< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19 20 21 22 24 25 26 28 29 30 32 34 36 37 38 39

Глава 10

  • Закрыть сопоставления
  • 33.

    Ст. 33-34 Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие - повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего

    То, что первоначально Исаия высказал с некоторою прикровенностью, теперь выражает более ясно: Ибо и величавые опустошены (Зах 11:2). Я желаю знать, что это за кедры Ливана, которые сожжены, что за ели, которым предсказывается рыдание, что за сосны, которые Он низверг: Величавые, - говорит он, - опустошены, рыдайте, дубы Васанские, - то есть бесславия и смятения, ибо лес крепчайший, - что на еврейском выражено словом basir, а у LXX переведено: Изобильный деревьями, - был вырублен, потому что храм, считавшийся непреодолимым по своей крепости и отстроенный разными царями и князьями, а затем Иродом, был разрушен до основания римлянами.

    Некоторые, не понимая смысла этого места, относят слова: Ливан, ели, сосны, дубы Васана и лес, изобильный деревьями и крепкий, - к враждебным силам, которые у пророка Иезекииля названы именами Ассура и фараона: Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его (Иез 31:3) и прочее, относящееся то к Ассуру, то к фараону. Они думают, что это относится или к враждебным силам, или к некоторым гордецам и владыкам, о которых мы читаем и в псалме: Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские (Пс 28:5) и в другом месте: Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено (Ис 2:12), а после народа: И на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские (Ис 2:13).

    Эти люди утверждают также, что о том же Ливане пророчествуется так: Ливан падет с высокими. Но мы будем следовать прежнему толкованию, соответствует указанному нами значению. Слышен голос рыдания пастухов, потому что опустошено приволье их; слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана (Зах 11:3). Эти слова также содержат в себе часть предыдущего отрывка. Те, которых он прежде назвал кедрами, елями, соснами и дубами Васана, и потом разъяснил, что это за деревья словами: и величавые опустошены, теперь с помощью другого сравнения называются пастырями, то есть главами и учителями и теми, которые были первыми в народе. Они должны плакать и рыдать, потому что их величие, внешняя красота и блеск опустошены и уничтожены, а именно храм, которым они хвастались.

    Комментарии на малых пророков.

  • 34.

    И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего

    См. Толкование на (Ис 10:33)

Ничего нет для сопоставления.