- 20.
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны
Вопрос: Что значит: Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы? Что такое невидимое Бога, и каковы вечная сила и Божество Его?
Ответ: Логосы сущих, прежде веков предуготовленные в Боге, как ведает [только] Он Сам, обычно именуются у божественных мужей также благими произволениями Божиими; и они, хотя и невидимы, мысленно созерцаются [нами через рассматривание] творений. Ибо все творения Божии, с должным искусством умозрительно созерцаемые нами сообразно естеству, сокровенно возвещают нам те логосы, в соответствии с которыми они получили бытие, и вместе с собой обнаруживают в каждом творении цель Божественного [Промысла]. Поэтому небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс 18:2). А вечная сила [Его] и Божество есть Промысел [Божий], объемлющий [все] сущие, и Его обожествляющее опекаемых действие.
Или, быть может, «невидимое Бога» есть ничто иное, как вечная сила Его и Божество, имеющие своими громкими глашатаями величественные великолепия тварного мира. Ибо, как исходя из сущих [вещей], мы веруем в то, что есть подлинно сущий Бог, так и исходя из сущностного различия видов сущих, мы научаемся относительно врожденной Ему по сущности Премудрости, лежащей в основе сущих и объемлющей их. И опять же, исходя из сущностного движения видов сущих мы познаём врожденную Ему по сущности Жизнь, [также] лежащую в основе сущих и наполняющую их. И, таким образом, на основании мудрого созерцания творения мы постигаем учение о Святой Троице, то есть [учение] об Отце, Сыне и Святом Духе. Ибо Слово, как единосущное, есть вечная Сила Божия, а единосущный Дух Святой - вечное Божество.
Поэтому прокляты те, которые не научились постигать из созерцания сущих Причину их и природные свойства этой Причины, то есть Силу и Божество. Ибо тварь взывает своими делами и как бы возвещает тем, кто обладает духовным слухом, собственную Причину, троично воспеваемую, то есть Бога и Отца, и неизреченную Его Силу и Божество, то есть Единородное Слово и Духа Святого. Это и есть «невидимое Бога», мысленно созерцаемое от создания мира.
Вопросоответы к Фалассию.
Ибо невидимое Его… от создания мира чрез рассматривание творений видимы. И если невидимое зрится посредством видимого, как написано, то для преуспевших в духовном созерцании легче будет постигнуть видимое через невидимое. Ибо символическое созерцание умопостигаемого посредством зримого есть одновременно и духовное ведение и умозрение видимого через невидимое. Ведь сущие, делающие явными друг друга, должны всегда иметь истинные и ясные отражения один другого, и связь между ними должна быть незамутненно чистой.
Мистагогия.
- 25.
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
Вопрос: Что значит: И поклонялись и служили твари вместо Творца? Что такое почитание и что - служение?
Ответ: Почитание есть поклонение Божеству с верою, а служение есть попечение [о Боге] делами. Вот это почитание, то есть веру, люди перенесли на тварь и стали поклоняться ей вместо Творца, веруя бесам, служа им и принося попечение дурными делами [своими]. Мы же, почитая Бога верой в Него, поспешим принести Ему и чистое служение - доведенное до совершенства житие [наше].
Итак, зло, как я сказал, есть неведение благой Причины сущих. Это неведение, калеча ум человеческий и явственно отверзая чувство, сделало его совершенно чуждым божественного ведения и, [напротив], наполнило страстным познанием чувственных [вещей]. Обильно вкушая это познание для одного только чувства, наподобие неразумных скотов, и находя на опыте, что вкушение чувственного бытия может служить к поддержанию его видимой и телесной природы, человек, конечно, как уже погрешивший [в познании] умопостигаемой красоты божественного велелепия, принял ошибочно за бога видимую тварь, обоготворил ее, поскольку она была полезна для поддержания тела, и, разумеется, возлюбил и тело свое, по природе родственное с признанной за бога тварью, со всяким тщанием поклоняясь твари вместо Творца через заботу и попечение об одном только теле. Ибо служить твари можно не иначе, как заботясь о [своем] теле, а служить Богу нельзя иначе, как очищая душу добродетелями. Совершая этому телу тлетворное служение и соделавшись в отношении к нему самолюбивым, человек беспрерывно имел в себе действенными наслаждение и страдание, так что всегда вкушал от древа непослушания, заключавшего в себе, согласно чувственному опыту, смешанное познание добра и зла.
Вопросоответы к Фалассию.
См. Толкования на (Ин 14:9) и (Рим 13:14)
раб Иисуса Христа,
призванный Апостол,
избранный к благовестию Божию,2.которое Бог прежде обещал через пророков Своих,
в святых писаниях,3.о Сыне Своем,
Который родился от семени Давидова по плоти4.и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни,
через воскресение из мертвых,
о Иисусе Христе Господе нашем,5.через Которого мы получили благодать и апостольство,
чтобы во имя Его покорять вере все народы,6.между которыми находитесь и вы,
призванные Иисусом Христом, —7.всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим,
призванным святым:
благодать вам и мир
от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.8.Прежде всего
благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас,
что вера ваша возвещается во всем мире.9.Свидетель мне Бог,
Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его,
что непрестанно воспоминаю о вас,10.всегда прося в молитвах моих,
чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам,11.ибо я весьма желаю увидеть вас,
чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,12.то есть утешиться с вами верою общею,
вашею и моею.13.Не хочу, братия, оставить вас в неведении,
что я многократно намеревался придти к вам
(но встречал препятствия даже доныне),
чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.14.Я должен и Еллинам и варварам,
мудрецам и невеждам.15.Итак, что до меня,
я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.16.Ибо я не стыжусь благовествования Христова,
потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему,
во-первых, Иудею, потом и Еллину.17.В нем открывается правда Божия от веры в веру,
как написано: праведный верою жив будет.18.Ибо открывается гнев Божий с неба
на всякое нечестие и неправду человеков,
подавляющих истину неправдою.19.Ибо, что можно знать о Боге, явно для них,
потому что Бог явил им.20.Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество,
от создания мира через рассматривание творений видимы,
так что они безответны.21.Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога,
и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих,
и омрачилось несмысленное их сердце;22.называя себя мудрыми, обезумели,23.и славу нетленного Бога изменили в образ,
подобный тленному человеку,
и птицам,
и четвероногим,
и пресмыкающимся, —24.то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте,
так что они сквернили сами свои тела.25.Они заменили истину Божию ложью,
и поклонялись,
и служили твари вместо Творца,
Который благословен во веки,
аминь.26.Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их
заменили естественное употребление противоестественным;27.подобно и мужчины,
оставив естественное употребление женского пола,
разжигались похотью друг на друга,
мужчины на мужчинах делая срам
и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.28.И как они не заботились иметь Бога в разуме,
то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,29.так что они исполнены всякой неправды,
блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы,
исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,30.злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики,
самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,31.безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.32.Они знают праведный суд Божий,
что делающие такие дела достойны смерти;
однако не только их делают, но и делающих одобряют.



