- 26.
На слова Писания: потребится помазание, и пр.
Священством и царскою властью, соименник мой, устраиваются дела общественные. И хотя во многом они различаются между собою (одно есть душа, а другая - тело), но один имеют в виду конец - спасение подвластных. Посему-то, когда зарождался народ иудейский, как самое необходимое, было узаконено и долгое время продолжалось священство. А так как Иудеи, будучи плотскими и одебелевшими, взыскали и царской власти, была дана им и она, как полезная и восставляющая от падения не покорных священству.
Частью они были славны потому, что имели священство, и частью спасались потому, что была у них царская власть. А по уничтожении того и другого не осталось у них никакого способа ко спасению. Посему Пророк Даниил, намереваясь показать совершенное расстройство общественных дел у Иудеев после Креста, так что не окажется тогда у них и остатка доброй надежды, не видно будет и ожидания чего-либо лучшего, сказал: потребится помазание и суд не будет в нем, - словом помазание обозначая священство и словом суд - царскую власть и гражданское состояние.
Сказав об уничтожении священства, всего более обозначил уже он уничтожение и царской власти, и всего прочего. Потому что по совершенном прекращении главнейшего и существеннейшего не могло устоять и что-либо иное, и основанием царству служило благочестие пред Богом, которое и поставлялось в служении Богу. Однако же Пророк сказал, что и царство кончится, предрекая тем конечное уничтожение гражданской власти у иудеев и свидетельствуя о возведении всего к гораздо лучшему и божественнейшему богослужению.
На сказанное: град и святое рассыплет со Старейшиною грядущим
Если сказанное Даниилу Ангелом: град и святое рассыплет со Старейшиною грядущим, - почитают изреченным о ком-либо другом, то пусть толкуют, как хотят, нимало не вредя истине. Если же называемый Грядущим есть Христос, согласно со словами Писания: Благословен Грядый во имя Господне (Пс 117:26), и: Ты ли еси Грядый, или иного чаем? (Мф 11:3) - то смысл изречения таков: все досточтимое и знаменитое у иудеев ниспровергает не Отец только, но и Христос, ожидаемый ими как их избавитель. Поскольку вознеистовствовали они на Самого Сына Царева, то понесут достойные наказания. Не только город, но и святое рассыплется, то есть храм будет разорен.
И смотри, какая точность! Не сказал: «рассыплется со Старейшиною», как думают иные, но: Отец рассыплет храм и город при содействии Старейшины, и именно поруганного ими в первое Его пришествие. Если же сие неясно, то пусть сказано будет еще яснее. Бог и Старейшина рассыплют град и храм, поэтому, хотя дело сие приписывается Римлянам, но в действительности было следствием Божественного гнева. И свидетель сему Иосиф Флавий, который говорит: «Не Римлянам обязаны мы тем, что война с ними разорила всех нас; не их силами совершилось это, но высшая была причина, которая доставила им мнимую победу». Какая же это была причина? Очевидно: то, что сделано со Спасителем, повергло Иерусалим в это, и общественные дела их преклонились долу, лучше же сказать, обратились в совершенное ничто. Если же не верят Иудеи, то пусть скажут: по какой причине плен их до ныне остается невозвратным?
который поставлен был царем над царством Халдейским,2.в первый год царствования его
я, Даниил, сообразил по книгам число лет,
о котором было слово Господне к Иеремии пророку,
что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.3.И обратил я лице мое к Господу Богу
с молитвою и молением,
в посте и вретище и пепле.4.И молился я Господу Богу моему, и исповедывался
и сказал: «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный,
хранящий завет и милость любящим Тебя
и соблюдающим повеления Твои!5.Согрешили мы, поступали беззаконно,
действовали нечестиво, упорствовали
и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;6.и не слушали рабов Твоих, пророков,
которые Твоим именем говорили царям нашим,
и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.7.У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд,
как день сей,
у каждого Иудея, у жителей Иерусалима
и у всего Израиля, у ближних и дальних,
во всех странах, куда Ты изгнал их
за отступление их, с каким они отступили от Тебя.8.Господи! у нас на лицах стыд,
у царей наших, у князей наших и у отцов наших,
потому что мы согрешили пред Тобою.9.А у Господа Бога нашего милосердие и прощение,
ибо мы возмутились против Него10.и не слушали гласа Господа Бога нашего,
чтобы поступать по законам Его,
которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.11.И весь Израиль преступил закон Твой
и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего;
и за то излились на нас проклятие и клятва,
которые написаны в законе Моисея, раба Божия:
ибо мы согрешили пред Ним.12.И Он исполнил слова Свои,
которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас,
наведя на нас великое бедствие,
какого не бывало под небесами
и какое совершилось над Иерусалимом.13.Как написано в законе Моисея,
так все это бедствие постигло нас;
но мы не умоляли Господа Бога нашего,
чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.14.Наблюдал Господь это бедствие
и навел его на нас:
ибо праведен Господь Бог наш
во всех делах Своих, которые совершает,
но мы не слушали гласа Его.15.И ныне, Господи Боже наш,
изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною
и явивший славу Твою, как день сей!
согрешили мы, поступали нечестиво.16.Господи! по всей правде Твоей
да отвратится гнев Твой и негодование Твое
от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей;
ибо за грехи наши и беззакония отцов наших
Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.17.И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его
и воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое,
ради Тебя, Господи.18.Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши,
открой очи Твои и воззри на опустошения наши
и на город, на котором наречено имя Твое;
ибо мы повергаем моления наши пред Тобою,
уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.19.Господи! услыши;
Господи! прости;
Господи! внемли и соверши,
не умедли ради Тебя Самого, Боже мой,
ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».20.И когда я еще говорил и молился,
и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля,
и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим
о святой горе Бога моего;21.когда я еще продолжал молитву,
муж Гавриил, которого я видел прежде в видении,
быстро прилетев,
коснулся меня около времени вечерней жертвы22.и вразумлял меня, говорил со мною
и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.23.В начале моления твоего вышло слово,
и я пришел возвестить его тебе,
ибо ты муж желаний;
итак вникни в слово и уразумей видение.24.Семьдесят седмин
определены для народа твоего и святаго города твоего,
чтобы покрыто было преступление,
запечатаны были грехи и заглажены беззакония,
и чтобы приведена была правда вечная,
и запечатаны были видение и пророк,
и помазан был Святый святых.25.Итак знай и разумей:
с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима,
до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины;
и возвратится народ и обстроятся улицы и стены,
но в трудные времена.26.И по истечении шестидесяти двух седмин
предан будет смерти Христос,
и не будет;
а город и святилище разрушены будут
народом вождя, который придет,
и конец его будет как от наводнения,
и до конца войны будут опустошения.27.И утвердит завет для многих одна седмина,
а в половине седмины прекратится жертва и приношение,
и на крыле святилища будет мерзость запустения,
и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».



