусу в стан Израильский, в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 7.
Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 8.
И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 9.
И пришел на них Иисус внезапно, потому что всю ночь шел он из Галгала
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 10.
Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 11.
Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом
См. Толкование на (Нав 10:1)
- 12.
Ст. 12-13 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»
Таким образом, Иисус со своими вождями и военачальниками защищает тех, кто терпят нападки враждебных сил за Его имя, и не только подает помощь в войне, но и продлевает время дня, и, растягивая солнечный путь, упраздняет наступление ночи. Поэтому мы хотим, если сможем, показать, каким образом наш Господь Иисус продлил дневной свет и сделал день больше, и ради спасения людей, и ради погибели враждебных сил. Когда пришел Спаситель, уже наступило скончание мира. Наконец, Он Сам говорил: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Но Он замедлял и задерживал день скончания и препятствовал его наступлению. Ибо Бог Отец, видя, что спасение народов может произойти только через [Сына], говорит Ему: Проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (Пс 2:8). Итак, пока исполняется Отцовское обещание, и церкви возрастают разными племенами, и в них входит вся полнота народов, дабы лишь тогда спасся весь Израиль, - день продлевается, и закат отлагается, и солнце не заходит, но стоит в зените, пока Солнце правды вливает свет истины в сердца верующих. Но когда мера верующих исполнится и наступит уже худший и развращенный век последнего поколения, когда с преумножением трудностей во многих охладеет любовь, тогда уже дни станут короче. Итак, это знает Сам Господь: когда есть время спасения и [нужно] растянуть день, а когда есть время воздаяния и погибели и [нужно] укоротить день. Мы же, пока имеем день и для нас продлевается солнечный путь, будем вести себя благочинно, как днем (Рим 13:13)и творить дела света.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 13.
И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»
См. Толкование на (Нав 10:12)
- 16.
А те пять царей убежали и скрылись в пещере в Македе
Но давайте посмотрим и на то, что означает сказанное о пяти царях и их побеге в пещеры. Мы часто говорили, что брань христиан бывает двоякая. Усовершенных и таковых, каков был Павел и ефесяне, как говорит сам Павел, брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12). А у более слабых и пока не совершенных брань ведется еще против плоти и крови, потому что они сражаются все еще с плотскими грехами и пороками. Вот что, я думаю, обозначается в этом месте. Ибо мы сказали, что пять царей объявили войну жителям Гаваона, которые и прообразуют несовершенных. Итак, против них ополчились пять царей. А пять царей означают пять телесных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Ведь через каждое из этих чувств всякий [человек] по необходимости впадает в грех. Эти пять чувств сравниваются с теми пятью царями, которые ополчаются на жителей Гаваона, то есть на плотских людей. А слова о том, что они убежали в пещеры, видимо, означают то, что пещера есть место, погребенное в глубине земли. Итак, если те, которых выше мы назвали чувствами, пребывая в теле, погрузились в земные дела и не совершили ничего для дела Божиего, но все - для служения телу, то это и означает, что они убежали в пещеры.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 21.
весь народ возвратился в стан к Иисусу в Макед с миром, и никто на сынов Израилевых не пошевелил языком своим
В самом деле, кто сражается против враждебных сил под предводительством Иисуса, тот должен заслужить то, что написано о прежних воинах: И весь народ возвратился к Иисусу невредимый, и никто на сынов Израилевых не пошевелил языком своим. Итак, ты видишь, что, кто воюет под началом Иисуса, тот должен возвратиться с битвы невредимый и никогда не должен получить ран от огненных стрел злого [демона], ни оскверниться в сердце, ни омрачиться в помышлении, ни подать места демонским ранам через гнев, вожделение или какой-либо иной порок. А добавление о том, что никто не пошевелил своим языком, означает, как мне кажется, что никто не похвалялся победой, никто не приписывал одоление [врага] своей доблести; но, зная, что победу дарует Иисус, они не шевелят своим языком. Хорошо понимая это, апостол говорил: Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор 15:10). И я думаю, что к этому относится и то повеление Господа, которое гласит: Когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17:10). Ибо очевидно, что подобным образом и эти слова запрещают похваляться благополучно совершившимися делами.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 24.
Ст. 24-25 Когда вывели царей сих к Иисусу, Иисус призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходившим с ним: подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих. Они подошли и наступили ногами своими на выи их. Иисус сказал им: не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать
Иисус убил неприятелей, научая этим не жестокости, как думают еретики, но указывая через совершающееся на будущие таинства, дабы, когда он покончит с царями, которые удерживают в нас царство греха, мы смогли исполнить сказанное апостолом: Как предавали вы члены ваши в рабы беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим 6:19). Итак, что же они обвиняют его в этом месте в жестокости? Об этом, говорит он, написано: наступите ногами вашими на шеи их и убивайте их.
Что же, этим оказывается не жестокость, но доброта и милость? О, если бы и ты был тем, кто ставит свои ноги на змей и скорпионов и на всякую силу вражию и попирает дракона и василиска, то есть царька, который прежде царствовал в тебе и содержал в тебе царство греха; чтобы, истребив всех тех, которые царствовали в тебе с помощью греха, в тебе царствовал только наш Господь Иисус Христос, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.
