- 1.
И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево
Здесь имеются в виду четыре главные царства: Ассирийское, Персидское, Греческое и Римское. <…> Некоторым образом удушая всех своим могуществом, они никому не позволяли дышать свободно, по своей воле. Под землей здесь имеются в виду различные провинции, под морем - острова, под деревьями - люди самых разных характеров и занятий. Иначе все это можно понять следующим образом: четыре ангела, равно как и четыре ветра, толкуются согласно пророчеству Даниила: Вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря (Дан 7:2)-3).
Изложение Откровения.
- 2.
Ст. 2-3 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога ясиваго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего
Господь, родившийся во плоти, Ангел великого совета, Вестник воли Отца, посетил нас с высоты востока (Лк 1:78) и принес знамя креста, которым положил печати на лица тех, кто Его. <…> Громок глас Господа, возглашающего: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). <…> Для того было разрушено владычество язычников, чтобы лики святых были отмечены знаком веры, в которой они устояли. Ведь и сам облик креста, раскрытого во все стороны, говорит о Царстве Божием <…>. Не зря на челе первосвященника писалось четырехбуквенное имя Божие - ведь это знак, которым отмечается чело верных, как и поется в псалме: Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! - и далее, до слов: дабы сделать безмолвным врага и мстителя (Пс 8:2)-3).
Изложение Откровения.
- 3.
Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
См. Толкование на (Откр 7:2)
- 4.
И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых
Этим конечным числом обозначается неисчислимое множество всей Церкви, подражанием рожденной от патриархов либо в потомках по плоти, либо по вере. Если же вы Христовы, говорит апостол, то вы семя Авраамово (Гал 3:29). Об умножении совершенства говорит и умножение двенадцати на двенадцать, исполненное прибавлением тысячи, которая является десятью в кубе и символизирует неразрушимую жизнь Церкви. Поэтому нередко ее представляют числом двенадцать: ведь она в четырехсоставном мире стоит верой во Святую Троицу (трижды четыре равно десяти плюс два). По этой причине для проповеди веры и были избраны двенадцать апостолов, а именно, символизируя числом тайну своей миссии.
Изложение Откровения.
- 5.
Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч
Естественно, что Иоанн начинает с колена Иудина, из которого произошел наш Господь, и пропускает колено Даново, из которого, как говорят, выйдет антихрист, как написано: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад (Быт 49:17)). Ведь он решил не по порядку следования земных поколений, но по истолкованию имен изложить добродетели Церкви, спешащей от нынешних исповедания и хвалы к вечной жизни, - так переводятся имена Иуды, стояще го первым в списке, и Вениамина, стоящего последним.
Итак, первым стоит Иуда, чье имя переводится как исповедание или хвала, потому что, не положив начало исповеданию, никто не достигает вершины доброделания; если мы не отречемся в исповеди от злых дел, то не узнаем о добрых. Следующим стоит Рувим, чье имя переводится видящий сына. Под сыном здесь подразумеваются дела, по свидетельству псалмопевца, который, произнося благословения доброму мужу, среди прочего говорит: сыновья твои, как масличные ветви. И ниже: увидишь сыновей у сыновей твоих (Пс 127:3) 6). Ведь неверно, что боящийся Бога не может быть блажен, если не родит детей и внуков; верных дев ждет лучшая награда. Нет, дети - это дела, а внуки - плоды дел, то есть вечная награда. Рувим следует за Иудой, то есть, когда заложена основа исповедания, покаяния и хвалы, приходит совершенство поступков.
Однако, поскольку многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22), за Рувимом следует Гад, чье имя можно понять как искушение или препоясанный, приготовленный. После того, как человек положил начало доброделанию, он должен подвергнуться более тяжелым испытаниям, чтобы приготовить его к более серьезным сражениям и подтвердить крепость его веры. Соломон говорит: Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то стой в справедливости и страхе и приготовь душу твою к искушению. И псалмопевец подтверждает: Ты препоясал меня силою для войны (Пс 17:40).
Изложение Откровения.
- 6.
из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч
И поскольку мы благословляем тех, кто выстоял в страданиях, то, согласно порядку, после Гада идет Асир, то есть блаженный. Ибо блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак 1:12). Сохраняемые надежным обетованием такого блаженства не испытывают стеснения, но, радуясь в надежде и терпеливо перенося искушения, воспевают с псалмопевцем: В тесноте Ты давал мне простор (Пс 4:2), и также: Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс 118:82); восклицают вместе с матерью блаженного Самуила: Широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем (1 Цар 2:1). И поэтому далее следует Неффалим, то есть широта. Однако за ним идет Манассия, чье имя значит забывший или нужда. Тайна этого имени обращает наше внимание на то, чтобы мы, наученные стеснением нынешнего времени, забывали заднее и, по слову апостола, простирались вперед, чтобы мы заботились о плоти, не потакая ее желаниям, но только лишь стесненные нуждой, связанной с тем, что мы - люди. Об этом, тоскуя по лучшему, молил и псалмопевец: Выведи меня из бед моих (Пс 24:17).
