Глава 9

  • Закрыть сопоставления
  • 26.

    На слова Писания: потребится помазание, и пр.

    Священством и царскою властью, соименник мой, устраиваются дела общественные. И хотя во многом они различаются между собою (одно есть душа, а другая - тело), но один имеют в виду конец - спасение подвластных. Посему-то, когда зарождался народ иудейский, как самое необходимое, было узаконено и долгое время продолжалось священство. А так как Иудеи, будучи плотскими и одебелевшими, взыскали и царской власти, была дана им и она, как полезная и восставляющая от падения не покорных священству.

    Частью они были славны потому, что имели священство, и частью спасались потому, что была у них царская власть. А по уничтожении того и другого не осталось у них никакого способа ко спасению. Посему Пророк Даниил, намереваясь показать совершенное расстройство общественных дел у Иудеев после Креста, так что не окажется тогда у них и остатка доброй надежды, не видно будет и ожидания чего-либо лучшего, сказал: потребится помазание и суд не будет в нем, - словом помазание обозначая священство и словом суд - царскую власть и гражданское состояние.

    Сказав об уничтожении священства, всего более обозначил уже он уничтожение и царской власти, и всего прочего. Потому что по совершенном прекращении главнейшего и существеннейшего не могло устоять и что-либо иное, и основанием царству служило благочестие пред Богом, которое и поставлялось в служении Богу. Однако же Пророк сказал, что и царство кончится, предрекая тем конечное уничтожение гражданской власти у иудеев и свидетельствуя о возведении всего к гораздо лучшему и божественнейшему богослужению.

    На сказанное: град и святое рассыплет со Старейшиною грядущим

    Если сказанное Даниилу Ангелом: град и святое рассыплет со Старейшиною грядущим, - почитают изреченным о ком-либо другом, то пусть толкуют, как хотят, нимало не вредя истине. Если же называемый Грядущим есть Христос, согласно со словами Писания: Благословен Грядый во имя Господне (Пс 117:26), и: Ты ли еси Грядый, или иного чаем? (Мф 11:3) - то смысл изречения таков: все досточтимое и знаменитое у иудеев ниспровергает не Отец только, но и Христос, ожидаемый ими как их избавитель. Поскольку вознеистовствовали они на Самого Сына Царева, то понесут достойные наказания. Не только город, но и святое рассыплется, то есть храм будет разорен.

    И смотри, какая точность! Не сказал: «рассыплется со Старейшиною», как думают иные, но: Отец рассыплет храм и город при содействии Старейшины, и именно поруганного ими в первое Его пришествие. Если же сие неясно, то пусть сказано будет еще яснее. Бог и Старейшина рассыплют град и храм, поэтому, хотя дело сие приписывается Римлянам, но в действительности было следствием Божественного гнева. И свидетель сему Иосиф Флавий, который говорит: «Не Римлянам обязаны мы тем, что война с ними разорила всех нас; не их силами совершилось это, но высшая была причина, которая доставила им мнимую победу». Какая же это была причина? Очевидно: то, что сделано со Спасителем, повергло Иерусалим в это, и общественные дела их преклонились долу, лучше же сказать, обратились в совершенное ничто. Если же не верят Иудеи, то пусть скажут: по какой причине плен их до ныне остается невозвратным?

1.В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского,
который поставлен был царем над царством Халдейским,

2.в первый год царствования его
я, Даниил, сообразил по книгам число лет,
о котором было слово Господне к Иеремии пророку,
что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.

3.И обратил я лице мое к Господу Богу
с молитвою и молением,
в посте и вретище и пепле.

4.И молился я Господу Богу моему, и исповедывался
и сказал: «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный,
хранящий завет и милость любящим Тебя
и соблюдающим повеления Твои!

5.Согрешили мы, поступали беззаконно,
действовали нечестиво, упорствовали
и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;

6.и не слушали рабов Твоих, пророков,
которые Твоим именем говорили царям нашим,
и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.

7.У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд,
как день сей,
у каждого Иудея, у жителей Иерусалима
и у всего Израиля, у ближних и дальних,
во всех странах, куда Ты изгнал их
за отступление их, с каким они отступили от Тебя.

8.Господи! у нас на лицах стыд,
у царей наших, у князей наших и у отцов наших,
потому что мы согрешили пред Тобою.

9.А у Господа Бога нашего милосердие и прощение,
ибо мы возмутились против Него

10.и не слушали гласа Господа Бога нашего,
чтобы поступать по законам Его,
которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.

11.И весь Израиль преступил закон Твой
и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего;
и за то излились на нас проклятие и клятва,
которые написаны в законе Моисея, раба Божия:
ибо мы согрешили пред Ним.

12.И Он исполнил слова Свои,
которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас,
наведя на нас великое бедствие,
какого не бывало под небесами
и какое совершилось над Иерусалимом.

13.Как написано в законе Моисея,
так все это бедствие постигло нас;
но мы не умоляли Господа Бога нашего,
чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.

14.Наблюдал Господь это бедствие
и навел его на нас:
ибо праведен Господь Бог наш
во всех делах Своих, которые совершает,
но мы не слушали гласа Его.

15.И ныне, Господи Боже наш,
изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною
и явивший славу Твою, как день сей!
согрешили мы, поступали нечестиво.

16.Господи! по всей правде Твоей
да отвратится гнев Твой и негодование Твое
от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей;
ибо за грехи наши и беззакония отцов наших
Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.

17.И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его
и воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое,
ради Тебя, Господи.

18.Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши,
открой очи Твои и воззри на опустошения наши
и на город, на котором наречено имя Твое;
ибо мы повергаем моления наши пред Тобою,
уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.

19.Господи! услыши;
Господи! прости;
Господи! внемли и соверши,
не умедли ради Тебя Самого, Боже мой,
ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».

20.И когда я еще говорил и молился,
и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля,
и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим
о святой горе Бога моего;

21.когда я еще продолжал молитву,
муж Гавриил, которого я видел прежде в видении,
быстро прилетев,
коснулся меня около времени вечерней жертвы

22.и вразумлял меня, говорил со мною
и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.

23.В начале моления твоего вышло слово,
и я пришел возвестить его тебе,
ибо ты муж желаний;
итак вникни в слово и уразумей видение.

24.Семьдесят седмин
определены для народа твоего и святаго города твоего,
чтобы покрыто было преступление,
запечатаны были грехи и заглажены беззакония,
и чтобы приведена была правда вечная,
и запечатаны были видение и пророк,
и помазан был Святый святых.

25.Итак знай и разумей:
с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима,
до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины;
и возвратится народ и обстроятся улицы и стены,
но в трудные времена.

26.И по истечении шестидесяти двух седмин
предан будет смерти Христос,
и не будет;
а город и святилище разрушены будут
народом вождя, который придет,
и конец его будет как от наводнения,
и до конца войны будут опустошения.

27.И утвердит завет для многих одна седмина,
а в половине седмины прекратится жертва и приношение,
и на крыле святилища будет мерзость запустения,
и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».