Глава 5

  • Закрыть сопоставления
  • 3.

    В городе, из которого выступила тысяча, останется сотня, а в городе, из которого выступила 
сотня, останется десяток

    Поскольку общая сумма содержит в себе четыре десятки (ибо первая десятка из единиц, сама же десятка тоже одна [десятая], но для сотни, сотня — одна [десятая]
 для тысячи, а тысяча — одна [десятая] для десяти ты
сяч) — так вот, так как число добродетели, прибывая, умножается и воспринимает прибавление, то, я по
лагаю, из чисел явствует следующее: кто так преуспел в
[исполнении] десяти заповедей, что каждая заповедь за
ключается в остальных, тот, умножив их на десять, достиг сотни и, подобно Сарре, воспринял в прибавление 
букву «р». Тот же, кто при этом преуспел и в знании — 
тот, умножив на десять сотню, достиг тысячи. Поскольку 
же и это изречено пророком в форме проклятия, то это 
означает [следующее]: достигший в добродетели уровня сотни, [если проявит] нерадение, низводится и дохо
дит до десятки. Таким же образом от сотни, [достигнутой] в делании, человек нисходит к простому соблюдению заповедей по обычаю, иначе говоря, исполняет их
 по-иудейски.

    Вопросы и затруднения.

  • 18.

    Ст. 18-19 Горе желающим дня Господня! …И он есть тьма, а не свет, то же, как если бы
 человек убежал от льва, и попался бы ему навстречу 
медведь, и если бы пришел домой и оперся руками о 
стену, и ужалила бы его змея

    День Господень есть просвещение и знание Господа. 
Всякий, кто желает воспринять знание Бога без деятельной добродетели, тот, разумеется, достоин жалости. Ведь страсти, гнев и вожделение, достают его — пытаясь 
избежать пасти льва, то есть гнева, он попадает к медведю, то есть вожделению. Затем же, теснимый этими страстями, он приходит домой, опирается руками о 
стену, и змея жалит его. Дом есть душа, а стена — тело, и всякий раз как он находит опору деятельных сил 
души в телесном удовольствии, то выходит наслажде
ние — ведь это и есть змея — и жалит его. Наслажде
ние жалит несчастную душу, вползая в каждое чувство 
тела, будто в щель. Так вот, для того, кто столь немощен
 очами души, солнце знания есть тьма и ослепление.

    Вопросы и затруднения.

  • 19.

    то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его

    См. Толкование на (Ам 5:18)

1.Слушайте это слово,
в котором я подниму плач о вас, дом Израилев.

2.Упала, не встает более дева Израилева!
повержена на земле своей, и некому поднять ее.

3.Ибо так говорит Господь Бог:
город, выступавший тысячею, останется только с сотнею,
и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева.

4.Ибо так говорит Господь дому Израилеву:
взыщите Меня, и будете живы.

5.Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал,
и в Вирсавию не странствуйте,
ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто.

6.Взыщите Господа, и будете живы,
чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь,
который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.

7.О, вы, которые суд превращаете в отраву
и правду повергаете на землю!

8.Кто сотворил семизвездие и Орион,
и претворяет смертную тень в ясное утро,
а день делает темным как ночь,
призывает воды морские и разливает их по лицу земли? —
Господь имя Ему!

9.Он укрепляет опустошителя против сильного,
и опустошитель входит в крепость.

10.А они ненавидят обличающего в воротах
и гнушаются тем, кто говорит правду.

11.Итак за то, что вы попираете бедного
и берете от него подарки хлебом,
вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них;
разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить.

12.Ибо Я знаю,
как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши:
вы враги правого,
берете взятки и извращаете в суде дела бедных.

13.Поэтому разумный безмолвствует в это время,
ибо злое это время.

14.Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, —
и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите.

15.Возненавидьте зло и возлюбите добро,
и восстановите у ворот правосудие;
может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов.

16.Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель:
на всех улицах будет плач,
и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!»,
и призовут земледельца сетовать
и искусных в плачевных песнях — плакать,

17.и во всех виноградниках будет плач,
ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь.

18.Горе желающим дня Господня!
для чего вам этот день Господень?
он тьма, а не свет,

19.то же, как если бы кто убежал от льва,
и попался бы ему навстречу медведь,
или если бы пришел домой и оперся рукою о стену,
и змея ужалила бы его.

20.Разве день Господень не мрак, а свет?
он тьма, и нет в нем сияния.

21.Ненавижу, отвергаю праздники ваши
и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.

22.Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение,
Я не приму их
и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших.

23.Удали от Меня шум песней твоих,
ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.

24.Пусть, как вода, течет суд,
и правда — как сильный поток!

25.Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне
в течение сорока лет, дом Израилев?

26.Вы носили скинию Молохову
и звезду бога вашего Ремфана,
изображения, которые вы сделали для себя.

27.За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь;
Бог Саваоф — имя Ему!