Изложение Откровения.
- 7.
из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч
Следующим стоит Симеон, то есть услышал скорбь либо имя обители, и самим смыслом этих слов [Иоанн] ясно показывает, что здесь нужно иметь и чего целесообразно ожидать. Ибо радость небесной обители даруется тем, чей дух здесь познал скорбь плодотворного покаяния. О них и говорится: Печаль ваша в радость будет (Ин 16:20). Поэтому далее следует Левий, то есть прибавленный, что говорит нам либо о тех, что временным приобретают вечное, как утверждает и Соломон: Богатством своим человек выкупает жизнь свою (Притч 18:8), либо тех, что, следуя совету Божию, принимают в этом веке стократное умножение испытаний, в будущем же веке - жизнь вечную.
С этим согласно и Писание: кто умножает познания, умножает скорбь (Екк 1:18). По этой причине горькие испытания были прибавлены и блаженному Иову, чтобы, показав себя испытанным, он изобильнее получил лучшую награду. Не случайно в верном порядке следующим идет Иссахар, что переводится как награда. Как учит апостол, нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8:18).
Изложение Откровения.
- 8.
из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч
Бог действует и совершенствует все это в жилище силы - так переводится имя Завулон, - когда сила совершается в немощи (2 Кор 12:9). Таким образом, тело, которое враги считают немощным и через которое они стремятся внести в душу погибель, с Божьей помощью, со счастливо прибывшим подкреплением оказывается непобедимым. Это и означает имя Иосиф - прибавление благодатных даров. Ты можешь понимать вышесказанное либо как умножение духовных даров от возвращенных в двойном объеме талантов, либо как те дары, что приносят Богу Искупителю поклоняющиеся Ему верные.
Чтобы ты понял, что не случаен порядок перечисления здесь [колен Израильских] и что перевод их имен символизирует тех, кто окажется по правую руку от Христа, вечного царя, на будущем суде, - Вениамин, как я уже говорил, стоит на последнем месте. Его имя переводится как сын правой руки, потому что им завершается перечисление. Когда будет повержен последний враг - смерть, избранным будет даровано счастье будущего наследия, и либо каждый из верных назовется сыном правой руки, либо весь собор Церкви, о которой поют: стала царица одесную Тебя в Офирском золоте (Пс 44:10).
Изложение Откровения.
- 9.
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
Это можно понять и так, что, перечислив колена Израилевы, которым первым было проповедано Евангелие, Иоанн хочет напомнить и о спасении язычников.
Изложение Откровения.
Дорогие братья, поскольку сегодня мы воздаем вечную славу первым мученикам, и этот праздник мучеников совершается на Небесах, давайте как следует поразмышляем над тем, как бы и нам, насколько возможно, идти по их стопам и постараться самим сделаться участниками небесного празднества, как и свидетельствует апостол, что если мы участвуем в страданиях, то будем участвовать и в утешении.
Нам не столько следует скорбеть об их смерти, сколько радоваться о том, что они получили пальмовую ветвь праведности. Над каждым из них, когда они в мучениях вырываются из этой жизни, плачет Рахиль - то есть родившая их Церковь провожает их плачем и стенаниями. Но когда они уже изошли [из этой жизни], Небесный Иерусалим, мать нам всем, вскоре принимает их в другую жизнь служителями радости, которые всегда под рукой, и вводит в радость Их Господа, и они принимают венец навеки.
Потому и говорит Иоанн: Стояли пред престолом и пред агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Стоят перед престолом Божиим увенчанными те, что некогда лежали, сокрушенные болью, перед престолами земных судей. Стоят перед Агнцем те, кого ничто не может отлучить от созерцания Его славы, потому что от Его любви их не смогли отлучить и пытки. Сияют в белых одеждах, держат пальмовые ветви в руках те, кто принимает награду за дела свои. Притом тела, которые ради Господа горели в огне, были терзаемы дикими зверями, терпели бичевание, были сбрасываемы в пропасть, разрываемы когтями и разрушаемы под воздействием самых разных пыток, они получат в воскресении прославленными.
Гомилии на Евангелие.
- 14.
Мученики омыли одежды кровью Агнца, тогда как члены их, которые в глазах неразумных (Прем 3:2) казались побеждены грязью боли, были очищены пролитой за Христа кровью от всякой мирской заразы. Кроме того, их члены сделались достойными прекраснейшего света бессмертия - это и имеется в виду, когда говорится, что они убелили омытые одежды кровью Агнца.
Гомилии на Евангелия.
- 15.
и служат Ему день и ночь в храме Его
Не трудно, но приятно и желаемо служение постоянной хвалы Богу; конечно же, день и ночь символизируют здесь не сменяемость времени, но постоянство.
Гомилии на Евангелия.
- 17.
ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод
Возможно, здесь говорится и о созерцании Бога, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 3:3). Об этом говорил и Давид: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (Пс 41:2).
Изложение Откровения.
Ничего нет для сопоставления. - 17.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Беда Достопочтенный > Откровение Иоанна Богослова > Глава 7