- 2.
повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,
Кого Моисей называет нечистым душею? Того, кто прикасался к мертвому, или приближался к костям мертвеца.
Почему и сим нечистым, и прокаженным, и изливающим семя повелел закон жить вне полка? Малым научает великому. Ибо если нечист прикасающийся к мертвому; тем паче нечист, кто гнусным убийством причиняет смерть. И если нечист прокаженный, тем паче нечист, кто предается порокам разного рода. Так в лице изливающего семя осуждается прелюбодейство. Ибо если скверно и непроизвольное, тем паче гнусно делаемое намеренно.
- 6.
скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та
Легчайшие грехи назвал человеческими, потому что естеству человеческому, как удобоизменяемому, невозможно быть свободным от всех грехов. Сказано: «никтоже чист от скверны, аще и един день житие его» (Иов 14:4). Посему-то и божественный Давид взывает: «не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк человек» (Пс 142:2). Един Владыка Христос, и как человек, и как Бог, не имеет порока. И провидя сие, Пророк Исаия взывал: «Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (Ис 53:9); (1Пет 2:22). Посему не имея собственных грехов, приял на Себя грехи других. Ибо «Сей грехи наша носит и о нас болезнует» (Ис 53:4). И великий Иоанн взывает: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин 1:29). Посему и «в мертвых свободь» (Пс 87:6), как неправедно претерпевший смерть. Итак, божественный закон учит, как должно врачевать прегрешивших нетяжко. Ибо нарушившему какое-либо условие повелевает сперва исповедать грех, а потом взятое у обиженного возвратить ему сполна, приложив еще пятую часть (Чис 5:7). А если бы случилось, что обиженный, прежде нежели обидевший раскается, кончит жизнь, то отдать это ужику. Ужиком же называет принадлежащего к роду, и порядок рода был следующий: первый – сын, потом дочь, потом брат отцев, а потом брат дедов. Если бы не было никого из таковых, заступает место ближайший сродник. А если бы не нашлось сродника, то закон повелевал сказанное выше приносить Богу. Ибо сказано так: «аще же несть человеку ужика, яко отдати ему преступление, отдаемое Господу, жерцу да будет, кроме овна очищения, имже помолится о нем» (Чис 5:8). Постановлено же и приносимые начатки снедать жрецам; потому что начатком народа были левиты, а начатком левитов – архиерей. Посему, как начатки, пользовались они начатками.
- 15.
Ст. 15-22 пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии; а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне, и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду; и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, - это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие. И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие; но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, - тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим; и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот твой и опало лоно твое. И скажет жена: аминь, аминь.
Почему подозреваемою в прелюбодействе приносима была ячная мука? Объяснил сие сам Владыка. Ибо сказал: «жертва ревнования есть, жертва памяти, жертва воспоминающая грех» (Чис 5:15). Посему повелел, чтобы не было при ней ни елея, ни ливана; потому что жертва сия лишена благоухания и света правды. Узаконил же быть сему Владыка Бог, зная их склонность к убийству. И чтобы не умерщвляли супруг по подозрению, повелел подозреваемую приводить к Нему, как премудро все знающему даже и содеваемое в тайне. Сказано: «и приведет жену жрец, и поставит пред Господем: и да возмет жрец воду живу чисту пред Господем в сосуде глиняне, и от персти на земли сущия у скинии свидения, и взем жрец да всыплет в воду: и да поставит жрец жену пред Господем, и да открыет главу жене, и да даст в руце ея жертву памяти, жертву ревнования, в руце же жреца да будет вода обличения клятвеныя сея» (Чис 5:16). Всему этому повелел быть, устрашая подозреваемую жену, чтобы покаялась, если согрешила, и за раскаяние получила прощение. Посему-то повелевает привести ее пред Бога с открытою главою, научая, что «вся нага и объявлена пред Ним (Евр 4:13), и ничто, делаемое нами, не сокрыто от Него. А что в устрашение жене повелел Бог делать сие, явствует из последующего: «и да закленет ю жрец, и речет жене: аще никто же бысть с тобою, и неси преступила осквернитися под мужем твоим, невинна буди от воды обличения клятвенныя сея: аще же преступила еси, мужата сущи, или осквернена еси, и даде кто тебе ложе свое, кроме мужа твоего…, да даст тя Господь в клятву и проклятие среди людей твоих, внегда дати Господу стегну твоему отпасти и чреву твоему разсестися» (Чис 5:19). Повелел же и жене подтвердить клятву, и сказать: «буди, буди» (Чис 5:22). Постановил также, чтобы клятва была написана, изглаждена в воде, и жена выпила воду (Чис 5:23), а прежде сего принесена была жертва, то есть, мука ячная. Потом дает знать, что жена невинная останется здоровою, а виновная и таящая грех опытом дознает силу клятвы, когда чрево разсядется и стегно отпадет. Ибо что служило ко греху, в том потерпит и наказание. Заклятие же должно разуметь так: если кто потерпит что-либо тяжкое и неудобоносимое, то иные клянясь имеют обычай говорить: чтобы не потерпеть и мне того же, что потерпел такой-то!
- 16.
а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне
См. Толкование на (Чис 5:15)
- 17.
и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;
См. Толкование на (Чис 5:15)
- 18.
и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, - это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.
См. Толкование на (Чис 5:15)
- 19.
И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;
См. Толкование на (Чис 5:15)
- 20.
но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего
См. Толкование на (Чис 5:15)
- 21.
тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим;
См. Толкование на (Чис 5:15)
- 22.
и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот твой и опало лоно твое. И скажет жена: аминь, аминь.
См. Толкование на (Чис 5:15)
Ничего нет для сопоставления. - 17.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Числа > Глава 5