• 6.

    И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

    Отчего ворон утром кормит Илию хлебом, а вечером — мясом?

    Ворон понимается как естество, помраченное по причине непослушания, а Илия, сидящий при потоке, понимается как ум ведующего, который зиждется в потоке 
искушений и аскетических трудов. Этот ум принимает
 утром от помраченного естества хлеб, то есть собирает 
ведение путем естественного созерцания сущего, а вечером принимает мясо — ведь он посвящается в таинство
 вочеловечения Господа, которое произойдет в последние 
дни, ибо Сотворивший естество из не сущего, разумеется, восстановит его, если оно испорчено.

    Или же иначе: Илия понимается как образ Господа. 
Ведь, когда все сердца охватил духовный голод, Он вошел в поток, то есть в жизнь, и добровольно перенес искушения и страдания; когда Он пришел к своим, свои Его 
не приняли (Ин 1:11) и не накормили, а язычники, помраченные от идолопоклонства, приняли Его и накор
мили ведением и деланием, ибо хлеб означает ведение,
 а мясо — делание.

    Вопросы и затруднения.

  • 9.

    встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя

    Умозрение о святом Илии и о сарептской вдове.

    Ибо всякая душа, вдовствующая от добра и не имеющая в себе добродетели и ведения Бога, когда приимет божественное и распознающее Слово, приходя в памятование своих грехов научается как хлебом добродетелей питать препитывающее [ее] Слово и поить истинными догматами Источник жизни, и самому естеству предпочитать исцеление его, от коего водонос - плоть подаст практическую краткость добродетелям [т.е., быстро совершит их на практике], а чванец - ум непрестанно будет источать содержащее в себе свет ведения созерцание, а внутренний помысел, - как там сын вдовицы,- умерев для прежней страстной жизни, удостоится стать причастником подаваемой Словом жизни божественной и вечной.

    Амбигвы к Иоанну.

  • 10.

    И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться.

    Умозрение о святом Илии и о сарептской вдове

    Ибо всякая душа, вдовствующая от добра и не имеющая в себе добродетели и ведения Бога, когда приимет божественное и распознающее Слово, приходя в памятование своих грехов научается как хлебом добродетелей питать препитывающее [ее] Слово и поить истинными догматами Источник жизни, и самому естеству предпочитать исцеление его, от коего водонос-плоть подаст практическую краткость добродетелям [т.е., быстро совершит их на практике], а чванец-ум непрестанно будет источать содержащее в себе свет ведения созерцание, а внутренний помысел, - как там сын вдовицы, - умерев для прежней страстной жизни, удостоится стать причастником подаваемой Словом жизни божественной и вечной.

  • 18.

    И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего

    См. Толкование на (Лев 14:38)