Глава 5

  • Закрыть сопоставления
  • 19.

    На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также

    Сие: не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща, есть знак не бессилия, но невозможности Отцу иметь одно изволение, а Сыну - другое. Но если Сын видит, что творит Отец, Отец же творит изволяемое в совете, то, следовательно, Сын видит и самые советы Отца, потому что самое изволение Божие есть уже творение. А если Сын видит изволяемое в совете Отца и участвует в изволении, то, как очевидно, участвует и в естестве. Следовательно, у Отца и Сына одна сущность, как и одна воля.


    Если богомудрый Павел узаконил духовная (очевидно, речения и именования) сразсуждать духовными (1 Кор 2:13), то и нам надлежит испытывать Божественные Писания, следуя сему правилу. А посему прежде всего должно принять в рассмотрение, почему сказано: не может, и потом приступить к решению вопроса.

    Итак, выслушай сперва законодателя Моисея. Ибо справедливо будет основать понятие на Ветхом Завете, а увенчать Новым. Что говорит он народу? Не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой ((Втор 16:5)-6). Употребил речение: не возможеши, вместо «не дозволено, не дано права, не допущено, не разрешено тебе». А что могли бы праздновать пасху и в других городах, это явствует само собою, потому что и теперь делают это, хотя и противозаконно. Итак, что же значит не возможеши? — Не позволено тебе, не приноси жертвы, не совершай.

    А что в этом смысле сказано, послушай Апостолов, которые последуют законодателю и говорят: не можем мы, яже слышахом и видехом, не глаголати (Деян 4:20). Итак, что же? Неужели не могли молчать? Без сомнения, могли. Посему, что же хотели сим сказать? Невозможно, неприлично предавать молчанию то, что обязаны мы громко и ясно проповедать. И Иудеи (а свидетельство врагов, конечно, стоит уважения) говорили: яко убо нарочитое знамение бысть яве, и не можем отрещися (Деян 4:16), речением: не можем означая: не имеем права. И Апостол говорит о Боге и Отце: в нихже не возможно солгати Богу (Евр 6:18), не в немощи какой обвиняя вседержительную Силу, но изображая величайшую силу, а именно то, что Отец Истины не доступен лжи.

    И в другом месте, подкрепляя ту же мысль, сказал: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может (2 Тим.2:13). Ибо и сие есть доказательство не немощи, но все превосходящей силы, с которою несовместимо отречение Божественного естества от Себя Самого. Если же надлежит привести свидетельство и Самого Спасителя, изречение Которого еретики стараются толковать злонамеренно, то слушай, что говорит Он: не могут сынове брачнии поститися, дондеже жених с ними есть (Мк 2:19), то есть сие не позволительно, не прилично, не пристойно им, не допускается, не признается сообразным. А поскольку в таком смысле сказано сие, то видна спасительная цель.

    И это: не может Сын о Себе творити ничесоже, — не немощь Его выражает, но величайшую силу, а именно то, что невозможно и допустить, чтобы Сын творил что–либо противное Отцу. Поскольку подозревали Его Иудеи в том, что Он противник Богу и присваивает Себе чужую славу, то сказал это, как бы так говоря: «Не думайте, что творю что–либо против воли Отца, этому и быть невозможно. Не свойственно мне творить что–либо вопреки Его намерению. Ни с чем не сообразно, чтобы Я воспротивился Отцу». И что сие он подразумевает, явствует из сказанного нами выше, видно же и из великого смирения, с каким выразился Он. Ибо что изрек? Не может Сын о Себе творити ничесоже.

    Если бы сказал: «иное творит о Себе, а иное — не о Себе», то, может быть, не нелепо было бы понимать, что сказал это по немощи. Если же изрек, что не может творити ничесоже, то сие самое даже и тех, кому не хотелось бы уразуметь что–либо возвышенное и благородное, понуждает обратиться к понятию боголепному и достойному оной Божественной Сущности. Понуждает сказать себе самим: ничесоже творит о Себе, однако же Он сотворил самое великое дело, — то, что составляет главизну всех благ, о чем болезновали патриархи, что предрекали Пророки, чему изумлялись небесные сонмы. И сосуд избранный, сокровищница Божественных таин, тайноводитель проповеди взывает, говоря: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим ((Флп 2:6)-7).

    Ничесоже творит о Себе, однако же Сам ясно взывает: и Сын, ихже хощет, живит (Ин 5:21). Ничесоже творит о Себе, однако же похвалил сотника, который свидетельствовал об Его самодержавной силе и власти, подтверждая его мнение, чтобы признавали сказанное не только решением сотника, но и определением Самого Спасителя. А прокаженному, который громогласно исповедал, что Он может творить, и в ясных словах просил только о том, чтобы Он восхотел: аще хощеши, можеши мя очистити, — тем явственно приписав Ему совершенную власть, Господь, ответствовал подтверждая его мнение Своим решением: хочу, очистися ((Мф 8:2)-3).

