Глава 10

  • Закрыть сопоставления
  • 8.

    Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

    На слова: вси, елико их прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы. Сие: вси, елико их прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы, - сказано не о Пророках и не о законе, как хотелось бы отвергающим Ветхий Завет, которым руководились к вере и мы, уверовавшие, послушав Христа, который и в том, и другом указывает на Писания, ибо они свидетельствуют о Нем. Но сказано сие о лжепророках, о которых Сам Он сказал: не посылах их, а они течаху (Иер 23:21). Ибо не сказал: «все, сколько их послано», но: елико их прииде. Пророки же были посылаемы.

    Моисею сказано было: гряди, да послю тя во Египет (Исх 3:10). И Исаия слышал глаголюща Бога: кого послю, и кто пойдет к людем сим, и сказал: се аз, посли мя (Ис 6:8). А лжепророки и те, которые стремились стать начальниками и предстоятелями, каковы были Февда, Иуда Галилеянин (Деян 5:36) и Египтянин, предводитель разбойников (21:38), не были посылаемы, но, чтобы себя показать, сами себя поставив и добиваясь права начальствовать, убегали из дома.

    То, что именно о них тогда сказал Господь, явствует из последующих Его слов. Ибо он говорит: тать не приходит, разве да убиет и украдет и погубит (Ин 10:10); потому что все, которые послушались их и вознамерились исказить истину, были умерщвлены и погибли совершенно, угаснув скорее, чем промчавшееся слово.

  • 29.

    Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

    На слова Писания: никто же восхитит их от руки Его. Спрашивал ты: «если написано: никто же восхитит от руки Отца Моего, то почему же многие погибают?» Отвечаю на сие: никто же может восхитити из непобедимой и непреодолимой Десницы тех, которые правою верою и доблестною жизнью приуготовили себя к тому, чтобы быть собственностью сей Десницы. Но кто-то может их обольстить; то есть никто не возможет отвлечь их насильно и самоуправно, но иной может обмануть лжеумствованиями и обольщениями. Зависит же это не от Десницы непреодолимой, но от беспечности людей, одаренных свободою. И погибель постигает не по немощи Хранителя, но по легкомыслию охраняемых.

  • 30.

    Я и Отец - одно.

    На слова: Аз и Отец едино есма. Невозможно, как писал ты, увидеть света, сокровенного в Писании, из объяснения, тобою даннаго; напротив того, тебя, скорее, ослепляют возсиявающие из Писания лучи. Ибо сказать, будто бы из Писания видно, что ипостась Отца и Сына одна - признак великого неразумия, лучше же сказать, бессмыслия. Если с точностью исследуешь написанное, не подвергающееся сомнению, то найдешь непогрешительное изложение тайны. Сказано: Аз и Отец едино есма, а не Аз и Отец едино есмь. Посему словом: едино выражается единая сущность, а словом: есма (двойственное число) означаются две ипостаси.

1.Истинно, истинно говорю вам:
кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде,
тот вор и разбойник;

2.а входящий дверью есть пастырь овцам.

3.Ему придверник отворяет,
и овцы слушаются голоса его,
и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4.И когда выведет своих овец, идет перед ними;
а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5.За чужим же не идут, но бегут от него,
потому что не знают чужого голоса.

6.Сию притчу сказал им Иисус;
но они не поняли, что такое Он говорил им.

7.Итак, опять Иисус сказал им:
истинно, истинно говорю вам,
что Я дверь овцам.

8.Все, сколько их ни приходило предо Мною,
суть воры и разбойники;
но овцы не послушали их.

9.Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется,
и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10.Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.
Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11.Я есмь пастырь добрый:
пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12.А наемник, не пастырь, которому овцы не свои,
видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит;
и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13.А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14.Я есмь пастырь добрый;
и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15.Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;
и жизнь Мою полагаю за овец.

16.Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,
и тех надлежит Мне привести:
и они услышат голос Мой,
и будет одно стадо и один Пастырь.

17.Потому любит Меня Отец,
что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18.Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее.
Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.
Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

19.От этих слов опять произошла между Иудеями распря.

20.Многие из них говорили:
Он одержим бесом и безумствует;
что слушаете Его?

21.Другие говорили: это слова не бесноватого;
может ли бес отверзать очи слепым?

22.Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления,
и была зима.

23.И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

24.Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему:
долго ли Тебе держать нас в недоумении?
если Ты Христос, скажи нам прямо.

25.Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите;
дела, которые творю Я во имя Отца Моего,
они свидетельствуют о Мне.

26.Но вы не верите,
ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.

27.Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их;
и они идут за Мною.

28.И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек;
и никто не похитит их из руки Моей.

29.Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех;
и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

30.Я и Отец — одно.

31.Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32.Иисус отвечал им:
много добрых дел показал Я вам от Отца Моего;
за которое из них хотите побить Меня камнями?

33.Иудеи сказали Ему в ответ:
не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство
и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34.Иисус отвечал им:
не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

35.Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие,
и не может нарушиться Писание, —

36.Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир,
вы говорите: богохульствуешь,
потому что Я сказал: Я Сын Божий?

37.Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;

38.а если творю,
то, когда не верите Мне, верьте делам Моим,
чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

39.Тогда опять искали схватить Его;
но Он уклонился от рук их,

40.и пошел опять за Иордан,
на то место, где прежде крестил Иоанн,
и остался там.

41.Многие пришли к Нему и говорили,
что Иоанн не сотворил никакого чуда,
но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.

42.И многие там уверовали в Него.