Глава 61

  • Закрыть сопоставления
  • 12.

    Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия

    На сказанное в 61-м псалме: единою глагола Бог, двоя сия слышах.

    Добыча, которую желаешь ты уловить, наилучший, и разумнейшими с трудом уловляется, а для умов дебелых вовсе неуловима. Спрашивал ты, что значит: единою глагола Бог, двоя сия слышах? Посему (так как надобно открыть дверь разумения и разбор затруднительного в изречении предоставить более разумным) думаю, что сказано сие в таком смысле, в каком сказал бы иной: такой-то встретился со мною однажды, но вел разговор о различных предметах.

    Таков ближайший смысл изречения, представляющийся с первого взгляда; более же глубокий и близкий к делу рассеян во всех Писаниях. Но укажу оный, взяв в руки одно или два места, хотя можно обращать внимание и на многие другие места, заключающие в себе такой же высокий смысл, как и у Песнопевца.

    Бог сказал Адаму: земля еси, и в землю отыдеши (Быт 3:19), - и не присовокупил: «обратишься в ничто и не возвратишься более к жизни». По причине сего молчания проразумеваю воскресение, ибо сим Господь дал изгнаннику надежду на возвращение. Определение Божие, кажущееся односторонним, выражает Царское человеколюбие и порождает надежду на возвращение.

    И Ниневитяне, народ жестокий, выслушав о себе почти прямое определение, не потерпели ничего жестокого. Но в сказанном: еще три дни, и Ниневия превратится (Ион 3:4), - уразумели, что выражается сим Божие человеколюбие, ибо определение, исполненное неизбежной угрозы, заключало в себе тайную мысль, сокрытую в присовокупленной отсрочке. Не было сказано в оном: «после трех дней»; напротив того, заключалось в нем как бы следующее: «три дня потерплю еще вас»; и образумившись, они отклонили от себя погибель и приобрели спасение. Определение Божие, по-видимому, заключало не одно что-то, но две вещи: или наказание нераскаянным, или спасение кающимся. Сие-то показал и самый итог, соответствующий более сему изъяснению, нежели определению.

1.Начальнику хора Идифумова.
Псалом Давида.

2.Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.

3.Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое:
не поколеблюсь более.

4.Доколе вы будете налегать на человека?
Вы будете низринуты, все вы,
как наклонившаяся стена,
как ограда пошатнувшаяся.

5.Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи;
устами благословляют, а в сердце своем клянут.

6.Только в Боге успокаивайся, душа моя!
ибо на Него надежда моя.

7.Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое:
не поколеблюсь.

8.В Боге спасение мое и слава моя;
крепость силы моей и упование мое в Боге.

9.Народ! надейтесь на Него во всякое время;
изливайте пред Ним сердце ваше:
Бог нам прибежище.

10.Сыны человеческие — только суета;
сыны мужей — ложь;
если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.

11.Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением;
когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.

12.Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,

13.и у Тебя, Господи, милость,
ибо Ты воздаешь каждому по делам его.