Глава 4

  • Закрыть сопоставления
  • 22.

    Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев

    На сказанное Господом Самарянке: мы кланяемся, Его же вемы.

    Надлежало бы не давать вовсе и ответа поверившим Евномию, этому человеку, который почитая себя сильным в слове, осмелился сказать, будто бы Сын принадлежит к числу поклоняющихся. Он не мог понять или, как думаю, не хотел по предубеждению и честолюбию сказать то, что истинно и что разумеют и мудрые, и неразумные, именно же, что Господь, применяясь к понятию Самарянки, говорившей с Ним, как с Иудеем, и предпочитавшей свое иудейскому, дал ей такой ответ: мы кланяемся, Его же вемы. Ибо очевидно, что Он в числе достопокланяемых.

    Впрочем, чтобы не подать о себе мысли, будто бы мы даем им повод обвинять нас в презорстве, в опровержение их скажи: крайнею несмысленностью страдаете вы, поверив человеку, осмелившемуся учить, что Отец несравним, и отвергшему богомудрого Павла, который сказал: не восхищением непщева быти равен Богу (Флп 2:6). Ибо и слово: болий (Ин 14:28), которое приводите вы для умаления Сына, сказано потому, что возможно сравнение, а не не для того, чтобы показать несравнимое превосходство. Если, как вы говорите, Сын произошел из не сущих, то, по вашим словам, Отец не есть болий. Ибо какое сравнение всегда Сущего с происшедшим из не сущих?

    Положим, что если вы и исповедуете, что Он не временно и бесстрастно произошел из Отцовой Личности, но не будете в состоянии постигнуть точный смысл, в каком сказано: Отец Мой болий Мене есть (Ин 14:28). Ибо Апостолам, которые умирали от страха, как готовящиеся немедленно погибнуть, не в научение, а только в утешение, чтобы их ободрить, сказано сие, что идет Он к Тому, Кто по их мнению, есть болий.

    Сему ясным доказательством служит то, что не в иное время сказано это, но в ту самую ночь, в которую Христос был предан и в которую в такое смирение облекал Он слова Свои, что сказал даже: или мнится вам яко не могу умолити Отца Моего и представить Ми вящше неже дванадесяте легеона Ангел (Мф 26:53)? Ибо на что было такое число, когда при Езекии один избил сто восемьдесят пять тысяч человек, и сокрушил персидскую силу? Но, как выше сказано, Господь говорил это сообразно с их боязнью и с их предположением.

    Посему, если не постигаете сего истинного смысла, но решились отстать от нечестия Аномеев, то возможете сказать то же, что изрек некто в беседе с ними: «Отец болий как Родитель и равен, поскольку Он Бог и единосущен».

    Письма. Книга I.

1.Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе,
что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, —

2.хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —

3.то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

4.Надлежало же Ему проходить через Самарию.

5.Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь,
близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6.Там был колодезь Иаковлев.
Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя.
Было около шестого часа.

7.Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды.
Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8.Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9.Женщина Самарянская говорит Ему:
как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?
ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10.Иисус сказал ей в ответ:
если бы ты знала дар Божий
и Кто говорит тебе: дай Мне пить,
то ты сама просила бы у Него,
и Он дал бы тебе воду живую.

11.Женщина говорит Ему:
господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок;
откуда же у тебя вода живая?

12.Неужели ты больше отца нашего Иакова,
который дал нам этот колодезь
и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13.Иисус сказал ей в ответ:
всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14.а кто будет пить воду, которую Я дам ему,
тот не будет жаждать вовек;
но вода, которую Я дам ему,
сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15.Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды,
чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16.Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17.Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.
Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18.ибо у тебя было пять мужей,
и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе;
это справедливо ты сказала.

19.Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20.Отцы наши поклонялись на этой горе,
а вы говорите, что место, где должно поклоняться,
находится в Иерусалиме.

21.Иисус говорит ей:
поверь Мне, что наступает время,
когда и не на горе сей,
и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22.Вы не знаете, чему кланяетесь,
а мы знаем, чему кланяемся,
ибо спасение от Иудеев.

23.Но настанет время и настало уже,
когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине,
ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24.Бог есть дух,
и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25.Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос;
когда Он придет, то возвестит нам все.

26.Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27.В это время пришли ученики Его,
и удивились, что Он разговаривал с женщиною;
однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь?
или: о чем говоришь с нею?

28.Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город,
и говорит людям:

29.пойдите, посмотрите Человека,
Который сказал мне все, что я сделала:
не Он ли Христос?

30.Они вышли из города и пошли к Нему.

31.Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32.Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33.Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34.Иисус говорит им:
Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35.Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва?
А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы,
как они побелели и поспели к жатве.

36.Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную,
так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37.ибо в этом случае справедливо изречение:
один сеет, а другой жнет.

38.Я послал вас жать то, над чем вы не трудились:
другие трудились, а вы вошли в труд их.

39.И многие Самаряне из города того уверовали в Него
по слову женщины, свидетельствовавшей,
что Он сказал ей все, что она сделала.

40.И потому, когда пришли к Нему Самаряне,
то просили Его побыть у них;
и Он пробыл там два дня.

41.И еще большее число уверовали по Его слову.

42.А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем,
ибо сами слышали и узнали,
что Он истинно Спаситель мира, Христос.

43.По прошествии же двух дней Он вышел оттуда
и пошел в Галилею,

44.ибо Сам Иисус свидетельствовал,
что пророк не имеет чести в своем отечестве.

45.Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его,
видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, —
ибо и они ходили на праздник.

46.Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую,
где претворил воду в вино.
В Капернауме был некоторый царедворец,
у которого сын был болен.

47.Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею,
пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его,
который был при смерти.

48.Иисус сказал ему:
вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

49.Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

50.Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров.
Он поверил слову, которое сказал ему Иисус,
и пошел.

51.На дороге встретили его слуги его
и сказали: сын твой здоров.

52.Он спросил у них: в котором часу стало ему легче?
Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

53.Из этого отец узнал, что это был тот час,
в который Иисус сказал ему: сын твой здоров,
и уверовал сам и весь дом его.

54.Это второе чудо сотворил Иисус,
возвратившись из Иудеи в Галилею.