Маркион, и Валентин, и Василид, и прочие с ними еретики не желают понимать это достойно Святого Духа. Они отклонились от веры и сочетались с многим нечестием, изобретая другого бога закона и творца, и судию мира. [Они говорят], что написанное будто бы научает какой-то жестокости, потому что повелевает попирать шеи врагов и вешать на древе царей той земли, на которую они силой вторгаются. О, если бы мой Господь Иисус Сын Божий предоставил бы мне это и повелел мне попирать ногами дух развращения и сокрушать шею духа гнева и ярости, попирать демона алчности, попирать превозношение, сокрушать ногами дух гордости. И когда я сделаю это, то результат совершенного дела [присвоить] не себе, но повесить на Его крест, согласно словам Павла, [гласящим], что им для меня мир распят (Гал 6:14), и тем, о которых мы упомянули уже выше: Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор 15:10)!
Если я удостоюсь совершить это, я буду блажен и мне будет сказано то, что Иисус говорит древним: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не ужасайтесь, ибо Господь Бог предал в руки вам всех врагов ваших. Если мы будем понимать это духовно и духовно печься о войнах такого рода, и изгонять всех тех духов беззакония с неба, только тогда мы сможем получить от Иисуса в наследие обители и царства того, что есть Царство Небесное, в предстоянии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 25.
Иисус сказал им: не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать
См. Толкование на (Нав 10:24)
- 28.
Ст. 28-29 В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом и царя его, и предал заклятию их и все дышащее, что находилось в нем: никого не оставил, кто бы уцелел; и поступил с царем Македским так же, как поступил с царем Иерихонским. И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны
Если мы внимательнее и тщательнее исследуем сами толкования имен, то окажется, что значение имен может относиться к пониманию то злого царства, то доброго. Так, например, Ливна переводится как «белизна». А белизна может пониматься по-разному. Ибо есть белизна проказы, а есть белизна света. Итак, толкованием самого имени могут обозначаться различия того и другого состояния. Таким образом, белизну проказы Ливна имела при дурных царях, но она уничтожилась и упразднилась, когда Ливна пришла в израильское царство и приняла белизну света, потому что белизна в Писании может быть достойна как похвалы, так и порицания.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 29.
И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны
См. Толкование на (Нав 10:28)
- 31.
Ст. 31-32 Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису и расположился подле него станом и воевал против него; и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, так, как поступил с Ливною
Лахис переводится как «путь». И в Писании имеется и славный, и гибельный путь. И это нетрудно понять, потому что в псалмах говорится: Путь нечестивых погибнет (Пс 1:6). А в другом месте, напротив, сказано: прямым сделайте путь для ног ваших. Итак, это место можно понимать так, что изначально город Лахис был путем нечестивых; но, когда он был разрушен и сокрушен и в нем стали править израильтяне, он был приведен на прямой путь.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 32.
и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, так, как поступил с Ливною
См. Толкование на (Нав 10:31)
- 36.
Ст. 36-37 И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону и воевали против него; и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и все дышащее, что находилось в нем
То же самое [можно сказать] и о Хевроне, который, как говорят, переводится как «сочетание» или «супружество». Сначала наша душа сочеталась с дурным мужем, с наихудшим супругом - дьяволом. Когда же он был повержен и умерщвлен, душа освободилась от закона прежнего и наихудшего мужа и сочеталась с мужем добрым и законным, с тем, о котором говорит апостол Павел: Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор 11:2). Так, понимание самих имен созвучно двойному значению каждого города.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 37.
и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и все дышащее, что находилось в нем
См. Толкование на (Нав 10:36)
- 40.
Ст. 40-43 И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона; и всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом, ибо Господь Бог Израилев сражался за Израиля. Потом Иисус и все Израильтяне с ним возвратились в стан, в Галгал
Также одно из первых дел Слова Божия - сокрушить дьявольские строения, которые он возвел в человеческой душе. Ибо он воздвиг башни гордыни и стены высокомерия в каждом из нас. Их низвергло и разрушило слово Божие, чтобы мы по праву сделались по слову апостола Божией нивой, Божиим строением (1 Кор 3:9), быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание возрастает в храм Божий Духом (Еф 2:20-22), и тогда только мы заслужим стяжать наследование Святой земли в израильской части, когда все наши враги истребятся и погибнут, так что не останется из них ни один дышащий в нас, но в нас будет дышать только Дух Христов через уста и слова, и духовное разумение, согласно учению Иисуса Христа, Господа нашего, у Которого сила и держава во веки веков. Аминь.
Я думаю, что так лучше понимать войны израильтян и что так лучше думать о сражении Иисуса, разрушении городов и низвержении царств. Ибо таким образом благочестивее и приятнее будет то слово, которое говорится о том низвержении и опустошении отдельных городов, где не осталось ничего, что дышит, и никто не спасся и не избежал [погибели]. О, если бы Господь так уничтожал и извергал пороки из верующих в Него душ, которых Он сохраняет для Своего царства, и из моей души, чтобы во мне больше не дышало никакое чувство злобы, гнева и не спаслась никакая страсть вожделения какого-то порока, и не осталось бы никакого дурного слова, которое исходило бы из моих уст! Ибо так, при водительстве Иисуса, я смогу очиститься от всех прежних зол, и достичь града сыновей Израилевых, о которых написано: Создаст города Иудины, и поселятся там (Пс 68:36).
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 41.
поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона
См. Толкование на(Нав 10:40)
- 42.
и всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом, ибо Господь Бог Израилев сражался за Израиля
См. Толкование на(Нав 10:40)
- 43.
Потом Иисус и все Израильтяне с ним возвратились в стан, в Галгал
См. Толкование на(Нав 10:40)
Ничего нет для сопоставления. - 21.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Книга Иисуса Навина > Глава 10