- 3.
В городе, из которого выступила тысяча, останется сотня, а в городе, из которого выступила сотня, останется десяток
Поскольку общая сумма содержит в себе четыре десятки (ибо первая десятка из единиц, сама же десятка тоже одна [десятая], но для сотни, сотня — одна [десятая] для тысячи, а тысяча — одна [десятая] для десяти ты сяч) — так вот, так как число добродетели, прибывая, умножается и воспринимает прибавление, то, я по лагаю, из чисел явствует следующее: кто так преуспел в [исполнении] десяти заповедей, что каждая заповедь за ключается в остальных, тот, умножив их на десять, достиг сотни и, подобно Сарре, воспринял в прибавление букву «р». Тот же, кто при этом преуспел и в знании — тот, умножив на десять сотню, достиг тысячи. Поскольку же и это изречено пророком в форме проклятия, то это означает [следующее]: достигший в добродетели уровня сотни, [если проявит] нерадение, низводится и дохо дит до десятки. Таким же образом от сотни, [достигнутой] в делании, человек нисходит к простому соблюдению заповедей по обычаю, иначе говоря, исполняет их по-иудейски.
Вопросы и затруднения.
- 18.
Ст. 18-19 Горе желающим дня Господня! …И он есть тьма, а не свет, то же, как если бы человек убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, и если бы пришел домой и оперся руками о стену, и ужалила бы его змея
День Господень есть просвещение и знание Господа. Всякий, кто желает воспринять знание Бога без деятельной добродетели, тот, разумеется, достоин жалости. Ведь страсти, гнев и вожделение, достают его — пытаясь избежать пасти льва, то есть гнева, он попадает к медведю, то есть вожделению. Затем же, теснимый этими страстями, он приходит домой, опирается руками о стену, и змея жалит его. Дом есть душа, а стена — тело, и всякий раз как он находит опору деятельных сил души в телесном удовольствии, то выходит наслажде ние — ведь это и есть змея — и жалит его. Наслажде ние жалит несчастную душу, вползая в каждое чувство тела, будто в щель. Так вот, для того, кто столь немощен очами души, солнце знания есть тьма и ослепление.
Вопросы и затруднения.
- 19.
то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его
См. Толкование на (Ам 5:18)
в котором я подниму плач о вас, дом Израилев.2.Упала, не встает более дева Израилева!
повержена на земле своей, и некому поднять ее.3.Ибо так говорит Господь Бог:
город, выступавший тысячею, останется только с сотнею,
и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева.4.Ибо так говорит Господь дому Израилеву:
взыщите Меня, и будете живы.5.Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал,
и в Вирсавию не странствуйте,
ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто.6.Взыщите Господа, и будете живы,
чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь,
который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.7.О, вы, которые суд превращаете в отраву
и правду повергаете на землю!8.Кто сотворил семизвездие и Орион,
и претворяет смертную тень в ясное утро,
а день делает темным как ночь,
призывает воды морские и разливает их по лицу земли? —
Господь имя Ему!9.Он укрепляет опустошителя против сильного,
и опустошитель входит в крепость.10.А они ненавидят обличающего в воротах
и гнушаются тем, кто говорит правду.11.Итак за то, что вы попираете бедного
и берете от него подарки хлебом,
вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них;
разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить.12.Ибо Я знаю,
как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши:
вы враги правого,
берете взятки и извращаете в суде дела бедных.13.Поэтому разумный безмолвствует в это время,
ибо злое это время.14.Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, —
и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите.15.Возненавидьте зло и возлюбите добро,
и восстановите у ворот правосудие;
может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов.16.Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель:
на всех улицах будет плач,
и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!»,
и призовут земледельца сетовать
и искусных в плачевных песнях — плакать,17.и во всех виноградниках будет плач,
ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь.18.Горе желающим дня Господня!
для чего вам этот день Господень?
он тьма, а не свет,19.то же, как если бы кто убежал от льва,
и попался бы ему навстречу медведь,
или если бы пришел домой и оперся рукою о стену,
и змея ужалила бы его.20.Разве день Господень не мрак, а свет?
он тьма, и нет в нем сияния.21.Ненавижу, отвергаю праздники ваши
и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.22.Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение,
Я не приму их
и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших.23.Удали от Меня шум песней твоих,
ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.24.Пусть, как вода, течет суд,
и правда — как сильный поток!25.Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне
в течение сорока лет, дом Израилев?26.Вы носили скинию Молохову
и звезду бога вашего Ремфана,
изображения, которые вы сделали для себя.27.За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь;
Бог Саваоф — имя Ему!



