- 2.
Отчего никто из святых не допускал [для себя] печали, и почему [тогда] о многих святых говорится, что они испытывали печаль, как, например, и Павел говорит: Непрестанная для меня печаль и так далее?
Тот, кто упражняется в деятельной [добродетели], печа лится похвальной печалью, пока совесть поражает и ранит его по причине образов, [всплывающих] в его памяти. Тот же, кто достиг меры совершенства, оказывается выше и такой печали — ведь просвещенный посредством ведения, раскрыв умственную часть души неотделимо Богу по равной тождественности движения и обретя неизреченную радость в постоянном наслаждении божественной красотой, как может принять противопо ложную [этой радости] печаль?
Когда же говорят, что святые печалятся, [то они печалятся] по подражанию их Владыке; говорится ведь о печали и радости применительно к Богу в отношении промысла: печали — о погибших, радости — о спасенных.
Однако единое слово «печаль» допускает множество способов рассмотрения. То, что именуется печалью у святых — это милость, сострадание и изобилие радости богоподобного совершенства, хранимого внутри и промыслительно раздаваемого вовне.
Вопросы и затруднения.
- 3.
Что означают слова Апостола: быть отлученным от Христа за… родных моих?
Я молился, говорит Апостол, от Христа быть преданным диаволу, так чтобы быть подвергнутым бичеванию и за израильтян вынести наказания — которых они по справедливости заслужили за свое неверие в Бога, — только чтобы они были спасены. [Ведь] таким же образом и Господь предал Себя (Еф 5:2) и сделался за нас клятвою (Гал. 3,13).
Вопросы и затруднения.
- 11.
Почему в Писании сказано, что Бог возненавидел Исава еще до его рождения, а Иакова возлюбил?
Если толковать буквально, то ясно, что Бог, знающий все прежде рождения их, знал, какими оба станут по их собственному произволению, а зная, одного ненавидел, а другого любил. Если же искать смысл через анагогическое толкование, то ненавистен пред Богом каждый ум, наподобие Исава, косматый — [обросший] мирской вещественностью и огрубевший от нечестивых помыслов. А возлюблен всякий Иаков, ум гладкий — простой, нематериальный и однородный. [Можно толковать] и иначе: у всякого Исаака два сына, один из которых еще до рождения ненавистен, а другой возлюблен. Эти [два сына] — закон духа и мудрование плоти, ибо еще до того, как проявиться на деле, первый — любим, а второе — ненавистно.
Или иначе: Исаак понимается как образ Божий. У Него два сына — закон писаный и закон духовный, и один из них косматый и грубый, а второй гладкий. Ведь Закон содержит неисчислимое множество предписаний. А ненавистен он оттого, что, по словам Исайи, праздники ваши и субботы ненавидит душа Моя ((Ис 1:13)-14). Другой же любим, ибо он гладок, а ведь Евангелие гладко и сжато, ибо требует [лишь] искренней веры и доброй совести [в отношении] к ближнему.
Или еще, исходя из значения имен: пред Богом ненавистен всякий презирающий благочестие и нерадивый в нем — ведь так и толкуется имя «Исав». Возлюблен же всякий запинающий зло, как и толкуется имя «Иаков».
Вопросы и затруднения.
- 12.
не от дел, но от Призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего
См. Толкование на (Рим 9:11)
- 13.
как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел
См. Толкование на (Рим 9:11)
свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,2.что великая для меня печаль
и непрестанное мучение сердцу моему:3.я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих,
родных мне по плоти,4.то есть Израильтян,
которым принадлежат усыновление и слава,
и заветы,
и законоположение,
и богослужение,
и обетования;5.их и отцы,
и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог,
благословенный во веки,
аминь.6.Но не то, чтобы слово Божие не сбылось:
ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;7.и не все дети Авраама, которые от семени его,
но сказано: в Исааке наречется тебе семя.8.То есть не плотские дети суть дети Божии,
но дети обетования признаются за семя.9.А слово обетования таково:
в это же время приду, и у Сарры будет сын.10.И не одно это;
но так было и с Ревеккою,
когда она зачала в одно время двух сыновей
от Исаака, отца нашего.11.Ибо, когда они еще не родились
и не сделали ничего доброго или худого
(дабы изволение Божие в избрании происходило12.не от дел, но от Призывающего),
сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,13.как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.14.Что же скажем?
Неужели неправда у Бога?
Никак.15.Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую;
кого жалеть, пожалею.16.Итак помилование зависит
не от желающего и не от подвизающегося,
но от Бога милующего.17.Ибо Писание говорит фараону:
для того самого Я и поставил тебя,
чтобы показать над тобою силу Мою
и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.18.Итак, кого хочет, милует;
а кого хочет, ожесточает.19.Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет?
Ибо кто противостанет воле Его?»20.А ты кто, человек, что споришь с Богом?
Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»21.Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси
сделать один сосуд для почетного употребления,
а другой для низкого?22.Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое,
с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,23.дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия,
которые Он приготовил к славе,24.над нами, которых Он призвал
не только из Иудеев, но и из язычников?25.Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом,
и не возлюбленную — возлюбленною.26.И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ,
там названы будут сынами Бога живаго.27.А Исаия провозглашает об Израиле:
хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской,
только остаток спасется;28.ибо дело оканчивает и скоро решит по правде,
дело решительное совершит Господь на земле.29.И, как предсказал Исаия:
если бы Господь Саваоф не оставил нам семени,
то мы сделались бы, как Содом,
и были бы подобны Гоморре.30.Что же скажем?
Язычники, не искавшие праведности, получили праведность,
праведность от веры.31.А Израиль, искавший закона праведности,
не достиг до закона праведности.32.Почему?
потому что искали не в вере, а в делах закона.
Ибо преткнулись о камень преткновения,33.как написано:
вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна;
но всякий, верующий в Него, не постыдится.



