- 6.
И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил
Отчего ворон утром кормит Илию хлебом, а вечером — мясом?
Ворон понимается как естество, помраченное по причине непослушания, а Илия, сидящий при потоке, понимается как ум ведующего, который зиждется в потоке искушений и аскетических трудов. Этот ум принимает утром от помраченного естества хлеб, то есть собирает ведение путем естественного созерцания сущего, а вечером принимает мясо — ведь он посвящается в таинство вочеловечения Господа, которое произойдет в последние дни, ибо Сотворивший естество из не сущего, разумеется, восстановит его, если оно испорчено.
Или же иначе: Илия понимается как образ Господа. Ведь, когда все сердца охватил духовный голод, Он вошел в поток, то есть в жизнь, и добровольно перенес искушения и страдания; когда Он пришел к своим, свои Его не приняли (Ин 1:11) и не накормили, а язычники, помраченные от идолопоклонства, приняли Его и накор мили ведением и деланием, ибо хлеб означает ведение, а мясо — делание.
Вопросы и затруднения.
- 9.
встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя
Умозрение о святом Илии и о сарептской вдове.
Ибо всякая душа, вдовствующая от добра и не имеющая в себе добродетели и ведения Бога, когда приимет божественное и распознающее Слово, приходя в памятование своих грехов научается как хлебом добродетелей питать препитывающее [ее] Слово и поить истинными догматами Источник жизни, и самому естеству предпочитать исцеление его, от коего водонос - плоть подаст практическую краткость добродетелям [т.е., быстро совершит их на практике], а чванец - ум непрестанно будет источать содержащее в себе свет ведения созерцание, а внутренний помысел, - как там сын вдовицы,- умерев для прежней страстной жизни, удостоится стать причастником подаваемой Словом жизни божественной и вечной.
Амбигвы к Иоанну.
- 10.
И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.
Умозрение о святом Илии и о сарептской вдове
Ибо всякая душа, вдовствующая от добра и не имеющая в себе добродетели и ведения Бога, когда приимет божественное и распознающее Слово, приходя в памятование своих грехов научается как хлебом добродетелей питать препитывающее [ее] Слово и поить истинными догматами Источник жизни, и самому естеству предпочитать исцеление его, от коего водонос-плоть подаст практическую краткость добродетелям [т.е., быстро совершит их на практике], а чванец-ум непрестанно будет источать содержащее в себе свет ведения созерцание, а внутренний помысел, - как там сын вдовицы, - умерев для прежней страстной жизни, удостоится стать причастником подаваемой Словом жизни божественной и вечной.
- 18.
И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего
См. Толкование на (Лев 14:38)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Максим Исповедник > Третья книга Царств > Глава 17
Глава 17
Ничего нет для сопоставления.