    Ничесоже творит о Себе, однако же Хананеянке сказал: буди тебе, якоже хощеши (Мф 15:28), воспретил ветру и морю, отверз очи слепому, возвратил крепость расслабленному, воздвиг Лазаря. Но если бы покусились мы представить все, возвещающее о власти Сына, то, хотя и захотели бы кончить, не возмогли бы, может быть. Потому, оставив это, сделаем заключение, судя по себе самим. Ничесоже творит о Себе, однако же мы, ничтожнее которых ничего и быть не может, многое делаем сами по себе: и порока избегаем, и идем во след добродетели. А если бы не сами по себе это делали, то несправедливо было бы нам терпеть наказания, греша, и получать венцы, преуспевая.

    Видишь ли, что смирение, с избытком выраженное в изречении, и неблагопризнательных убеждает с благочестивым разумением принять высоту сказанного. А если вникнешь и в самое различение, то найдешь, что оно выражено так именно, как нами истолковано. Ибо не сказано: не может Сын о Себе творити ничесоже, если не примет силы от Отца (так надлежало бы отличить себя тому, кто действительно не может творить, если бы изреченное выражало его немощь), но что говорит? Аще не еже видит Отца творяща. Видишь ли, как возвещает равночестие, равномощие и единосущие?

    Письма. Книга I.

1.После сего был праздник Иудейский,
и пришел Иисус в Иерусалим.

2.Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня,
называемая по-еврейски Вифезда,
при которой было пять крытых ходов.

3.В них лежало великое множество больных,
слепых, хромых, иссохших,
ожидающих движения воды,

4.ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню
и возмущал воду,
и кто первый входил в нее по возмущении воды,
тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5.Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6.Иисус, увидев его лежащего
и узнав, что он лежит уже долгое время,
говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7.Больной отвечал Ему: так, Господи;
но не имею человека,
который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода;
когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8.Иисус говорит ему: встань,
возьми постель твою и ходи.

9.И он тотчас выздоровел,
и взял постель свою и пошел.
Было же это в день субботний.

10.Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота;
не должно тебе брать постели.

11.Он отвечал им: Кто меня исцелил,
Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12.Его спросили: кто Тот Человек,
Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13.Исцеленный же не знал, кто Он,
ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14.Потом Иисус встретил его в храме
и сказал ему: вот, ты выздоровел;
не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15.Человек сей пошел и объявил Иудеям,
что исцеливший его есть Иисус.

16.И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его
за то, что Он делал такие дела в субботу.

17.Иисус же говорил им:
Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

18.И еще более искали убить Его Иудеи
за то, что Он не только нарушал субботу,
но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

19.На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам:
Сын ничего не может творить Сам от Себя,
если не увидит Отца творящего:
ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

20.Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам;
и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

21.Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет,
так и Сын оживляет, кого хочет.

22.Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

23.дабы все чтили Сына, как чтут Отца.
Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

24.Истинно, истинно говорю вам:
слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня
имеет жизнь вечную, и на суд не приходит,
но перешел от смерти в жизнь.

25.Истинно, истинно говорю вам:
наступает время, и настало уже,
когда мертвые услышат глас Сына Божия
и, услышав, оживут.

26.Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе,
так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27.И дал Ему власть производить и суд,
потому что Он есть Сын Человеческий.

28.Не дивитесь сему;
ибо наступает время,
в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия;

29.и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.

30.Я ничего не могу творить Сам от Себя.
Как слышу, так и сужу,
и суд Мой праведен;
ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31.Если Я свидетельствую Сам о Себе,
то свидетельство Мое не есть истинно.

32.Есть другой, свидетельствующий о Мне;
и Я знаю, что истинно то свидетельство,
которым он свидетельствует о Мне.

33.Вы посылали к Иоанну,
и он засвидетельствовал об истине.

34.Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство,
но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35.Он был светильник, горящий и светящий;
а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36.Я же имею свидетельство больше Иоаннова:
ибо дела, которые Отец дал Мне совершить,
самые дела сии, Мною творимые,
свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37.И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне.
А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

38.и не имеете слова Его пребывающего в вас,
потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39.Исследуйте Писания,
ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную;
а они свидетельствуют о Мне.

40.Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41.Не принимаю славы от человеков,

42.но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43.Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня;
а если иной придет во имя свое, его примете.

44.Как вы можете веровать,
когда друг от друга принимаете славу,
а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45.Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем:
есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46.Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне,
потому что он писал о Мне.

47.Если же его писаниям не верите,
как поверите Моим словам?