Глава 18

  • Закрыть сопоставления
  • 3.

    и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

    Пусть будет дано и другое объяснение, помимо приведенного более простого, либо ради научения, либо ради упражнения. Давайте рассмотрим, какое дитя, призвав, Иисус поставил посреди учеников. Смотри, можешь ли ты сказать, что дитя, которое призвал Иисус, это Святой Дух, смиривший Себя, призванный Спасителем и поставленный посреди учеников Иисуса как вождь? Или же Он хочет, дабы мы, отвратившись от всего остального, обратились к примерам, данным Святым Духом, чтобы мы стали как дети, то есть апостолы, обращенные и уподобленные Святому Духу. Этих детей дал Спасителю Бог, как сказано у Исайи: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис 8:18). И нельзя войти в Царство Небесное, не отвратившись от мирских дел и не уподобившись детям, носителям Святого Духа. Этот Святой Дух, сошедший на людей от собственного совершенства, Иисус призвал и поставил, как дитя, посреди учеников.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 7.

    Горе миру от соблазн! Нужда бо есть приити соблазном: обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит

    Если людям повсюду на земле горе от соблазнов и их касаются соблазны, то ученики не от мира (Ин 17:14), и они не взирают на видимое, как и Учитель не от мира, и никому из учеников Христа нет горя от соблазнов, потому что велик мир у любящих закон твой, и нет им преткновения (Пс 118:165). Если же какой-то ученик, как кажется, занимается [мирскими] делами, то он еще от мира из-за того, что любит мир и дела его (я говорю о жизни в земном месте и деньгах, или имениях, или каком бы то ни было владении), так что не подходят к нему слова «они не от мира», и с ним поистине произойдет то, что случается в мире, - горе от соблазнов.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 9.

    и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную

    Если бы в целом теле собирающихся в церкви занимавшаяся каким-то делом рука склонилась к соблазну, пусть глаз скажет такой руке: «Я в тебе не нуждаюсь» - и, сказав, пусть отсечет ее и отбросит от себя. Так хорошо, если бы и голова была блаженной, и ноги достойными блаженной головы, чтобы не могла голова, сохраняя подобающее себе, сказать ногам: «Я в вас не нуждаюсь». При этом, если найдется нога, ставшая соблазном всего тела, пусть скажет голова такой ноге: «Я в тебе не нуждаюсь» - и, отрезав ее, пусть отбросит от себя. Ибо намного лучше войти в жизнь остальному телу (без соблазнившей ноги или руки), чем, когда соблазн распространится на все тело, все тело ввергнется в геенну огненную с двумя ногами или двумя руками. Также хорошо, что тот, кто смог стать глазом всего тела, достоин головы Христа и всего тела. Однако если такой глаз изменится и станет соблазном всего тела, хорошо, вырвав его, отбросить от всего тела и без того глаза спасти оставшееся тело, а не (вместе со всем этим погубленным телом) ввергнуть все погубленное тело в геенну огненную.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

  • 10.

    Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго

    Мне кажется, что, как среди человеческих тел есть разные по величине: одни маленькие, другие большие, третьи средние, и в свою очередь есть различия среди маленьких, которые могут быть больше или меньше, равно как среди больших и средних. Так и в душах людей есть нечто, отличающее их малость, и другое, отличающее (так сказать) величие, и одновременно третье, указывающее на среднюю величину, подобно тому как обстоит с телами. Но что касается тел, то не по вине человека, а по причинам, связанным с семенем, один мал, другой высок, третий среднего роста. А что касается душ, то это зависит от нас: дела и нрав являются причиной того, что кто-то оказывается большим, маленьким или средним; и в наших силах или преуспеть с возрастом, приобретая величие, или, не преуспев, остаться маленькими. Ибо достигшим мужа, и мужа совершенного (Еф 4:13), по внутреннему человеку (Рим 7:22), следует считать того, кто преодолел младенческое, возрос до мужа, упразднил младенческое и вообще достиг мужского. Так следует понимать меру духовного возраста, которую может достичь совершеннейшая душа, возвеличивая Господа, и стать великой.

    Комментарии на Евангелие от Матфея.

Ничего нет для сопоставления.