- 1.
Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских.
Исаию следует называть скорее евангелистом, чем пророком, поскольку он описывает все тайны Христа и Церкви так ясно, что можно подумать, что он описывает историю того, что уже было, нежели пророчествует о том, что будет.
В Ветхом Завете также говорится, что весь народ видел глас Божий. Поэтому пусть смолкнут бредни Монтана, полагающего, что пророки предсказывали будущее в экстазе, в умоисступлении, ибо, не будучи в сознании, они не могли и видеть. Я знаю, что некоторые объясняют Иудею и Иерусалим [у Исаии] как небесные, Исаию - как образ Господа Спасителя, потому что он-де предвозвещает пленение той страны на нашей земле и затем возвращение и восшествие на гору святую в последние дни. Но мы все это отвергаем, считая противным вере христианской, и, следуя исторической истине, в смысле духовном объясняем таким образом, что все, что они бредят о Небесном Иерусалиме, относим к Церкви Христовой и к тем, которые по причине грехов выходят из нее, равно и к тем, которые вследствие раскаяния возвращаются на прежнее место - в Церковь.
Комментарии на пророка Исаию.
- 3.
Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.
И положила Его [Мария] в ясли, потому что не было им места в гостинице. И положила Его Матерь. Иосиф же, который знал, что не от него Сын, не решался прикоснуться: дивился, радовался Рожденному. И положила Его в ясли. Почему в ясли? Чтобы исполнилось пророчество Исаии пророка: Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего.
Гомилия на Рождество Господа.
Как прочие евреи, так и Израиль не познал Владетеля своего, и народ не уразумел яслей Господина своего. Смысл ясен: «Я усыновил их, как детей, сделал особенным народом Своим, частию Своею, уделом наследия Своего и назвал первенцами; они же не сделали даже и того, что делают неразумные животные, чтобы растрогаться благодеяниями и уразуметь пастыря и питателя своего». И сравнил их не со псами, потому что это самый умный род животных и за небольшое количество пищи охраняет дома хозяев, - но с более глупыми волом и ослом, из которых один возит повозки и переворачивает с помощью плуга твердые глыбы земли, а другой - перевозит тяжести и облегчает людям труд передвижения, почему они и называются рабочим скотом, так как помогают людям. Можно это место понимать и о Боге Отце, но оно более относится к Сыну, потому что народ Израильский не познал и не принял Его, день Которого видел Авраам и возрадовался и к пришествию которого обращены были чаяния всех пророков.
Комментарий на пророка Исаию.
- 6.
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
Смотрите, как созидается Иерусалим: исцеляются сокрушенные сердцем. Ты сердце свое изранил, и Господь уврачует раны твои. Так говорится не о тех, которые приносят покаяние, а о тех, кто не приносит покаяния: Не пластырь наложить, ни мазь, ни перевязку.
Трактат на Псалмы.
- 7.
Ст. 7-8 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
Когда снимаются плоды, то шалаши из засохшего кустарника и шатры остаются в запустении по удалении сторожа, которому уже нечего стеречь. Так и Всемогущий Бог оставил храм и сделал город пустым, чего нет нужды доказывать словами, в особенности нам, видящим Сион пустым, Иерусалим разрушенным и храм уничтоженным до основания. А что он называет Сион дщерью, то это указывает на любовь премилостивого Отца. И не удивительно, если называет Сион дщерью, когда и Вавилон весьма часто называет дщерью. Ибо все мы - по природе сыны Божии, но по своей вине делаемся чужими. В иносказательном смысле виноградником Божиим и плодовым садом может быть названа душа наша, которою, если будет управлять ум, то есть VOU^, то она имеет стражем ума - Бога. Если же будут опустошать нас пороки, как некие зверьки, то мы оставляемся стражем - Богом, и все наше придет в запустение.
Комментарий на пророка Исаию.
- 8.
И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
См. Толкование на (Ис 1:7)
- 9.
Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
Из предшествующего видно, что чем речь пророческая угрожала Иерусалиму и Иуде, не должно относится ко времени вавилонского пленения, а к последнему римскому плену, когда в апостолах сохранились остатки народа иудейского и когда в один день уверовали три тысячи, а в другой день - пять тысяч, и евангелие посеяно во всем мире. Вместо Господа воинств, как мы перевели на латинский, следуя Акиле, в еврейском тексте читается: Господь Саваоф, - что семьдесят толковников, сообразно с особенностями мест, переводят двояко: или Господь сил, или Господь Всемогущий. Следует поставить вопрос, об Отце ли говорится это или о Сыне? Несомненно, что это читаемое в двадцать третьем псалме: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы ? - Господь крепкий и сильный. ((Пс 23:7)), то есть Господь сил, Он есть Царь славы, относится к Христу, Который после торжества страдания вознесся, как победитель, на небеса. И в другом месте о Господе говорится, что Он есть Царь славы: Если бы познали, то не распяли бы Господа славы ((1 Кор 2:8)). Таким образом, не только по Апокалипсису Иоанна и апостолу Павлу, но и в Ветхом Завете Христос называется Господом Саваофом, то есть Всемогущим. Ибо если все принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну, и как Он Сам говорит в Евангелии: Дана Мне всякая власть на небесах и на земле ((Мф 28:18)), и все Мое - Твое, и Я прославился в них ((Ин 17:10)), то почему не относить ко Христу и имя Всемогущего, чтобы, будучи Богом как Сын Божий и Господом как Сын Господа, Он был и Всемогущим как Сын Всемогущего?
Комментарии на пророка Исаию.
- 16.
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Омойтесь, очиститесь. «Вместо вышеупомянутых жертв, всесожжений, жира и крови утучненных волов и козлов, и вместо фимиама и новомесячий, субботы, праздников и постов, новолуний и других празднеств, Я хочу святости евангельской, чтобы вы крестились в крови Моей банею возрождения, что одно только может отпускать грехи. Ибо если кто не возродится водою и духом, тот не может войти в Царство Небесное ((Ин 3:5))». И Сам Господь, восходя к Отцу, сказал: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ((Мф 28:19)).
Комментарии на пророка Исаию.
- 25.
Ст. 25-26 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
Город правды. Это сказано о верном городе Сиона, который впоследствии сделался блудницею, и вместо праведного или правды стали обитать в нем человекоубийцы. Поэтому Господь простирает руку Свою, чтобы очистить его дочиста и уничтожить весь свинец его и восстановить судей его, какими они были вначале, и советников его, как в древности. Прежние судьи были Моисей и Иисус, сын Навин, и прочие, от которых получили имя и книги Священного Писания, а впоследствии Давид и другие праведные цари. Таким образом, восстановит подобных царей или после плена вавилонского, как полагают иудеи: Зоровавеля, Ездру и Неемию и прочих князей, управлявших городом до Гиркана, после которого вступил в царство Ирод; или, может быть, вернее и справедливее, апостолов и тех, которые уверовали через апостолов и поставлены предстоятелями церквей, как мы сказали в начале этого видения, так что и угроза и обетование относятся ко времени страдания Господа и к вере, основавшей Церковь после страдания Его. Тогда будут говорить о тебе: «Город правды, столица верная». Пророческая речь, очевидно, высказывает это относительно Церкви, которая уверует в Господа как из иудеев, так и из язычников. Город же назовется городом Праведного, то есть Господа, о Котором сказано: Не может укрыться город, стоящий на верху горы ((Мф 5:14)). Называя также верным или по LXX - матерью городов (митрополией), показывает, что он будет назван так от тех, которые уверуют в Господа.
Комментарии на пророка Исаию.
- 26.
и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
См. Толкование на (Ис 1:25)
- 28.
всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся.
А высказанное в следующей главе, что в день суда беззаконников и грешников не должно щадить, а они должны быть сожжены вечным огнем, кто может вынести? Запрещаешь ты милосердию Божию и прежде дня судного судишь о приговоре Судии, чтобы, если бы Он соблаговолил пощадить беззаконников и грешников, то не мог бы по твоему предписанию сделать этого? Ты говоришь: «В Псалме 103 написано: Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более ((Пс 103:35)); и у Исаии: Будут гореть беззаконники и грешники вместе, и те, которые оставляют Бога, будут истреблены ((Ис 1:28))». А не знаешь ты, что угроза Божия выражает иногда милость? Ибо не говорит Он, что они будут сожжены вечным огнем, а что они исчезнут от земли и перестанут быть беззаконниками. Иное дело - что погибают навеки и сжигаются огнем вечным. И Исаия, из которого ты представляешь свидетельство, говорит: «Будут гореть грешники и беззаконники вместе», но не прибавляет «вовеки». И оставившие Бога, истребятся. Он говорит это о собственно еретиках, которые оставляют правый путь веры и истребятся, если не захотят возвратиться к Господу, Которого оставили.
Беседы против пелагиан.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Иероним Стридонтский > Книга пророка Исаии > Глава 1
Глава 1
Ничего нет для сопоставления.