Глава 9

  • Закрыть сопоставления
  • 2.

    Отчего никто из святых не допускал [для себя] печали, и почему [тогда] о многих святых говорится, что они
 испытывали печаль, как, например, и Павел говорит:
 Непрестанная для меня печаль и так далее?

    Тот, кто упражняется в деятельной [добродетели], печа
лится похвальной печалью, пока совесть поражает и ранит его по причине образов, [всплывающих] в его памяти. Тот же, кто достиг меры совершенства, оказывается 
выше и такой печали — ведь просвещенный посредством
 ведения, раскрыв умственную часть души неотделимо 
Богу по равной тождественности движения и обретя
 неизреченную радость в постоянном наслаждении божественной красотой, как может принять противопо
ложную [этой радости] печаль?

    Когда же говорят, что святые печалятся, [то они печалятся] по подражанию их Владыке; говорится ведь о печали и радости применительно к Богу в отношении промысла: печали — о погибших, радости — о спасенных.

    Однако единое слово «печаль» допускает множество 
способов рассмотрения. То, что именуется печалью у святых — это милость, сострадание и изобилие радости 
богоподобного совершенства, хранимого внутри и промыслительно раздаваемого вовне.

    Вопросы и затруднения.

  • 3.

    Что означают слова Апостола: быть отлученным 
от Христа за… родных моих?

    Я молился, говорит Апостол, от Христа быть преданным диаволу, так чтобы быть подвергнутым бичеванию
 и за израильтян вынести наказания — которых они по
 справедливости заслужили за свое неверие в Бога, —
 только чтобы они были спасены. [Ведь] таким же образом и Господь предал Себя (Еф 5:2) и сделался за нас
 клятвою (Гал. 3,13).

    Вопросы и затруднения.

  • 11.

    Почему в Писании сказано, что Бог возненавидел Исава еще до его рождения, а Иакова возлюбил?

    Если толковать буквально, то ясно, что Бог, знающий все прежде рождения их, знал, какими оба станут по их собственному произволению, а зная, одного ненавидел, а другого любил. Если же искать смысл через анагогическое толкование, то ненавистен пред Богом каждый ум, наподобие Исава, косматый — [обросший] мирской вещественностью и огрубевший от нечестивых помыслов. А возлюблен всякий Иаков, ум гладкий — простой, нематериальный и однородный. [Можно толковать] и иначе: у всякого Исаака два сына, один из которых еще до рождения ненавистен, а другой возлюблен. Эти [два сына] — закон духа и мудрование плоти, ибо еще до того, как проявиться на деле, первый — любим, а второе — ненавистно.

    Или иначе: Исаак понимается как образ Божий. У Него два сына — закон писаный и закон духовный, и один из них косматый и грубый, а второй гладкий. Ведь Закон содержит неисчислимое множество предписаний. А ненавистен он оттого, что, по словам Исайи, праздники ваши и субботы ненавидит душа Моя ((Ис 1:13)-14). Другой же любим, ибо он гладок, а ведь Евангелие гладко и сжато, ибо требует [лишь] искренней веры и доброй совести [в отношении] к ближнему.

    Или еще, исходя из значения имен: пред Богом ненавистен всякий презирающий благочестие и нерадивый в нем — ведь так и толкуется имя «Исав». Возлюблен же всякий запинающий зло, как и толкуется имя «Иаков».

    Вопросы и затруднения.

  • 12.

    не от дел, но от Призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего

    См. Толкование на (Рим 9:11)

  • 13.

    как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел

    См. Толкование на (Рим 9:11)

1.Истину говорю во Христе, не лгу,
свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,

2.что великая для меня печаль
и непрестанное мучение сердцу моему:

3.я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих,
родных мне по плоти,

4.то есть Израильтян,
которым принадлежат усыновление и слава,
и заветы,
и законоположение,
и богослужение,
и обетования;

5.их и отцы,
и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог,
благословенный во веки,
аминь.

6.Но не то, чтобы слово Божие не сбылось:
ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;

7.и не все дети Авраама, которые от семени его,
но сказано: в Исааке наречется тебе семя.

8.То есть не плотские дети суть дети Божии,
но дети обетования признаются за семя.

9.А слово обетования таково:
в это же время приду, и у Сарры будет сын.

10.И не одно это;
но так было и с Ревеккою,
когда она зачала в одно время двух сыновей
от Исаака, отца нашего.

11.Ибо, когда они еще не родились
и не сделали ничего доброго или худого
(дабы изволение Божие в избрании происходило

12.не от дел, но от Призывающего),
сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,

13.как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.

14.Что же скажем?
Неужели неправда у Бога?
Никак.

15.Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую;
кого жалеть, пожалею.

16.Итак помилование зависит
не от желающего и не от подвизающегося,
но от Бога милующего.

17.Ибо Писание говорит фараону:
для того самого Я и поставил тебя,
чтобы показать над тобою силу Мою
и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.

18.Итак, кого хочет, милует;
а кого хочет, ожесточает.

19.Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет?
Ибо кто противостанет воле Его?»

20.А ты кто, человек, что споришь с Богом?
Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»

21.Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси
сделать один сосуд для почетного употребления,
а другой для низкого?

22.Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое,
с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,

23.дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия,
которые Он приготовил к славе,

24.над нами, которых Он призвал
не только из Иудеев, но и из язычников?

25.Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом,
и не возлюбленную — возлюбленною.

26.И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ,
там названы будут сынами Бога живаго.

27.А Исаия провозглашает об Израиле:
хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской,
только остаток спасется;

28.ибо дело оканчивает и скоро решит по правде,
дело решительное совершит Господь на земле.

29.И, как предсказал Исаия:
если бы Господь Саваоф не оставил нам семени,
то мы сделались бы, как Содом,
и были бы подобны Гоморре.

30.Что же скажем?
Язычники, не искавшие праведности, получили праведность,
праведность от веры.

31.А Израиль, искавший закона праведности,
не достиг до закона праведности.

32.Почему?
потому что искали не в вере, а в делах закона.
Ибо преткнулись о камень преткновения,

33.как написано:
вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна;
но всякий, верующий в Него, не постыдится.