- 1.
Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много
Те, кто еще прежде нас исследовал Писание, заметили, что старейшины и старцы названы так не потому, что они прожили долгую жизнь, но украшаются этим именем за зрелость ума и достопочтенную жизнь, особенно когда о старейшине добавляется вот это следующее слово: вошел в лета преклонные. Ибо если старейшина или старец должны так именоваться за продолжительность жизни, то насколько более следовало назвать этим именем другого, например, Адама, Мафусала или Ноя, о которых сообщается, что они прожили в этом мире гораздо больше лет, нежели прочие? Но давайте посмотрим теперь, что никто из них не назван в Писании старейшиной или старцем, но первым называется старейшиной или старцем Авраам, который прожил намного более короткую по времени жизнь. Также и Моисею сказано Господом: Я избираю для тебя из всего народа старейшин, которых ты знаешь, что они старейшины. Но также заметь, слушатель, что во всем Писании, где бы ты ни нашел это название «старец» и «преисполненный дней», оно [не] прилагается ни к одному грешнику.
Верно ли мы учим, что сказанное об Иисусе [Навине] относится также и к нашему Господу и Спасителю, Который понимается как старейшина и старец, вошедший в преклонные лета, поскольку Он Сам есть начало, перворожденный всякого творения? Возможно, поэтому Он Единственный верно и справедливо называется старейшиной, прежде Которого никого нет. Итак, хотя в Писании есть те, кто называются старейшинами, или старцами, или первосвященниками, тем не менее Господь Иисус - среди первосвященников Начальник первосвященников и среди пастырей - Начальник пастырей, и следует думать, что и среди старейшин и старцев Он - Начальник старейшин и среди епископов - Начальник епископов, и следует верить, что Спаситель - первый и Начальник во всяком достославном имени, потому что Он Сам есть Глава всего.
Следуй за мной, слушатель, через тонкие значения слова, и я покажу тебе, каким образом Иисус второй раз захватывает эту землю, о которой говорится ныне, что она в изобилии оставлена Иисусу. Послушай, что говорит о нем Павел: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор 15:25). Итак, это есть земля, о которой говорится ныне, что она в изобилии оставлена, пока совершенно все не будут подложены под ноги Его и через это Он не получит всех в наследие. И сия земля, как сказано, остается: все округи Филистимские, и многое другое, о чем говорится далее. Многое уцелело, насколько это видно в наши времена, и мы видим, что оно еще не положено под ноги Иисуса, Который непременно должен овладеть всем. <…> Поэтому известно, что во время второго пришествия Иисус овладеет этой многой землей, которая остается, но блаженны те, кто покорился во время Его первого пришествия. Ибо они поистине будут любезны [Ему]; противостав многим врагам и ополчившись на многих недругов, они войной и оружием получают наследие земли обетованной.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 6.
Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же ее в удел Израилю, как Я повелел тебе
После этого Господь перечислил множество племен и только о сидонянах сказал: Всех сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Были названы хананеи, были названы и те, что пред Египтом, и те, кто из пределов Екрона, с левой стороны рек и многие другие племена, и только о сидонянах Господь говорит, что Он намеревается извергнуть их. Сидоняне означают, как я уже сказал прежде, «охотники». Потому кого следует понимать под этими дурными охотниками, которых изгоняет Господь, как не те враждебные силы, о которых говорит пророк, что они расставили сети для ног моих (Иер 18:22), которыми они охотятся и улавливают души ко греху? Итак, Господь изгоняет их, потому что, если эти охотники погибнут и никто уже не будет расставлять сети и силки и улавливать души ко греху, тогда каждый успокоится под лозой своей и под смоковницей своей.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 15.
колену сынов Рувимовых по племенам их дал удел Моисей
См. Толкование на (Нав 14:1)
- 16.
пределом их был Ароер, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и вся равнина при Медеве
См. Толкование на (Нав 14:1)
- 17.
Есевон и все города его, которые на равнине, и Дивон, Вамоф-Ваали Беф-Ваал-Меон
См. Толкование на (Нав 14:1)
Ничего нет для сопоставления. - 17.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Книга Иисуса Навина > Глава 13